Курсовая теория на тему Изучение особенностей внимания у дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1
Психологическая характеристика дошкольного возраста
1.2
Особенности развития детей с ЗПР
2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
2.1 Игровые упражнения как средство развития
внимания у детей старшего дошкольного возраста
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Проблема
исследования — изучения развития внимания в настоящее
время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой
динамикой жизни, где все более острой становится задача охраны здоровья
обучающихся, создание для них благоприятных условий для жизни и учебы. На
сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их
интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это
обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических
средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Внимание по своей
сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности
личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли
или иного явления.
Актуальность
исследования — внимание играет существенную роль в
регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание
человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте –
предмете, явлении, события, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место
среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и
воли, оно не сводится к одной из этих трех сфер психического. Особую роль в
данном контексте специалисты отводят вниманию в учебно-познавательной работе
младших школьников.
Сосредоточенность,
направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы
на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала,
появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и
последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков,
технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам
занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной
внимательностью. Для стабилизации успешной учебной деятельности необходимым
условием является развитие трех основных компонентов внимания, таких как: —
постоянство внимания, как продолжительного непрерывного психического процесса,
необходимого для завершения любого действия или задачи; — умение произвольно
переключать внимание с одного объекта на другой; — устойчивость внимания,
которая определяется сопротивлением от отвлекающего воздействия посторонних
раздражителей. При этом наиболее важным системообразующим компонентом в структуре
внимательности является постоянство внимания.
Согласно исследованиям
отечественных ученых, самое внимание – самое главное условие, что отличает
хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников. Внимание
рассматривают и как функцию внутреннего контроля над соответствием умственных
действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает
результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция
позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие
внимания является одним из необходимых условий успешного обучения.
Проблемой изучения
внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные
зарубежные психологи и педагоги: Э.Титченер, И.Гербарт. Среди отечественных
ученых, занимавшихся изучением внимания, Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский,
П.Я.Гальперин, Л.Н.Леонтьев, Р.С. и многие другие.
Проблема обучения детей с
ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: Т.А.Власовой, М.С.Певзнер,
В.И.Лубовским и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой
психического развития отмечаются несформированность разных свойств внимания.
Многочисленные
исследования подтвердили, что интеллектуальная недостаточность негативно влияет
на состояние эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, способствует
нарушениям социального поведения. Особое обострение этих проблем происходит в
дошкольном возрасте, что объясняется неустойчивостью нервной системы в период
овладения новыми знаниями. В частности, эмоционально-волевая и коммуникативная сферы
детей с задержкой психического развития имеет свои особенности и во многом
отличается от детей с нормальным развитием. Это проявляется в нарушении
поведения, познавательных процессов, развития внимания, неспособности
контролировать и осознавать собственные переживания, понимать эмоциональные
состояния других людей регулировании отношений со сверстниками.
В связи с этим, главной
задачей логопедов, дефектологов и родителей является активизация речевой
деятельности, коммуникативных способностей у детей с ЗПР, как одного из условий
формирования речевой компетенции дошкольника с нормативным развитием, а также
условием и средством устранения задержки психического развития и становления
личности ребенка в обществе
Объект
исследования – внимание как психологический
познавательный процесс.
Предмет
исследования – процесс развития внимания у детей
младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель
исследования – изучение особенностей внимания у
дошкольников с задержкой психического развития.
В соответствии с
объектом, предметом и целью ставим следующие задачи:
1. Изучить
психологическая характеристика дошкольного возраста
2. Выяснить
особенности развития детей с ЗПР
3.
Рассмотреть игровые упражнения как
средство развития внимания у детей
старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать программу коррекционно-развивающих мероприятий по
развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 47 страниц.
Количество литературных источников – 40.
Заключение:
Внимание является одной из важных предпосылок
познавательной деятельности. Если внимание специально не развивать это может привести
к снижению способности сосредотачивать, распределять, удерживать, распределять
внимание, что в итоге приведет к неуспеваемости. Дети с задержкой психического
развития по реализации основных свойств внимания заметно отстают от нормально
развивающихся сверстников.
У детей с ЗПР страдают высшие психические функции,
например, логическая память, целенаправленное мышление, произвольные действия,
речь, письмо, процессы восприятия.
Характерны особенности: памяти (преобладает кратковременная
память, наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный); мышления (недостаточный
уровень сформированности обобщения); речи (бедный словарный запас, нарушено
звукопроизношение); внимания (снижен объем, концентрация, распределение
внимания).
Внимание выступает одним из основных психических процессов,
обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому мониторинг уровня развития внимания
старших дошкольников является важнейшей задачей детского психолога. Еще более важной
задачей является коррекционно –развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в
развитии внимания. Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы
о влиянии специально организованной игровой деятельности на формирование
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.Внимание –это особая
форма контроля, идеального сокращенного и автоматизированного действия.
Источником ослабления внимания является преждевременный и
незамеченный выход из-под контроля выполняемого действия, утрата интереса к нему.
Поэтому коррекционно-развивающая работы основывалась на игре, которая
обеспечивала поддержку интереса к выполняемому действию и сохранению контроля
над ним. Неустойчивое и не достаточно автоматизированное действие особенно чувствительно
к внешним помехам, утомлению и нуждается в дополнительной активизации со
стороны взрослого. Поэтому к психологу, ведущему игровую программу,
предъявляются высокие требования с точки зрения чувствительности к утрате
интереса ребенка и его поддержки.
Существенный интерес исследования заключен в том, что не
выявлено положительной динамики в развитии переключения внимания на слуховом
материале у дошкольников под влиянием специально организованной игровой
деятельности. Методика измерения внимания на основе информации воспринимаемой на
слух (модификация методики Козловой) требует высокой концентрации,
сосредоточенности направленности мысли на задаче, быстроты ее выполнения и переключения
на новую задачу. Успешность выполнения теста определяется, прежде всего,
свойствами нервной системы человека (силой и уравновешенностью).
Кроме того, возможно предположить, что у старших дошкольников
чувственное внимание доминирует над интеллектуальным. Чувственное внимание
связано с работой органов чувств, а интеллектуальное менее эмоционально
окрашено и связано с направленностью мысли. Предлагаемые игровыезаданиянаправлены
на функционирование чувственного внимания и не стимулируют интеллектуального. Данный
факт, полученный в результате исследования,может послужить основой дальнейших
исследований по проблеме внимания дошкольников.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ
ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1 Психологическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст –это
этап психического развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Выделают следующие
этапы дошкольного периода:
— младший дошкольный
возраст – от 3 до 4 лет;
— средний дошкольный
возраст – от 4 до 5 лет;
— старший дошкольный
возраст – от 6 до 7 лет.
Дошкольный период можно также
охарактеризовать тем, что в этом возрасте ребенок тесно привязан к родителям, особенно
к матери, так как существует потребностьв любви и уважении. В такомвозрасте
ребенок еще не способен ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не
способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами
для выражения собственных чувств и переживаний. Вследствие этогоконфликты между
родителями ребенок воспринимает как тревожное событие, где он чувствуетсебя виноватыми
объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их
любви. Следовательно, частые конфликтыв семьевозбуждаюту детей-дошкольников
неизменноечувство тревоги, закомплексованности, эмоционального напряжения и могут
стать причиной их психического нездоровья [11].
В период дошкольного возрастапсихическое
развитие реализовываетсядвумя базиснымипутями:
1. продолжается развитие естественных
форм психики, которые сформировались еще в раннем онтогенезе;
2. появляются и усиленно
развиваются социальные формы психики при контактировании ребенка с предметами, когда
познание окружающего мира выражается общением с взрослыми.
Стимулирующее влияние на
формированиеестественныхи социальных форм психики проявляютвсевозможныесложные виды
деятельности (игра, продуктивные занятия), где существует вероятностьодновременного
включения и активного функционирования немалыхпсихических образований.
Замечается,в том числе,формированиепереходных форм психики с
многообразнойстепенью социализированности в условиях разнообразногои
близкоговзаимодействия общения и познания, продуктивных видов деятельности [14].
Для этой стадии детства
свойственны:
— Предельнаяпотребность ребенка
в помощи взрослых для удовлетворения основных жизненных потребностей.
— Огромное влияние семьи в
удовлетворении всех важнейших жизненно-важных потребностей.
— Наименьшая возможность самозащитыот
неблагоприятных влияний среды. Большинство неблагоприятных характеристик детей носят
скрытный, латентный характер, это обстоятельство можно отнести к немаловажным
особенностям дошкольного возраста. Во-первых,большинство нежелательных
проявлений являются приходящими, и со временем, с возрастом, дошкольник утрачиваетих,
а во-вторых, как раз к концу школьного возраста у ребенка формируются устойчивые
особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и
ценностей. Более того, «многочисленные факты свидетельствуют, что если
соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам
не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого
рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным».
Когнитивное развитие
психических процессов в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ребенок приобретает
существенный опыт, который регулярно обогащается: дети приобретают умения и навыки,
накапливаются знания, представления и первичные понятия. Важная роль в
когнитивном развитии дошкольника отводиться образной памяти, которая активно
развивается в данный возрастной период .Так же интенсивно развивается такая
форма мышления, как наглядно-действенная. На этом возрастном этапе совершается
перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией
мышления («переходом во внутренний план») происходит перестройка практического
действия [9]. Касательно образного мышления, дошкольнику характерна
доаналитическая ступень мышления, ведь ребенок размышляет схемами, слитными
ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия.
А определенный образ детского мышления обнаруживается в период формирования словесных
форм мышления, в особенности в овладении понятиями. Продолжается развитие речи ребенка,
которая выражается, главным образом, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний
ребенок уже понимает сюжет небольшого рассказа или сказки. В таком возрасте речь
сопровождает все виды деятельности ребенка: счет, труд, рисование, игры,
музыкальные занятия, наблюдение. Для детей дошкольного возраста свойственно выдумывание
несуществующих слов, возникающие у них по образцу тех слов, которые ребенок уже
слышал. В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер,
но постепенно она меняется на связной. Дети излагают рассказ связано, постепенно.
Формирование разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней,
которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух мыслей,
предложений.
В эмоциональной сфере
также происходят изменения. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся
более разнообразными, устойчивыми, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство
симпатии перерастает в чувство товарищества и первоначальные формы дружбы. В этот
период развиваются новые чувства, которые раньше появлялись нерегулярно. К ним
относятся в первую очередь интеллектуальные.У ребенка 3-5 лет появляется ощущение
уверенности в своих способностях, самостоятельности в решениях благодаря накопленному
к этому возрасту опыту действий с различными предметами. Осознавая свои
возросшие возможности, ребенок принимается ставить перед собой смелые и
различные задачи, для достижения которых он должен прилагать все больше усилий.
Для того чтобы выполнить какое-либо поручение, данное ребенку взрослым, ему приходится
тормозить свои желания и прерывать интересующее его в данное время дело. Следовательно,
это является тренировкой воли.
В 5-7 лет дошкольник уже способен
предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, а отодвигание цели
требует значительной выдержки. Таким образом, возрастает выносливость воли.Если
говорить о внимании, то в дошкольном возрасте совершаются следующие изменения [5]:
— Увеличение объема
внимания;
— Прогресс устойчивости
внимания;
— Развитие произвольного
внимания. Данные модификации объяснены тем, что объектом познания ребенка
является не только предмет, но также и связи его с другими вещами, прежде всего
функциональные, увеличивается роль речи как объекта внимания и так далее.
Доктор психологически наук,
Г.А. Урунтаева, полагает что, формирование внимания детей дошкольного возраста связано
с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды
деятельности (продуктивную, трудовую, игровую). Дошкольник (4-5 лет)
сосредоточивает свои поступки под влиянием взрослого. Все чаще ребенок слышит от
воспитателя: «слушай внимательно», «будь внимательным», «смотри внимательно». Дошкольнику,
выполняемому поручения взрослого, следует контролировать свое вниманием.
Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств контролирования им.
Изначально –это внешние средства, слово взрослого, указательный жест. В 6-7 лет
подобным средством становится речь самого дошкольника, которая приобретает планирующую
функцию. «Я намереваюсь сначала покататься на Колесе обозрения, а потом на
Чашке» –говорит малыш по дороге в парк аттракционов. Таким образом,
формирование произвольного внимания, не только связано с развитием речи, но и с
пониманием значения грядущей деятельности, осознанием ее цели.
Интенсивно повышается
использование речи для организации личного внимания во время дошкольного и младшего
школьного возраста. Это проявляется, в том, что, исполняя задания по
руководству взрослого, дети 5-6 лет повторяют инструкцию в десять раз чаще, чем
дети 3-4 лет. Вследствие чего, произвольное внимание вырабатывается в
дошкольном возрасте из-за общего возрастания роли речи в регуляции поведения ребенка
[20]. Советский психолог, А. В. Запорожец, полагал, что, хотя дети 4 –6 лет и
начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание несомненно
превалирует на протяжении всего дошкольного возраста. Детям тяжело сконцентрироваться
на монотонной и неприглядной для них деятельности, в то время как в процессе
игры либо решения эмоционально-окрашенной продуктивной задачи они в силах довольно
длительное время концентрировать свое внимание на данном предмете. Данная особенность
наглядно показывает,почему дошкольное обучение невозможно построить на
заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Применяемые
на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, постоянная смена форм
деятельности помогает поддерживать внимание дошкольников на достаточно высоком
уровне.