Морфология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Изучение категории глагольного вида в школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Глагол как часть речи 5
1.2. Теория вида глагола 8
Глава 2. Методические аспекты изучения вида глагола в школе 12
2.1. Место грамматической категории вида в системе уроков по теме «Глагол» 12
2.2. Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по изучению грамматической категории вида в начальной школе 13
2.3. Методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21

 

  

Введение:

 

Актуальность. В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда слов.
«Глагол – грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не только семантической, но и грамматической, и стилистической емкостью. Глагол в совокупности своих категорий и форм является самой сложной грамматической категорией русского языка», — отмечает В.В. Виноградов. Это делает важным всестороннее изучение глагола на разнообразном материале – современном, историческом.
Проблема обучения грамматической категории вида русского глагола является важными аспектом современной методики обучения русскому языку.
Виды глагола являются одним из наиболее сложных явлений русского языка. Между тем усвоение данной категории учащимися имеет очень большое значение для овладения русской речью, так как категория вида охватывает все глагольные формы и обусловливает их функционирование.
Сложности обучения видов глагола в национальной школе удваиваются, если русский язык и родной язык ученика относятся к разным языковым группам.
Лингводидактической основой работы послужили труды Н.З.Бакеевой, М.Х.Барагунова, А.Х. Загаштокова, Г.Г.Городиловой, Л.З.Шакировой, Н.Б. Экбы и др.
Первую попытку описать виды в этом языке сделал 1891г. Л.Г.Лопатинский. Он называет и характеризует следующие виды глагола: совершенный, потворительный (итеративный, многократный, окончательный, бесприставочный).
Целью работы является охарактеризовать особенности изучения категории глагольного вида в школе.
Объект исследования: категория глагольного вида в школе.
Предмет исследования: особенности изучения категории глагольного вида в школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать глагол как часть речи.
2. Рассмотреть теорию вида глагола.
3. Охарактеризовать место грамматической категории вида в системе уроков по теме «Глагол».
4.Охарактеризовать психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по изучению грамматической категории вида в начальной школе.
5. Рассмотреть методические рекомендации по изучению грамматической категории вида в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лингвисты считают глагол самой сложной и самой емкой частью речи, с помощью которой можно описать жизнь в движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. До 15% всех слов художественного текста – глаголы.
Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно-выразительные возможности. «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены», так писал об этой части речи А.М. Пешковский.
«Настоящее историческое» используется для красочной передачи событий прошлого. Повествование оживляется, события как бы происходят на глазах говорящего. Употребление глаголов в форме настоящего времени позволяет читателю (слушателю) приблизиться к описываемым событиям, ярче представить себе нарисованную картину, стать свидетелем того, о чем идет речь.
Вид – это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить – решать.
Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).
Вид – это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики – аспектология. Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.
Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).
Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать – делал – делаю – буду делать), они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать – сделал – сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.), и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Глагол как часть речи

Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно особое место, поскольку противопоставлен именам и по сложности своей семантики, и по сложности грамматических категорий. Одними из центральных грамматических категорий русского глагола являются категории времени и вида.
Итак, употребление видовременных форм глаголов в переносных значениях, в частности в значении настоящего исторического времени, в художественном произведении обладает большими экспрессивными возможностями, представляя собой дополнительное средство языковой выразительности и выполняя собственно изобразительную, эмоциональную и психологическую функции, встречаясь главным образом в прямой речи персонажей, где потенции метафорического повествования реализуются с большей полнотой и яркостью.
Исследование проблематики функционирования категории времени глагола проводилась и проводится многими лингвистами-исследователями, такими, как Н.Д. Арутюнова, М.В. Всеволодова, М.Я. Гловинская, Г.А. Золотова, Н.М. Барахоева, А.Е. Кибрик, Л.Г. Лопатинский и др.
Глагольное значение «подстраивается» для выражения различных нюансов признака выбранного предмета речи, который ищет «соответствия», «сочувствия» и «согласия» в глагольном значении. Поэтому глагол, в отличие от слов других частей речи, имеет более разветвленную многозначность и различные «наборы» грамматических характеристик, например:
— Комнату заливал мягкий утренний свет («как будто заливал»);
— Часы ходят («исправны»);
— Шапки ушли, а шляпы остались («шапки проданы»);
— Ветки заиндевели («покрылись инеем»).
Проблему предикативности в русской грамматике в XIX в. разрабатывали А.А.Потебня, Д.Н.Овсянико-Куликовский и их последователи. Современная теория предикативности основывается на работах Н.С.Поспелова, В.В.Виноградова, Д.Н.Шмелева, Т.В.Булыгиной, Ю.С.Степанова, Н.Д. Арутюновой, Н.Ю. Шведовой, В.А. Белошапковой, Е.Н. Ширяева, Г.А.Золотовой, О.А.Крыловой и других ученых.
Предикативность могут выражать такие синтаксические категории, как синтаксическое наклонение, синтаксическое время, синтаксическое лицо. Средства выражения этих категорий могут быть различны. Каждое предложение имеет свою систему форм – синтаксическую парадигму, в которой выражаются категориальные значения [8,с.54].
Синтаксическое время – это отнесение содержания предложения в план настоящего, будущего или прошедшего времени.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы