Курсовая теория на тему «Изучение нотной грамоты на уроках музыки с использованием интерактивной доски»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические вопросы организации уроков музыки с использованием нотной грамоты в начальной школе 4
1.1. Анализ школьных программ по музыке 4
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.3. Традиционные и инновационные методы изучения музыки в общеобразовательной школе 10
Выводы по главе I 15
Глава II.. Методические аспекты использования интерактивной доски в ходе изучения с младшими школьниками нотной грамоты 16
2.1. Интерактивная доска и ее возможности 16
2.2 Педагогические условия использования интерактивной доски на уроках музыки в начальной школе в ходе изучения нотной грамоты 16
Выводы по главе II 21
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности уча-щихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым об-разовательным технологиям. Одной из таких технологий является интер-активные средства обучения. Они широко используется при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяют учи-телю применять новые методы и приемы в своей профессиональной дея-тельности, а также сделать более доступной для понимания любую инфор-мацию. Изучение нотной грамоты на уроках музыки будет проходить эф-фективней с использованием интерактивной доски
Тема – Изучение нотной грамоты на уроках музыки с использовани-ем интерактивной доски.
Объект исследования: аспекты изучение нотной грамоты на уроке музыки в начальной школе.
Цель исследования: определить педагогические условия использо-вания ИД на уроках музыки в начальной школе в ходе изучения нотной грамоты
Задачи:
1. Проанализировать школьные программы на предмет использова-ния нотной грамоты
2. Описать возрастные особенности детей младшего школьного воз-раста
3. Рассмотреть традиционные и инновационные методы изучения му-зыки в общеобразовательной школе
4. Выявить обучающие возможности ИД на уроке музыки
Заключение:
Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уро-ках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкально-го материала.
Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспи-тания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во вне-урочной деятельности.
Использование интерактивных технологий позволили не только раз-нообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказа-лись значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подоб-ным формам работы.
Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педа-гогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особен-ности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, акти-визирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо бо-лее высоким.
Применение в практике преподавания музыки интерактивных мето-дов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческо-го подхода к решаемым проблемам.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические вопросы организации уроков музыки с использованием нотной грамоты в начальной школе
1.1. Анализ школьных программ по музыке
Современные тенденции образования требуют все более углубленно-го изучения предмета «Музыка». У большого количества программ цель одна — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой ча-сти духовной культуры. Начальная школа. Программа «Музыка 1-4 клас-сы» под редакцией В. О. Усачевой и Л. В. Школяр (научный руководитель Д. Б. Кабалевский) в рамках образовательной Программы «2100». Эта работа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений. Перед тем, как начинать работать, необходимо понимать, ка-кова цель этой работы. Есть расширенный список целей и задач:
Цели и задачи обучения музыке в 1 – 4 классах
— формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
— развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкально-го слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативно-го мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
— освоение музыкальных произведений и первичных знаний о музы-ке;
— овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
— воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к исто-рии, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству.
Правильные слова, но не слишком ли далеко главная цель – воспита-ние? И воспитание музыкального вкуса не может быть важнее воспитания любви к Родине. Как же быть с главной и конечной целью, которую ставил перед учителями музыки и предметом «Музыка» Д.Б.Кабалевский? Вот она – «музыкой воспитывать человека. Через музыку учитель влияет на внутренний мир ребенка, его нравственность»(Д.Б.Кабалевский). Как быть с еще одной важной цитатой «музыкального учителя» — «Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно пере-кликаются с задачей формирования художественного вкуса». [3]
Общая тема уроков в 1 классе очень объемная: «Как услышать му-зыку?». Тему о «трех китах» авторы раскрывают во 2 классе. В програм-ме 2 класса ученики узнают о «трех китах», но тема «Куда ведут нас «три кита» не развивается в «Песенность, танцевальность, маршевость», хотя это было бы очень логично. Продолжение темы «Три кита» ученики узна-ют в 3 классе. В конце учебного года ученикам 2 класса предлагается усвоить тему «Музыкальные формы», хотя в конце 3 года обучения уче-ники узнают о формах рондо и вариаций. Темы 4 класса совпадают с про-граммой Д.Б.Кабалевского, хотя сегодняшние ученики начальной школы в состоянии понять музыку более серьезную, усвоить и понять темы более глубокие. Прослушав все 7 частей кантаты «Александр Невский», ученики 4 класса получат гораздо больше знаний о музыке, истории своей страны, исторических событиях и национальных героях. [7]
Следующая программа, которую мы будем анализировать, это ре-комендованная Министерством образования РФ программа по музыке для 1-4 классов, авторы: Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Е.Д. Критская, состав-ленная в соответствии с ФГОС. Цели и задачи остались прежними (разви-тие музыкальной культуры), что и у предыдущих авторов. По-прежнему, воспитание не главная цель, хотя об этом еще в 70-е годы прошлого века Д.Б.Кабалевские говорил так: «На уроке музыки мы должны воспитывать не музыканта, а человека!». В разделе «Личностные результаты» у всех учеников с 1 по 4 класс на первом месте — чувство гордости за свою Ро-дину, российский народ и историю России. Только темы уроков совсем не совпадают с этой замечательной задачей. Темы настолько часто меняются, настолько разрознены, что дают возможность ученикам лишь поверхност-но узнать о музыке, не задерживаясь на теме хотя бы на 2 урока. Узнать о теме «Три кита» в 1 классе тоже не предполагается.
В преддверии праздника Дня Победы, такого важного для каждого, нет ни одной темы, похожей тематически. Напротив, темы уроков в апре-ле-мае – «Музыка в цирке», «Чудесная лютня», «Опера-сказка» и т.п. Ко-гда же, на каких темах уроков в 1 классе авторы предлагают воспитывать патриотизм, любовь к Родине? Темы уроков во 2 классе так часто меняют-ся, что разобраться, успеть полюбить искусство балета ученикам некогда – всего один урок. Тему «Мир композитора. П.Чайковский. С. Прокофьев» авторы предлагают усвоить за 1 урок. То же самое и темами «Симфо-нич6еская сказка «Петя и волк» и «Сюита М.Мусоргского « Картинки с выставки». Эту музыку авторы тоже предлагают понять и полюбить вто-роклассникам за 2 часа(1+1). Возникает вопрос – почему так поверхност-но? И опять ни одной темы о таком значимом празднике День Победы. Не понятно, на каких уроках, каких темах ученики будут начинать учиться гордиться и любить свою Родину? С чередованием тем уроков в 3 классе то же самое – по 1 уроку на темы «Кантата «Александр Невский», опера «Иван Сусанин», опера «Орфей и Эвридика», опера «Снегурочка», сюита «Пер Гюнт». Какие цели и задачи ставят перед учителем и учениками ав-торы, когда меняют темы столь часто, не понятно. Тематика 4 класса не слишком отличается – за 1 урок опера «Хованщина», опять опера «Иван Сусанин» (2 урока), балет «Петрушка». [20]
К сожалению, в данной программе нет закономерного развития, изу-чения важных музыкальных тем, таких, как «Музыкальные формы», «Средства музыкальной выразительности», «Вокальные и инструменталь-ные жанры»… Поверхностное обучение даст такой же результат – поверх-ностное восприятие. В 5 классе 2 основные темы – «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Это очень богатые, глубокие и объемные темы.
В 6 классе 2 темы – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Шести-классникам предложено начинать понимать полифоническую музыку (хо-рал, токката, фуга, канта, реквием) и музыку направления джаз (спири-чуэл, блюз, современные джазовые обработки), мюзикл и рок-оперу. Это учащиеся, которым 13 лет, и они еще психически не смогут в большинстве своем усвоить этот материал. Делая вывод о программе 6 класса, можно сказать, что авторы не глубоко знают особенности 13-летних учащихся. Главная задача учителя – будить в учениках эмоции, переживания, чув-ства, а эти темы еще сложны для восприятия и понимания. [17]
В программе 7 класса две темы — «Особенности драматургии сцени-ческой музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В содержании данного курса не прослеживается взаимосвязи уроков между собой. На каждом занятии – новая тем. Научить учащихся рассуждать о музыке, осознать, прослушать, увидеть и полюбить оперу, балет или любое крупное музыкальное произведение невозможно за время одного урока. [18]
8 класс. Авторы программы предлагают ученикам в течение одного урока узнать и полюбить творчество одного из таких композиторов, как И.С.Бах, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Дж.Верди, Р.Вагнер, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, А.П.Бородин, М.П.Мусоргский. За 1 урок узнать о жиз-ни и творчестве двух французских композиторов-импрессионистов К.Дебюсси и М.Равеле. И опять один урок дают авторы на изучение музы-ки таких направлений, как Джаз, Неоклассицизм, Рок-музыка. [19]
Предшествующие программы ставили другую цель — развитие музы-кальной культуры школьников, что белее ясно, как цель. Отсюда и важное различие — темы программы носят иное и более глубокое содержание.
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, раз-вивает их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы. Роль игр умень-шается, однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эф-фективным методом личностного развития младшего школьника. Следова-тельно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для это-го ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные дей-ствия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности. Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с жела-нием учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4]. До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном статичны. Продуктивные образы-представления ре-зультата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей по-сле 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в младших классах, непроиз-вольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произволь-ным [8].
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом возрастном перио-де она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого. Такое явле-ние связано с молодостью самого организма, а также подвижностью про-цессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного воз-раста. Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с легкостью пере-ключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совер-шенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память для единиц информации, которые не связаны логически;
— вопреки широко распространенному мнению о том, что с возрас-том увеличивается преимущество запоминания значимого материала, фак-тически обнаруживаются противоположные отношения: чем старше стано-вится младший ученик, тем меньше преимущество запоминания значимого материала перед бессмысленными. Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под влиянием интенсивного обучения на основе запо-минания приводит к одновременному улучшению всех видов памяти у ре-бенка, особенно тех, которые относительно просты и не связаны со слож-ной психической деятельностью. В общем, память детей младшего школь-ного возраста довольно хорошая, и в первую очередь это касается меха-нической памяти, которая довольно быстро прогрессирует в первые три-четыре года обучения в школе. Опосредованная логическая память не-сколько отстает в своем развитии, поскольку в большинстве случаев ребе-нок, будучи занят учебой, трудом, игрой и общением, полностью обходит механическую память.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоцио-нальностью и яркостью воспринимаемых образов. Символические и схе-матичные изображения воспринимаются хуже, визуальный материал луч-ше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство. Исторические даты часто являются абстракцией. Детям трудно понять отдаленность событий во времени; в большинстве случаев малые значительно недооцениваются, а большие промежутки вре-мени переоцениваются. Что касается детей 3-4 классов, то они уже без осо-бых осложнений начинают запоминать даты, временные интервалы для них больше не вызывают затруднений [5.
В случае, когда не уделено должного внимания в эти годы формиро-ванию косвенного, логического запоминания, это негативно скажется на обучении в средней и старшей школе [4].
Интеллектуальное развитие младшего школьника 9-10 лет идет по следующим направлениям:
1) широкое использование речи как средства мышления;
2) три типа мышления (визуально-эффективное, визуально-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.
Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего, начиная с конкретных ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного обобщения является умение привести конкретный пример, соответствую-щий полученным знаниям.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что психология младшего школьного возраста – это период интеллектуального развития ребенка. Таким образом, интеллект оказывает влияние на все внутренние процессы и функции ребенка.