Курсовая теория на тему Изучение дивергентного мышления у детей с ограниченными возможностями зрения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие «мышление», «дивергентное мышление» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности дивергентного мышления у детей с нарушением зрения 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 18
2.1. Особенности диагностики дивергентного мышления у детей с нарушением зрения 18
2.2. Методы и средства развития диагностики дивергентного мышления у детей с нарушением зрения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
При участии мышления возможно познание действительности, которое является важным структурным компонентом познавательной деятельности. Если бы не мышление, то человек не познавал бы предметы и явления, признаки, свойства которых нельзя воспринимать непосредственно. Установка причинно-следственных связей, раскрытие объективных закономерностей и их сущности может осуществляться только мыслительной деятельностью. Понимание своего сенсорного опыта позволяет вести поиск решения появившихся проблем, предвидеть течение событий, изменить и улучшить практику.
Отечественные и зарубежные педагоги и психологи: В.В. Богословский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ю.Т. Матасов, А.В. Петровский, Л.Д. Столяренко, А. Валлон, М. Коул, С. Скибнер изучали различные аспекты развития мышления с точки зрения природы происхождения, механизмов развития, дали характеристику видов мышления, выделили мыслительные операции, как составляющие мышления.
Многие тифлопсихологи и тифлопедагоги: М.И. Земцова, А.И. Зотов, Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош считали, что заниматься изучением особенностей развития дивергентного мышления и его коррекцией у детей с нарушениями зрения необходимо в процессе их развития, так как коррекционные занятия учат ребенка с раннего возраста ориентироваться в окружающей обстановке, а в дальнейшем и в окружающем мире. Данные ученые расширили взгляды на развитие дивергентного мышления, выделили условия, которые помогают или, наоборот, тормозят процесс дивергентной деятельности, а также выдвинули мышление ребенка в центр его сознательной деятельности.
Так, Дж. П. Гилфорд, рассматривая дивергентное мышление с позиции креативности, предложил параметры, позволяющие провести его оценку, а также ввел понятия дивергентного и конвергентного мышления.
Э.П. Торренс, развивая идеи Дж. П. Гилфорда, рассматривал дивергентное мышление с позиции быстрого решения проблемной ситуации и определял его как способность к обострённому восприятию недостатков и пробелов в знаниях, а также как умение создавать новые идеи, отклоняясь при этом от традиционных схем.
Я.А. Пономарёв, исследуя дивергентное мышление, выделил его главную особенность, которая связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность. В качестве ментальной единицы дивергентности мышления, Я.А. Пономарёв предлагает уделять внимание разнице ключевых уровней при постановке и решении задач.
Ведущий исследователь в области психологии творчества и одаренности, Д.Б. Богоявленская, считает, что исследование дивергентного мышления следует осуществлять через системный подход, а также предлагает отметить в качестве отдельной единицы исследования творчества интеллектуальную активность.
Однако, несмотря на представленную разработанность проблемы существуют ряд не маловажных вопросов, требующих их разрешения.
Объект данного исследования: процесс развития дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
Предметом исследования: особенности исследования развитие дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
Цель исследования: изучить особенности исследования развитие дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «мышление», «дивергентное мышление» в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть характеристику дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
3. Рассмотреть особенности исследования дивергентного мышления детей с нарушением зрения.
4. Проанализировать методы и средства развития дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
Методы исследования: теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей организации работы по диагностике и развитию дивергентного мышления у детей с нарушением зрения.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
Мышление дает человеку возможность упорядочивать, анализировать и синтезировать информацию, классифицировать, выходить за пределы получаемой информации, применять творчество при решении каких-либо задач, делать выводы из воспринимаемых органами чувств фактов и приходить к заключениям логическим путем.
В результате исследования было выявлено, что дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто несовместимых на первый взгляд, это в том числе и нестандартное, гибкое мышление, выходящее за рамки общепринятых стереотипов. Дивергентное мышление – это метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Дети с нарушением зрения не могут столь же легко и свободно оперировать своими мыслительными процессами. Для закрепления у них элементарных мыслительных процессов нужно на много больше времени и усилий, чем для детей с нормой в развитии. Наиболее характерной особенностью мышления детей с глубокими нарушениями зрения является дивергенция, расхождение двух взаимообуславливающих сторон отражения действительности — чувственного и логического. Дивергенция чувственного и понятийного может создать не логический, а только формальный тип мышления. Пробелы в чувственном познании, недостатки восприятия — снижение точности образов восприятия, скорости их формирования — значительно затрудняют обобщение, классификацию и систематизацию предметов. Первым этапом развития дивергентного мышления у детей с нарушением зрения является исследования уровня его развития у данной категории детей. Исследования дивергентного мышления имеют научную и практическую актуальность, так как творческая инициатива личности является существенным ресурсом развития общества. И насколько этот ресурс будет реализовываться, зависит от условий, которые способствуют развитию креативности.
Для целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию дивергентного мышления у детей с нарушением зрения, прежде всего нужно знать уровень развития данного мышления и его компонентов. Уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить уровень развития данного мышления: беглость – это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени; нестандартность – способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов; чувствительность — умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую; образность – использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.
В результате исследования были рассмотрены следующие методики диагностики дивергентного мышления: методика Э. Торренса, особенно его рисуночный тест креативности. Он позволяет оценить уровень развития дивергентного (дивергентного) мышления у людей разного возраста начиная с дошкольного; для диагностики уровня развития вариативности дивергентного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать методику, разработанной О.М. Дъяченко и Н.Е Веракса, «Перевертыш»; для оценки уровня развития гибкости дивергентного мышления можно методика Л.Ю. Субботина; для определения уровня развития гибкости мышления у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления» и т.п.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Понятие «мышление», «дивергентное мышление» в психолого-педагогической литературе
По мнению П.Я. Гальперина мышление — это вершина познания и правильного осознания всего происходящего в теориях, целях и идеях человека. Мышление помогает преодолеть их ограниченность и проникает в процесс познания существенных связей мира, находящихся над чувственным его ощущением, а также в процесс понимания его правил, с опорой на восприятие и ощущения [5].
Н.Ю. Дмитриева полагает, что: процесс мышления — это высший процесс познания, который порождает новое знание, а также помогает человеку активно отражать и преобразовывать его творчески. Мышление запускает процесс рождения нового результата, несуществующего на настоящий момент времени [9].
По мнению А.В. Петровского мышление – это социальный, непременно связанный с речью процесс поисков и открытия объективно нового, процесс анализа, синтеза и активного отражения действительности [3].
Функционально мышление служит увеличению рамок познания с помощью выхода за пределы восприятия с помощью органов чувств. Посредством умозаключений мышление позволяет понять то, что невозможно отразить только восприятием.
Мышление решает множество задач от раскрытия отношений между явлениями и предметами, выявления взаимосвязей до отделения их от случайных совпадений. Важная составляющий мышления – понятия, которыми оно оперирует и помогает их обобщать.
Для определения сущности мышления обратимся к мнению Т.Ю. Куликовой, которая считает, она состоит в моделировании человеком предстоящих событий. Мыслительный процесс помогает понять законы и правила материального мира, выявить отношения и связи, в которых находятся явления и предметы. Сущность мышления по мнению данного автора заключается в выявлении причинно-следственных связей в событиях общества в ходе исторических изменений, а также закономерности психического развития людей. Характер мышления обобщенный, и имеет дело с существенными и общими признаками явлений и предметов. Мышление является процессом формирования системы знаний и суждений о том, что человек не может наблюдать или воспринимать в данный момент. Данный психический процесс отвечает за возможность предвидеть изменение хода событий, и предполагать предстоящий результат деятельности в будущем [15].