Курсовая теория на тему Изменение статуса Русской Православной Церкви в первой половине XVIII века в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕРКОВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ XVIII ВЕКА 5
1 .1 Ограничение привилегий Церкви в Соборном Уложении 1649 года 5
1. 2 Церковная реформа патриарха Никона и её последствия 10
ГЛАВА 2 ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ XVIII ВЕКА 17
2.1. Церковь и государство в период правления Петра I Великого 17
2.2. Церковь и государство при преемниках Петра I (1725 – 1762 гг.) 21
2.3. Место и роль Церкви в Российской Империи при Екатерине II 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Значимость темы исследования заключается в том, что развитие отношений между государством и Церковью в этот период во многом повлияло на формирование Российского государства. Именно многочисленные преобразования, произошедшие между XVII и XVIII веками, как в отношении церкви, так и в отношении других сфер общественной жизни, определили направление развития всего государства в его дальнейшей государственно-правовой истории. В качестве примера можно привести преобразования Петра I, ведь именно при нем произошли самые значительные и радикальные реформы в отношении духовенства. Но мы не должны забывать и о тех изменениях, которые произошли до его правления. Анализируя эти изменения, мы можем увидеть, как менялось положение Церкви по отношению к власти царя, сначала царя, а затем императора. Стоит подробно рассмотреть первоначальные ограничения церковных прерогатив в Соборном Уложении, дальнейшее подчинение церкви власти государства с учреждением Синода, а также проанализировать секуляризационные реформы Екатерины II.
Развитию отношений между государством и церковью, а также их реформированию посвящены различные учебники, монографии и статьи разных авторов. Среди этих работ следует отметить: Б.Н Чичерина, В.А Федорова, И.К Смолича, Н.И Сазонова и р.
В целом, церковь и государство и взаимодействие между ними широко изучены в литературе, что означает, что тема имеет высокую теоретическую подготовку.
Актуальность и степень теоретической разработки определяет выбор объекта, предмета, целей и задач работы.
Объекты изучения: государство и церковь.
Предмет: Развитие отношений между государством и церковью в 17-18 веках.
Целью работы является изучение взаимодействия государства и церкви в 17-18 веках.
В соответствии с этой целью в работе были рассмотрены следующие вопросы.
1) проанализировать ограничения на церковные привилегии в Парламентском кодексе 1649 года.
2) осуществить раскрытие содержания церковных реформ патриарха Никона и исследование их последствий.
3) выявить отношения между церковью и государством во время правления Петра Великого.
4) обосновать отношения между церковью и государством во время государственного переворота.
5) определить положение и роль церкви в период правления Екатерины II.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы российских ученых в области истории, а также истории государства и права, охватывающие период с XVII по XVIII век.
В качестве основных методов исследования были использованы исторический, сравнительный и системно-структурный подходы.
Заключение:
Данная работа посвящена исследованию взаимоотношений между церковью и государством в России XVII-XVIII веков. В исследовании поставлена и достигнута цель работы — изучить взаимодействие государства и церкви в этот период. Исследование этих отношений осуществляется через следующие цели; статус и роль Церкви, определенные Указом 1649 года; содержание церковных реформ патриарха Никона и их последствия; взаимоотношения Церкви и государства в период правления Петра I; взаимоотношения Церкви и государства в период государственного переворота; статус Церкви и ее роль в период правления Екатерины II.
В кодексе парламента 1649 года есть два блока положений, касающихся церкви и духовенства. С одной стороны, эти нормы подтверждают свою традиционно доминирующую роль в жизни российского общества. С другой стороны, Соборное уложение также устанавливало ряд репрессивных церковных правил, которые непосредственно затрагивали материальные аспекты существования Церкви. Реформы патриарха Никона сыграли большую роль в дальнейшем развитии отношений между государством и Церковью. Под его руководством все литургические книги были исправлены по греческому образцу и внесены изменения в проведение обрядов. Одним из последствий церковных реформ стал раскол в Церкви, который привел к расколу в обществе в целом. Главным реформатором Церкви после Никона был Петр I. Под его руководством Русская православная церковь стала практически полностью подчинена светской власти, а установленный контроль над церковью в виде религиозных советов стал частью государственного аппарата. Духовенство стало особым классом служащих на государственной службе. Во время дворцового переворота церковный вопрос был одним из самых важных. Каждый правитель проводил свою собственную церковную политику. Анна Ивановна проводила жесткую политику в отношении духовенства; ее преемница, дочь Петра I, подавала надежды на смягчение церковной политики. Императрица не предпринимала больших шагов для усиления влияния церкви. Следующее изменение в этой области произошло в царствование Петра III. Его Декларация о секуляризации церковных и монастырских земель повлияла на дальнейшее развитие отношений между государством и Церковью. Отражение его политики можно увидеть в правлении его жены, Екатерины II Великой. Это нашло отражение в декрете о секуляризации и признании необходимости религиозной терпимости по отношению к людям других вероисповеданий. Несмотря на некоторые ограничения, права церкви все же не были так сильно урезаны. Его преобразовывали в государственное учреждение. Все подданные были обязаны посещать церковь, а за нарушение религии полагалась смертная казнь и другие суровые наказания.
В отношениях между Церковью и государством можно проследить определенные цепочки последовательных событий. В XVII веке церковь была практически отделена от государства, но с течением времени и ростом личной власти правителей церковь стала подчиняться государству. Вначале это приняло форму изъятия судебных вопросов из юрисдикции Церкви и передачи этих полномочий учрежденным монашеским орденам. Впоследствии подчинение стало законным. После создания Церкви управление церковными делами перешло в юрисдикцию государства. А после секуляризации церковных земель церковная власть полностью подчинилась светской.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕРКОВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ XVIII ВЕКА
1 .1 Ограничение привилегий Церкви в Соборном Уложении 1649 года
Один из важнейших законодательных актов, Соборное Уложение 1649 г., был принят на Земском соборе 29 января 1649 г. Это был обширный кодекс из 967 статей, отражавший большинство актуальных вопросов того времени.
Статут очень серьезно относится к религиозным основам общества. Если кто-либо попытается «хулить» Бога Иегову, то «хулитель сей, обличив Его, должен быть предан смерти и сожжен» .
Таким образом, во всех статьях положения, касающиеся религиозной сферы, занимали важное место и создавали новые отношения между церковью и государством. Первоначальная форма отношений между этими двумя институтами была заимствована Россией у Византии, поэтому Кодекс не может обойти этот важный вопрос, учитывая их долгую историю. Однако отношения между государством и церковью всегда были шаткими, и именно Соборное уложение 1649 года освещает эти сложные и противоречивые отношения.
Самое главное, Соборное уложение воплощает на высшем юридическом уровне главенство и значимость духовенства как сословия и его положение на социальной лестнице. Во-первых, поскольку в то время религия играла важную роль в жизни людей, церковь отвечала за решение семейных вопросов, таких как развод. Во-вторых, представители духовенства, которые в силу своего призвания и профессии имели прямой доступ к сакральной сфере и поэтому являлись духовно-нравственной и интеллектуальной элитой российского общества, должны были вести за собой представителей других социальных групп. Церковь, в силу своей власти над большинством населения, могла влиять на правительство, а государство, учитывая мнение церкви, считало это своим долгом.
В силу своего особого статуса представители церкви участвовали в обсуждении и принятии решений не только по церковным, но и по государственным вопросам. Это отражено в их представительстве на Земском соборе. В разработке Кодекса Собора принимали участие более десяти пресвитеров церкви во главе с патриархом Иосифом, их подписи отражены на обратной стороне Кодекса. Примечательно, что подпись духовенства стоит на первом месте среди всех подписей, что еще раз свидетельствует о его привилегированном положении в обществе.
Их высокий социальный статус подкрепляется статьей 162 главы X «О судах». Он устанавливает порядок изучения показаний местного населения. Законодатель предусматривает противостояние «лучших из лучших» из земельных сословий Церкви (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы, монашеские сословия), а затем из всех остальных сословий и поместий (боярских, окольничих, дворянских и др.) в таком порядке. Примеры такого рода можно найти и в других статьях Статута.
Также следует отметить структуру самого Кодекса и содержание главы «О богохульниках и мятеже в Церкви». Законодатель поместил его во главе всех глав. Эта глава устанавливает нормы, определяющие уголовную ответственность за преступления против религии, включая богохульство, «церковный бунт» путем умышленного срыва главного православного богослужения и другие деструктивные «злодеяния» в Церкви во время богослужения. «непристойные высказывания» в адрес духовенства и гражданские конфликты в Церкви . Все эти злоупотребления были разрушительными, поскольку представляли опасность не только для государства, но и для целостности нации в целом.