Курсовая теория на тему Изображения благовоний на фресках в пещере Дуньхуан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История пещерно-храмового комплекса Дуньхуан 5
1.1 Краткие сведения по истории Дуньхуана. Буддизм на территории Дуньхуана 5
1.2 Обзор различных групп пещер Дуньхуан 9
1.3 Скульптура Дуньхуана. Синтез скульптуры и архитектуры в Дуньхуане 12
Глава 2. Фрески и изображения благовоний в Дуньхуане 18
2.1 Сюжеты стенописи в пешерах Дуньхуан. Портреты донаторов 18
2.2 Декоративные орнаменты стенописи 25
2.3 Линия, композиция в фресках Дуньхуан 29
Заключение 30
Список используемой литературы 37
Введение:
Актуальность. Величайшей сокровищницей буддийского искусства махаяны признан Дуньхуан. Иконография джатак (бэнь юань — «коренные причины»), сутр и тантр представлена в центральноазиатском, индийском, непальском, китайско-непальском, китайско-тибетском стилях разных исторических периодов. «Живопись джатак» Дуньхуана насыщенно декоративна, но если иллюстрируемая сцена сообразна канонической фабуле, то разрастание декоративных связей превращает повествование в орнаментальное целое, не утрачивающее при этом общего смысла. Тема спускающегося с небес «сияющего божества» (в терминологии ранних сутр), осененного облачно-белыми, небесно-пышными опахалами из «живописи джатак» Аджанты превращается в «интернациональном стиле» Дуньхуана в сцену «пламенеющего» полета небесной девы — апсары с золотыми украшениями, развевающимися шелковыми шарфами в низвергающемся сверху оранжево-красном потоке, прорезанном взвихренными всполохами — облаками цвета изумруда и темной лазури (пещера № 404, эпоха Северной Чжоу). Формы персонажей в росписях Дуньхуана дотанского периода соответствуют типичной для Китая линеарной («бескостной») фигуративности. Соединение «пластического» и «орнаментального» стилей в пространстве фона и ракурсе свидетельствует об эстетической гетерогенности этого искусстве при визуальной однородности наследия Аджанты и китайской традиции. Однако, важным аспектом понимания фресок являются изображения благовоний, и проблема данной работы заключается в том, чтобы понять их уместность.
Объект исследования: настенные фрески Дуньхуан.
Предмет исследования: изображения благовоний на фресках.
Цель исследования: определить сюжеты, где изображены благовония.
Исходя из поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1. Представить краткие сведения по истории Дуньхуана и рассмотреть Буддизм на территории Дуньхуана.
2. Произвести обзор различных групп пещер Дуньхуан.
3. Рассмотреть скульптура Дуньхуана и проанализировать синтез скульптуры и архитектуры в Дуньхуане.
4. Представить сюжеты стенописи в пешерах Дуньхуан и проанализировать портреты донаторов.
5. Изучить декоративные орнаменты стенописи.
6. Представить линию, композицию в фресках Дуньхуан.
Методы представленного исследования. Работа выполнена с применением сравнительно-исторического, системно-структурного, хронологического, текстологического методов.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Буддизм существовал в Китайском государстве около двух тысячелетий. За это долгое время он сильно видоизменился в виду необходимости соответствовать и подстраиваться под устои китайской цивилизации. Буддизм оказал огромное влияние на развитие традиционной китайской культуры, в частности на литературу, архитектуру и искусство Китая. Буддийская архитектура со своим великолепным изяществом придала архитектуре Китая совершенно новый вид, появление пагод, пещерных монастырей, монастырских комплексов и буддийских храмов, все это преобразило культуру Китая. Многоярусные пагоды, восходящие до небес, скальные храмы являются ценными памятниками китайской культуры дошедшие до наших дней и становятся национальной гордостью китайцев. Придают тот исключительно восточный колорит китайской культуре.
Буддийские монастыри веками были центрами китайской культуры. Проводя в них время, поэты и художники искали вдохновение. Многовековая письменная культура китайского народа хранилась в буддийских монастырях, архивы буддийских монастырей накопили множество ценнейшей литературы, которую буддийские монахи-переводчики неустанно копировали и размножали среди китайского народа.
Огромное влияние на мышление китайцев оказала индо-буддийская философская мысль. Очень многое из этой мысли, в том числе практика йоги и представления о райе и аде было перенято из индо-буддийской мысли и принято китайской философской мыслью.
Религиозные верования в частности и буддизм смогли стать необходимой составляющей политической культуры Китая, в основе которой стоит мысль о сильном государстве.
Конфуцианство, даосизм и буддизм активно учувствовали в политическом управлении государством. Вместе эти три учения образовывали структуру, которая наиболее сильно повлияла на систему политического управления государства.
Государственная система императорского Китая строилась на основе конфуцианских принципов. Государство максимально старалась сохранить и продолжать следовать этим принципам даже в период иноземных нашествий и утверждений иностранных захватчиков как новой власти китайского народа. Конфуцианство сумело сакрально сохранить свою значимость и укорениться в сознании людей и стать истинно правильным способ ведения жизни и служению государства как того требовало конфуцианство. Религиозный даосизм привлекал внимание правителей к нему и составлял сильную конкуренцию конфуцианству и буддизму. Буддизм смог удовлетворить потребностям управления государством и смог утолить духовные потребности в обществе.
Все три учения постоянно конкурировали друг с другом за влияние в государственных верхах и симпатию императоров. Но буддизму в определенный период удалось отстранить своих конкурентов с лидирующих мест. Этому способствовал династийный кризис в Китае, который как известно в Китае приводил, как правило, приводил к свержению старой власти и приходу новой. Этот кризисный момент был удачным для буддизма моментом приживания к китайской мысли. Кризисный момент в государстве, упадок настроений китайского народа помогли буддизму прижиться, а он взамен заполнил идеологическую пустоту, которая образовалась после падения династии Хань и неудачи восстания Желтых повязок. Тем самым государственный строй, выстроенный на основе конфуцианского учения и неудавшегося даоского восстания потеряли в глазах народу всю идеологическую основу. Буддизм, обещавший спасение всем, независимо от их социального положения обещал спасение, изменения социального статуса в будущем. Это условие и оказалось переломным для народа. Буддизм смог заполнить идеологическую пустоту, образованную в груди китайского простого народа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История пещерно-храмового комплекса Дуньхуан
1.1 Краткие сведения по истории Дуньхуана. Буддизм на территории Дуньхуана
Поселение под названием Дуньхуан была известно древним китайцам еще до нашей эры. Как пишет авторитетный китайский исследователь Жун Синь-цзян (荣新江), первое упоминание о Дуньхуане относится к эпохе Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) как о месте проживания племен юэчжи 月氏 . У Сыма Цяня Дуньхуан также упоминается как один из центров племени юэчжи. В древности юэчжи проживали на обширной территории Хэси 河西 («земли к западу от Хуанхэ», охватывающие современные провинции Ганьсу, Шэньси, район Ордоса, Алашаня и др.), их основным занятием было скотоводство. К концу эпохи Цинь и началу правления династии Хань (конец III в. н.э.) в эти края двинулись хунну 匈奴 под предводительством правителя Моду 冒顿 и, вытеснив юэчжей, постепенно распространили свою власть на территорию, получившую в китайской традиции название Западный край西域 (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В начале периода Хань китайцам было сложно противостоять воинственным соседям, двор пытался сохранить мирные отношения с ними, но территория государства временами подвергались разорительным набегам хуннских племен.
В 121 г. до н.э. армия ханьского У-ди 武帝нанесла поражение хунну, и территория Хэси вошла в состав империи Хань. На завоеванных землях по линии торгового пути, известного как «Великий Шелковый путь», были построены военные укрепления, созданы земледельческие поселения, а император продолжил завоевательные походы на запад. Дуньхуан поначалу входил в состав области Цзюцюань 酒泉, но совсем скоро превратился в самостоятельную административную единицу: в 117 г. до н.э. Дуньхуану присвоили статус областного центра郡城. Благодаря своему выгодному географическому положению город быстро развивался. В эпоху Западной Хань под управлением областного центра находилось шесть уездов. В 1-5 гг. н.э. во времена правления императора Пин-ди 平帝 в области Дуньхуана насчитывалось 11 200 дворов с населением 38 335 человек.
В период Восточной Хань (25-220 гг. н.э.) территория Хэси часто подвергалась набегам цянов 羌族с востока (современная провинция Сычуань), а севера вновь усиливались хунну, которым удалось к началу I в. н.э. подчинить себе весь Западный край и отрезать торговые пути Китая в западные страны. В этих условиях правитель области Дуньхуан тайшоу 太守 взял на себя и административные, и военные функции. Полувоенный характер управления западных областей Китая сохранился вплоть до XIII в.
В эпоху Троецарствия (220-265 гг. н.э.) Дуньхуан входил в состав царства Вэй 魏. В период 16 царств (304-439 гг.) был частью государств Ранняя Лян 前凉, Ранняя Цинь 前秦,Поздняя Лян 后凉,Западная Лян 西凉,Северная Лян 北凉. В начале V в. Дуньхуан пришел в упадок. В 444 г. здесь установилась власть Северной Вэй 北魏, сделавшая его опорным военным пунктом (镇) в борьбе с натиском Жужаньского каганата 柔然汗国 с севера вплоть до 492 г.
В 524г. император Сяо-мин 孝明 издал указ о придании Дуньхуану статуса округа 州. По причине того, что в Дуньхуане выращивали в большом количестве бахчевые культуры, округу дали название Гуачжоу 瓜州 (дословно «округ [где выращивают] тыкву»). В 525 г. на фоне восстания шести крепостей 六镇起义 внук императора Мин-юаня 明元Юань Жун 元荣 был назначен на должность начальника округа刺史 Гуачжоу. После разделения Вэй на Восточную и Западную округ формально отошел к Западной Вэй, но реальная власть сосредоточилась в руках начальника округа Юань Жуна, который управлял этими землями 20 лет. В 546 г. после небольшой смуты новым начальником округа становится Шэнь Хуэй申徽, направленный правительством для наведения порядка.
В 589 г. династия Суй объединяет Китай под своей властью. Начальником округа Дуньхуан становится Пэй Цзюй 裴矩, ставший впоследствии крупным сановником при Тан. В 618 г. в районе Дуньхуана местный военный офицер Ли Гуй 李轨 объявил себя правителем династии Лян 凉 и поднял войска, однако в 619 г. танские войска нанесли ему поражение, Дуньхуан вошел в состав Танской империи. В 620 г. начальник округа Гуачжоу Хэба Ханвэй 贺拔行威вновь поднял восстание, но оно было подавлено уже в 622 г., а округ Гуачжоу переименовывается в Сишачжоу西沙州. Помимо внутренней политической нестабильности существовала внешняя угроза: с севера и запада территория Хэси оказалась в осаде жужаней и Тюркского каганата, с юга – сянбийского государства Тогон 吐谷浑. Власти Тан в такой ситуации наложили строгий запрет на передвижение и, тем более, на пересечение границы в этих районах. В 630 г. танские войска разбили Тюркский каганат в Монголии, в 635 г. — армию сянбийского государства Тогон. В 633 г. Сишачжоу переименовали в Шачжоу 沙州. Танская империя продолжила расширяться на запад: в 640 г. под натиском танской армии сдался Гаочан 高昌 (Турфан, район в восточном Синцзяне), что позволило Тан овладеть северным торговым путем. В Гаочане основали округ Сичжоу西州, в горах Таньшань — Тинчжоу庭州, и военное наместничество Аньси 安西都护府. В 662 г. тибетцы вторглись в западные земли Тан, с этого момента началась долгая борьба за территории Дуньхуана. С 692 г. по конец VIII в. территория, подвластная военному наместничеству Аньси, подчинялась династии Тан.