Курсовая теория на тему Изучение личностной готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения личностной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Подходы к проблеме психологической готовности ребенка к школе 5
1.2. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи 9
1.3. Проблема изучения личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.4. Выводы по 1 главе 15
Список использованной литературы 17
Введение:
Актуальность исследования. Вопрос психологической готовности к школе в настоящее время становится очень популярной среди исследователей разных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом надежности и качества быстрой постройки.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме сформированности готовности к обучению в школе свидетельствует об ее актуальности. Вместе с тем, специфика психологической готовности к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи ещё недостаточно полно раскрыта. Это связано с возрастными и личностными особенностями развития современных первоклассников с ОНР, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на процесс психологической готовности старших дошкольников к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников.
Тем самым, можно сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении особенностей формирования личностной готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Целью исследования является изучение особенностей формирования личностной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Объектом исследования являются теоретические основы психологического развития старших дошкольников.
Предметом выступают особенности сформированности личностной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют не высокий уровень сформированности психологической готовности к школе и требуют дополнительных занятий, которые будут предполагать следующие условия:
1. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса, индивидуального подхода к каждому ребенку, опираясь на уровень его психологического развития.
2. Организация взаимодействия детского сада и родителей по подготовке дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретическое изучение компонентов, составляющих психологическую готовность ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Подбор и описание диагностических методик для определения психологической готовности детей к школе.
3. Проведение экспериментального исследования проблемы личностной готовности ребенка с общим недоразвитием речи к школьному обучению и анализ полученных результатов.
4. Составление рекомендаций по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи при подготовке к школе.
Теоретико-методологическая база. Изучением особенностей сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Для исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение имеющихся исследований по вопросам психологической готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению в школе).
2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования, анкетирование и тестирование дошкольников с общим недоразвитием речи)
3. Метод количественной и качественной оценки полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в использовании составленных методических рекомендаций по данным в ходе проведения эмпирического исследования педагогами, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе.
База исследования: БГПУ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения личностной готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1. Подходы к проблеме психологической готовности ребенка к школе
Психическое развитие человека начинается с момента рождения. Другими словами, с того, когда ребенок является бессознательным существом, которые не имеет навыков речи и полностью зависим от взрослого человека в своем развитии и взрослении. Изначально психические и физические реакции ребенка на окружающий мир простые, постепенно переходят к более сложным, по мере его адаптации, к новому для него миру. Так, ребенок проходит длительную социализацию, которая приводит его к полноценной зрелой автономной личности [11].
Психическое развитие является процессом накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, которое обуславливает формирование личности. Однако оно является не последовательным отдельным и несогласованным между собой изменением, а имеет целостный системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики приводят к изменениям других психических проявлений.
К 7-ми летнему возрасту ребенок переживает кризис возрастного развития, который считается кризисом подготовки к школьному обучению. Многие исследователи, среди них Л.С. Выготский, отмечали, что такой кризис проявляется в виде потери непосредственности ребенка, обуславливается тем, что между желанием что-то делать и самой деятельностью появляется переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка [9]. Тем самым можно сказать, что внутренняя ориентация на результат деятельности, которая может быть как позитивной, так и негативной, обуславливает появление на этом этапе эмоционально-смысловой оценки своего решения. Так, Д.Б. Эльконин говорил о том, что при появлении ориентации на смысл поступка следует говорить о переходе ребенка в новый возрастной этап развития [2].