Курсовая теория на тему Изучение особенности речи у дошкольников с заиканием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 5
1.1 Заикание, его причины и симптомы 5
1.2 Классификация заикания 9
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 14
2.1 Личностные и психологические особенности дошкольников с заиканием 14
2.2 Особенности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием 17
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 20
3.1 Особенности психомоторного развития дошкольников с заиканием 20
3.2 Рекомендации по педагогической работе с заикающимися детьми 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что для формирования предпосылок успешной социальной адаптации у ребенка необходимо полноценное и своевременное овладение устной речью.
На развитие личности ребенка оказывают отрицательное влияние затрудненность и ограниченность речевого общения, вызывая специфические особенности эмоционально-волевой сферы и психические наслоения. Что приводит в итоге к формированию нежелательных качеств характера, таких как, негативизм, застенчивость и замкнутость.
Все перечисленное, не будучи скорректированным в дошкольном возрасте, в дальнейшем негативно отразится на успеваемости, школьной адаптации и в будущем – на профориентации.
Наиболее часто встречающимся, длительно и сложно протекающим, является заикание. Для него характерен сложный комплекс симптомов и малоэффективная коррекция. Учеными (Буяновым М.И., Драпкиным Б.З., Цвынтарным В.В., Парамоновой Л.Г.) выделяются две клинические формы заикания – невротическая и неврозоподобная. Также заикание делится на три степени — легкую, среднюю и тяжелую.
Данной проблематике уделяло много ученых, таких как Буянов М.И., Цвынтарный В.В., Парамонов, Л.Г.Арутюнян Л.З., Виноградова М.А., Беккер К.П., Флоренская Ю.А., Шкловский В.М., Карвасарский Б.Д., Драпкин Б.З., Дель С.В., Сикорский И.А., Чевелева Н.А. и др.
Объект – особенность речи у дошкольников, страдающих заиканием.
Предмет – вариативность нарушения интонационной стороны речи в зависимости от формы заикания и структуры дефекта у дошкольников с заиканием.
Цель работы – изучить особенности речи дошкольников, страдающих заиканием.
Для реализации объекта, предмета и цели работы, ставится ряд задач:
1. Дать характеристику заиканию, как расстройству речи, его причинам и симптомам
2. Изучить классификацию заикания
3. Рассмотреть личностные и психологические особенности дошкольников с заиканием
4. Проанализировать особенности интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием
5. Исследовать особенности психомоторного развития дошкольников с заиканием
6. Предложить рекомендации по педагогической работе с заикающимися детьми
Методологической основой работы явились: труды Выготского Л.С, Левиной Р.Е., Лурии А.Р., Анохина П.К., Хомской Е.Д., Ляпидевского С.С., Павлова И.П., Бехтерева В.М., Гиляровского В.А., Рубинштейна С.Л., Жинкина Н.И., Неткачева Р.Д. и др.
Практическая значимость работы состоит в анализе и обобщении материала по теме с дальнейшим его использованием, формировании рекомендации по работе с дошкольниками, страдающими заиканием при проведении логопедических занятий.
Заключение:
Заикание в логопедии представляет одну из разновидностей нарушения речи с нарушенным темпом, ритмом и плавностью, связанную с судорогой мышцы речевого аппарата. Заикание проявляется как вынужденный обрыв речи повторяющимися остановками слов, слогов и запинками.
Сложность данной речевой патологии состоит в том, что заикающемуся ребенку сложно общаться с людьми, он заметно отличается от ровесников с нормальной речью, что накладывает отпечаток на его поведение и характер.
В настоящее время не существует ни одной научно доказанной теории о причинах появления нарушенной речи, однако на появление заикания воздействует ряд факторов.
Причины заикания условно делятся на две группы – предрасполагающие, либо отдаленные, и производящие, либо ближайшие.
Учеными выделяются две клинические формы заикания – невротическая и неврозоподобная, встречается смешанная форма. Существует три условные степени заикания — легкая, средняя и тяжелая.
Заикание, как речевой дефект, обусловлено как судорогами мышц,так и неврологическим механизмом (психолого-педагогическими особенностями).
Исследователями Рау Е.Ф., Чевеловой Н.А. и Власовой Н.А. выделяются условия либо формы речевого общения, в которых речь заикающихся проходит разнообразно, завися от степени сложности речевого высказывания.
Селиверстов В.И., опираясь на феномен фиксированности, выделил три группы заикающихся — нулевую, умеренную и выраженную.
В целом, дошкольникам с заиканием свойственны отсутствие сформированности навыков общения с коллективом и игровых умений, сниженная активность и скудность игровых замыслов.
Исследователи, изучающие симптомы заикания, отмечают, что нарушения ритма и темпа речи зачастую сочетаются с нарушениями темпа и ритма общих движений, т.е. заикающиеся имеют сочетания нарушений общей и речевой моторики.
Итак, невзирая на недостаточное изучение психолого-педагогической характеристики темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, можно сделать ряд выводов: современные и классические исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи заикания с психофизическим состоянием заикающегося ребенка, его личностью, отношениями и окружением.
Таким образом, было выявлено, что дошкольникам с заиканием присущи отклонения в формировании психомоторных функций. В то же время недостаточная разработанность проблемы заикания обусловливает сегодня многоаспектность воздействия на заикающегося и необходимость детального изучения особенностей речевого, моторного и психического развития у данной категории детей.
Применяя систему многообразных игр, составляющих методику игровой деятельности можно развить игровую активность заикающихся детей, перевоспитать личностные и поведенческие особенности, воспитать речь и устранить заикание.
Лечение заикания требует всесторонних усилий- от самого ребенка и от членов его семьи. Успешность логопедической терапии во многом зависит от терпения родителей и домашней атмосферы, требующей определенной работы над коммуникативным стилем всей семьи в целом.
Ребенок страдающий заиканием должен ощущать, что семья его поддерживает, понимает и воспринимает таким, какой он есть. Ведь до сих заикающиеся люди в обществе подвергаются критике и нареканиям.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Заикание, его причины и симптомы
Заикание в логопедии определяется, как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленной судорогой мышцы речевого аппарата.
Заикание проявляется как вынужденный обрыв речи повторяющимися остановками слов, слогов и запинками. Речь при этом прерывистая. Происходит это при судорогах в мышцах лица и шеи, составляющих аппарат речи. Судороги проявляются разнообразно – по частоте, длительности, месте и форме локализации.
При этом нет закономерности в появлении запинок – их можно наблюдать в начале, середине и конце фраз, а также на согласном или гласном звуках. Также при заикании голос становится сдавленным, слабым, монотонным и тихим на вдохе и выдохе. Кроме того, для заикающегося ребенка характерны движения тела, например покачивание головы или туловища и т.п. [3, 19]
Сложность данной речевой патологии состоит в том, что заикающемуся ребенку сложно общаться с людьми, он заметно отличается от ровесников с нормальной речью, что накладывает отпечаток на его поведение и характер.
Сикорский И.А., первым назвал заикание «детской болезнью», приводя аргументы, что еще существуют дети с подобным дефектом речи. Гиляровский В.А. склонялся к тому, что заикание должно исследоваться наряду с развитием функций речи.
Многие ученые, такие как Беккер К.П., Флоренская Ю.А., в своих исследованиях отнесли заикание в дошкольном возрасте к эволюционной патологии, так называемой патологией на этапе формирования речевых функций. В отдельных случаях заикание может сформироваться в более позднем возрасте, например при поступлении в школу.
Заикание может начинаться по-разному. В некоторых случаях – внезапно и стремительно, в других – незаметно и постепенно, ребенок начинает растягивать гласные, останавливаться, повторять слова либо слоги [6, 87].
В настоящее время нет ни одной научно доказанной теории о причинах появления нарушенной речи. Однако взгляды ученых совпадают в том, что при появлении заикания нет одной причины, здесь действует совокупность факторов.
1. Определенный возраст ребенка. В возрасте 2-6 лет, на этапе интенсивного формирования речи, могут наблюдаться первые признаки заикания. Лишь в единичных случаях – после семилетнего возраста.
2. Состояние центральной нервной системы ребенка. При исследовании нервной системы дошкольников с заиканием могут быть найдены серьезные недостатки, возникающие, преимущественно, в результате внутриутробных, родовых и ранних послеродовых заболеваний, а также травм центральной нервной системы. В таких случаях степень заикания практически одинакова при разных ситуациях общения и само заикание стабильно. При необнаруженных органических поражений мозга, можно вести речь о появлении заикания, как следствиях слабости нервной деятельности. Тогда речь ребенка может быть в зависимости от состояния нормальной, либо заикающейся.
3. Индивидуальные особенности речевого развития. Часто можно встретить заикающихся детей дошкольного возраста с рано развившейся речью. Их родители зачастую много читают им, постоянно предлагают пересказать прочитанное или рассказать перед большой незнакомой аудиторией. Подобное можно наблюдать при введении в раннем возрасте (1.5-2 года) в общение второго языка, что вызывает у ребенка большое психическое напряжение. Так как ребенок по причине возрастных особенностей еще не достаточно овладел родным языком. В некоторых случаях заикание может возникнуть, как подражание, у детей, общавшихся продолжительный период с детьми-заиками.
4. Наличие психической травматизации. У детей с особенностями нервной системы, на фоне острой психической травмы либо хронических конфликтных ситуаций, могут проявится запинки в речи при возникновении судорог речевого аппарата. Заикание у ребенка может сформироваться под действием сильного испуга, ухудшения обстановки в семье либо грубого отношения.
5. Генетический фактор. По наследству от родителей, ребенку может передаться определенная слабость центральных речевых механизмов, повышено подверженная действию факторов риска. Однако данный фактор может проявится лишь в совокупности с дополнительным вредным воздействием.
6. Пол ребенка. Согласно данных различных исследователей, заикание у мальчиков возникает в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Также среди мальчиков чаще встречаются левши, которые также рассматриваются в группе риска при возникновения заикания. [9, 44]
Вне зависимости от фактора, приведшего к возникновению заикания, считается, что он снижает адаптационные свойства ЦНС ребенка. В большинстве случаев для формирования заикания нужна комбинация из нескольких вышеперечисленных факторов.
Причины заикания условно делятся на две группы – предрасполагающие, либо отдаленные, и производящие, либо ближайшие.
К первой группе относятся неблагоприятные причины (или факторы)для речевого развития, предрасполагающие формирование заикания, но не вызывающие его.
1. Отягощенная наследственность, как например, наличие у родителей каких-либо заболевания или даже заикания, что подразумевает определенную слабость нервной системы у ребенка.
2. Тяжелые беременность и роды матери могут неблагоприятно повлиять на состояние нервной системы ребенка, вызвав ее неустойчивость к негативным воздействиям.