Курсовая теория на тему Изучение особенностей речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития дислалии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ 4
1.1 Общая характеристика речевого развития детей дошкольного возраста 4
1.2 Формирование звукопроизношения в онтогенезе 11
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДИСЛЛИИ 21
2.1 Организация и методика работы по обследованию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией 21
2.2 Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией на занятиях учителя-логопеда 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Введение:
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.
При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов — стоматолога, отоларинголога, невропатолога.
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Логопедическая работа при дислалиях должна строиться с учетом как общих дидактических принципов, систематичности, доступности материала, сознательного усвоения его детьми и т.д., так и специфических приемов коррекции вытекающих из структуры данного речевого дефекта.
Актуальность.
Изучение речевых нарушений и их коррекция при дислалии важно, так как помогает выявить особенности расстройства и определить наиболее эффективные методы коррекции. Это может улучшить качество жизни детей с дислалией и помочь им лучше общаться с другими людьми. Кроме того, понимание причин и методов коррекции дислалии может способствовать прогрессу в области логопедии и улучшить общее понимание языкового развития.
Цель исследования: изучить особенности речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития дислалии.
Объект исследования: нарушения при дислалии.
Предмет исследования: особенности речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития дислалии.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности речевого развития и формирования звукопроизношения.
2. Проанализировать особенности обследования и коррекции дислалии.
Методы исследования: анализ научных источников, синтез, дедукция, обобщение.
Научно-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения выделяют: функциональную и механическую (органическую) дислалию.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. Функциональная дислалия. Если у детей нарушается только одна группа звуков, например только шипящие или только сонорные, то такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
Если у детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например свистящие, сонорные и шипящие, то такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Для проведения эффективной логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей необходимо изначально правильно провести диагностику речи ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
1.1 Общая характеристика речевого развития детей дошкольного возраста
Речь-это очень сложная мыслительная деятельность, разделенная на различные виды и формы.
Речь-это специфическая функция человека, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Речь проходит несколько этапов развития и превращается в развернутую систему средств общения и опосредования различных психологических процессов.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослого и во многом зависит от адекватной речевой практики, нормальной речевой среды и воспитания и обучения с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и психическим развитием ребенка в процессе индивидуального возникновения и служит показателем его общего развития.
Все психические процессы ребенка (мышление, восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются при непосредственном участии речи. Выготский Л. С. доказал, что значение детских слов не остается прежним, а развивается с возрастом ребенка.
Фонетическое развитие включает в себя не только богатый словарный запас, не только сложные грамматические структуры, но прежде всего развитие значения самих слов.
Мещерякова С. Ю., Авдеева Н.Н. выделяют следующие особенности речевого развития у дошкольников — от 3 до 5 лет.
К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
В это время большинство детей, понимают произношение взрослых.
В период от 3 до 7 лет у ребенка все больше развиваются навыки слухового контроля за собственным произношением, умение корректировать его в тех или иных возможных ситуациях.
Другими словами, формируется восприятие фонемы.
В этот период продолжался стремительный рост словарного запаса. Активный словарный запас ребенка достигает 3000-4000 слов в возрасте 4-6 лет. Значение слова еще более уточняется и обогащается многими способами. Одновременно с развитием словаря происходит и развитие грамматического строя речи, ребенок овладевает связной речью.
После 3 лет появляются сложные конструкции в содержании речи ребенка, объем которой увеличивается.
Это приводит к более сложной структуре предложения. К 3 годам у детей формируются все основные грамматические категории.
Ребенок четвертого года жизни использует в своей речи простые и сложные предложения.
На пятом году жизни дети относительно свободно используют сложносочиненные предложения и структуру сложносочиненных предложений. К 4 годам ребенок обычно должен различать все звуки, то есть у него должно сформироваться восприятие фонем.
Конечно, эти стадии не могут иметь четких, строгих границ, каждая из них плавно переходит в следующую стадию. Рассмотрим этап развития речи в дошкольном периоде.
В возрасте 3 лет у ребенка будет накапливаться много словарного запаса. Количество так называемых предметов увеличивается не только в повседневной жизни, но и в предметах, которыми ребенок часто пользуется; в своих высказываниях он использует практически все части речи; овладевая основным грамматическим строем родного языка (изучая окончание падежа, некоторые формы глаголов начинаются с 2,5 лет), начинает применять прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, использует несоединимые сложносочиненные предложения и ситуативные речи, при этом в этом возрасте ребенок имеет большую склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для положительного речевого развития ребенка.
Повторяя слова и фразы за взрослым, малыш не только запоминает их; практикуя звук и правильное произношение слов, он укрепляет произносительный аппарат.
Четвертый год жизни характеризуется новыми достижениями в развитии ребенка.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. С точки зрения качества словарный запас также стал более разнообразным.
В речи детей этого возраста, помимо существительных и глаголов, все чаще встречаются и другие части речи: местоимения, наречия, числа (один, два), прилагательные, указывающие на качество абстрактных знаков и предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой).
Ребенок начинает шире использовать служебные слова (предлоги, союзы). К концу года он часто использует в своей речи родительные местоимения (мой, твой), родительные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Активный словарный запас ребенка в этом возрасте дает ему возможность свободно общаться с окружающими [11].
На четвертом году жизни суставной аппарат дополнительно укрепляется: движение мышц (языка, губ, челюсти), участвующих в образовании звука, становится более скоординированным. В этом возрасте ребенок не всегда способен управлять своим голосовым аппаратом, изменяя громкость, тон и ритм голоса. У ребенка улучшается речевой слух.
К концу четвертого года жизни у ребенка значительно улучшается произношение, закрепляется правильное произношение свистков, начинает появляться шипение.
Особенно заметны индивидуальные различия в формировании речи четырехлетнего ребенка: у одних детей она чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других может оставаться неясной, с неправильным произношением большого количества звуков, с смягчением твердых согласных и т. д.