Курсовая теория на тему Изобразительная деятельность как средство развития эстетических чувств и вкуса у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1. Понятие «эстетическое воспитание» в научной литературе 6
1.2. Организация эстетического развития в условиях ДОУ 8
1.3. Значение и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста 9
Выводы по 1 главе 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ВКУСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12
2.1. Сущность и содержание изобразительной деятельности 12
2.2. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетических чувств и вкуса у дошкольников 13
Выводы по 2 главе 15
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
3.1. Особенности развития эстетических чувств и вкуса в дошкольном возрасте 16
3.1.1. Младший дошкольный возраст 16
3.1.2. Средний дошкольный возраст 17
3.1.3. Старший дошкольный возраст 19
3.2. Условия использования изобразительной деятельности в эстетическом развитии дошкольников (направления, методики) 20
Выводы по 3 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальными вопросами сегодня являются вопросы эстетического воспитания и развития эстетической культуры дошкольников средствами искусства. Личностная ориентация современного образования на всех уровнях предусматривает привлечение дошкольников к эстетическому опыту человечества, к творческой деятельности, является основой эстетического развития личности.
В связи с этим важное значение приобретает осмысление конкретных вопросов эстетического воспитания и эстетической деятельности и базовых теоретических основ формирования эстетической культуры личности.
Учитывая разный уровень и характер произведений искусства, можно считать, что их психологическое влияние может происходить и как императивный, и как манипулятивный, и как развивающий диалогическое влияние.
В большинстве работ разных исследователей проблема психологического влияния рассматривается как социально-психологическая, в частности как коммуникативный процесс, осуществляемый как взаимовлияние субъектов. Однако, несмотря на то, что искусство действительно в одном из аспектов является разновидностью социальной коммуникации, психологическое влияние искусства имеет существенную специфику. Она заключается в том, что в нем, кроме определенного информационного содержания и способов его подачи, важным фактором влияния является форма.
Понимая психологическое влияние искусства как процесс такого взаимодействия реципиента с произведением, который опосредствован художественным сознанием лица и приводит к определенным психическим изменениям у реципиента.
Психологическое влияние искусства является разновидностью психологического влияния. Реализовывая закономерности и виды последнего, влияние искусства в то же время имеет свою специфику. В нем важную роль играет форма, а также диалектика формы и содержания.
Анализируя влияние искусства, важной является оценка уровня восприятия произведения, которое влияет на личность. Чем более глубокое восприятие искусства, тем более контролируемым является влияние; чем более обобщённое восприятие, тем большая вероятность психологически принудительного влияния произведения на личность реципиента.
Учитывая психофизиологические особенности ребенка-дошкольника, необходимо остановиться на особенностях детского творчества. Анализ работ ученых дает возможность утверждать, что:
— творческие проявления у ребенка наблюдаются довольно рано, это обусловлено тем, что каждый ребенок индивидуален;
— для детского творчества характерны непредсказуемость, спонтанность;
— и в творческой, и в любой другой деятельности ребенку свойственны комплексная любознательность, исследование окружающей среды: от «что это такое» до «хочу все знать»;
— ребенку присуща тяга к сказкам, стихам, музыке, картинам, в общем – к искусству;
— детское творчество, как правило, связано с игрой, которая является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста;
— творчество требует создания определенных условий, при которых ребенок будет чувствовать себя свободным от влияния взрослого;
— креативность является одной из базовых характеристик ребенка дошкольного возраста, характеризует активную позицию личности, готовность принимать мгновенные решения, любознательность, способность комментировать процесс и результаты деятельности, устойчивую мотивацию достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, характеризуется оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Цель работы – исследовать теоретические основы изобразительной деятельности, особенности изобразительной деятельности как средства развития эстетических чувств и вкуса детей дошкольного возраста , методические основы развития эстетических чувств и вкуса дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – основные аспекты изобразительной деятельности как средства развития эстетических чувств и вкуса у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— изучить и описать понятие «эстетическое воспитание» в научной литературе ;
— описать особенности организации эстетического развития в условиях ДОУ;
— охарактеризовать значение и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста ;
— проанализировать сущность и содержание изобразительной деятельности;
— изучить и описать возможности изобразительной деятельности в развитии эстетических чувств и вкуса у дошкольников;
— описать особенности развития эстетических чувств и вкуса в дошкольном возрасте (младший, средний, старший дошкольный возраст );
— охарактеризовать условия использования изобразительной деятельности в эстетическом развитии дошкольников (направления, методики).
Методы исследования: изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов, анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально-чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
Основным средством выражения себя уже на ранних стадиях жизни является рисование.
Занятия изобразительной деятельностью развивают ребенка в целом, приобщают его к самому главному – процессу творчества. Только в этом виде деятельности дети с самого начала свободные от ограничений, и поэтому именно этот вид деятельности среди всех видов художественного творчества им ближе.
Мобилизируя умственную деятельность, рисование, лепка, вырезание ускоряют процессы развития пространственного мышления, образного видения, развивают как творческие, так умственные способности, наблюдательность детей, ощущение гармонии, чувство прекрасного.
Овладение техниками рисования, сам процесс художественного изображения есть основой к подготовке руки ребенка к письму, познания окружающей среды, формирование основ математики, развития психических процессов, является лечебной терапией психики ребенка, основой для диагностики интеллекта и психического здоровья, развития речи.
Поэтому изобразительная деятельность для ребенка дошкольного возраста – школа не только развития творческих способностей, но и интеллектуального развития. Рисование – естественная и приятная деятельность для ребенка.
На занятиях по лепке, например, эмоциональные переживания вызывает скульптура, хотя она преимущественно лишена красочности, зато больше действует формой, линией, фактурой. Скульптура имеет большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Скульптура, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.
В изобразительном искусстве лепка играет такую же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представлений о предмете. В рисовании предмет изображается относительно. Через перспективу часто уменьшается, а иногда и вовсе теряется подлинность свойств предмета, главный его смысл.
Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно передается при изображении предмета с помощью лепки. Скульптура предоставляет трехмерное изображение предмета.
Большое эстетическое влияние оказывают произведения декоративного искусства. Красота вышитых узоров, узоры резьбы, красочность народной росписи, филигранная техника орнаментов – неисчерпаемые источники наслаждения.
Важное средство в формировании творческой активности детей – это использование произведений изобразительного искусства в оформлении быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности.
Успешное протекание изобразительной деятельности и формирование интереса к ней предусматривает создание материальных условий, а именно:
• обеспечение занятия различными художественными материалами для изобразительной деятельности;
• удачно подобранный наглядный материал (произведения изобразительного искусства, иллюстрации из книг и др.);
• оборудованный уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
Эти условия есть основой для формирования интереса и способствуют созданию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
В обучении детей старшего дошкольного возраста следует выделить те стороны, которые смогли привлечь внимание детей, активизировать мышление.
Важное значение имеет создание положительного эмоционального фона, связанного с деятельностью. В значительной степени этому способствует разнообразие форм предварительной работы:
• наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;
• чтение художественной литературы;
• рассмотрение произведений изобразительного искусства;
• целенаправленный просмотр кукольных спектаклей, прослушивание музыкальных произведений;
• проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
• создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
• подготовка материала к занятию, предварительное обсуждение темы, распределение обязанностей для выполнения коллективных работ.
Необходимым условием является активность воспитателя как на занятии, так и во время подготовки к нему, во время самостоятельной деятельности, а также активность самих детей.
Необходимо подчеркнуть, что воспитатель должен сам хорошо понимать «художественный язык» произведений искусства и уметь доступно, с учетом возрастных и психологических особенностей, поставить ту или иную задачу перед детьми старшего дошкольного возраста.
Взрослый показывает пример использования выразительной, образной речи, сенсорно-эмоциональных, моральных и художественно-эстетических оценок и суждений.
К эффективным педагогическим условиям развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности относятся:
• моделирование педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• интеграция различных видов деятельности детей;
• развитие у детей наблюдательности, обогащение словаря, обучение различным техникам и способам изображения;
• ознакомление детей с этапами творческого поиска;
• обеспечение всеми необходимыми материалами для самостоятельной изобразительной деятельности детей;
• использование продуктов детской изобразительной деятельности для подарков малышам и родным, для украшения интерьера помещения ДОУ, для выставок, игр и т.д. [18, с.54-57].
В нашей работе, на основе анализа педагогической литературы, мы познакомились с понятиями эстетического воспитания и эстетического развития дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ВКУСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Понятие «эстетическое воспитание» в научной литературе
В эстетических чувствах и вкусах важную роль играет сенсорное воспитание, которое дает детям возможность различать цвета, звуки, формы, которые необходимы для изображения явлений, предметов. Особое значение приобретает эмоциональная окрашенность восприятия прекрасного.
Эстетическое чувство, возникающее под воздействием человека, его отношение к труду и быта, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию – к понятию «прекрасного» как высшего нравственного идеала.
Эстетическое чувство всегда характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. Если цель деятельности построена на творческой активности детей, а сама деятельность хорошо организована, проходит в интересной форме и дает радость, то в этих условиях единство нравственного и эстетического выступает особенно отчетливо.
Объекты эстетического восприятия могут удовлетворять потребности человека только тогда, когда имеют соответствующие свойства, например, цвет, форму, размер, структуру, функции и тому подобное.
Для детей дошкольного возраста важным является процесс эстетического восприятия к действительности в связи с тем, что он способствует раскрытию эстетической ценности объектов, предметов, явлений природного и социальной среды.
В процессе эстетического восприятия дошкольников в действительности объекты и явления должны стать предметом особого внимания, познания и творчества.
Поэтому важно подчеркнуть, что эстетический опыт дошкольников должен быть направлен на освоение прекрасного, открывать перед ними возможности полноценного восприятия предметов и явлений действительности, которые, во-первых, важны для детей, а во-вторых, есть посильными для восприятия и осмысления дошкольном возрасте.
Известно, что процесс формирования эстетической культуры занимает важное место в условиях дошкольного учреждения.
Ребенок должен видеть определенную цель, ради которой необходимо работать. Известно, как старательно и настойчиво учат детишки песни к празднику, осознав, что мамы очень обрадуются, когда будут слушать эти песни в качестве подарка [3, c.400-405].