Курсовая теория на тему Изменение и развитие функций государства на различных этапах развития общества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Функции государства: теоретические основы.. 5
1.1 Понятие функций
государства. 5
1.2 Классификация
функций государства. 11
2. Анализ функций государства.. 15
2.1 Функции
государства в условиях глобализации. 15
2.2 Функции
государства в связи с пандемией COVID-19. 21
Заключение. 29
Список используемой литературы.. 30
Введение:
Актуальность исследования функций современного
Российского государства обусловлена несколькими моментами: во-первых, данный
вопрос относится к числу основополагающих и дискуссионных (так как связан с сущностью
государства); во-вторых, он имеет не только теоретическое, но и практическое
значение; в-третьих, исследование этой традиционной темы дает возможность точно
определить характер деятельности государства, выбор развития его приоритетов на
современном этапе. Значимость данного вопроса в настоящее время сложно
переоценить.
Проводимая в современной России конституционная
реформа 2020 года отражает функциональные изменения, связанные с современным
состоянием общества и актуализируют отдельные, ранее не задействованные
механизмы в рамках предотвращения ситуаций, аналогичных борьбе с пандемией
коронавируса в мире и в Российской Федерации. Такая нестабильность развития
государства и новые вызовы времени приводят к эволюции функций государства,
что, в свою очередь, способствует исследованию новых аспектов функционирования
Российского государства в современной юридической науке.
В настоящее время остро стоит вопрос о роли
Российского государства в организации общественной жизни, о формах его
взаимодействия с другими субъектами политической системы, а также с гражданским
обществом в целом. Увеличение роли государства связано с происходящими
кризисными явлениями. Своевременное вмешательство государства в экономическую
сферу предотвратило обвал экономики, способствуя ее стабилизации, развитию
сельского хозяйства, бизнеса. Государство является незаменимым гарантом
социального обеспечения, обеспечения законности и поддержания правопорядка.
Можно назвать следующие формы государственного взаимодействия: финансовую поддержку,
предоставление льгот, разработку целевых программ и стратегий и т.п.
Цель работы — изучить эволюцию функций государства.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть понятие функций государства;
— изучить классификацию функций государства;
— охарактеризовать функции государства в условиях
глобализации;
— выявить особенности функций государства в связи с
пандемией COVID-19.
Методологическую основу работы составляют метод
сравнительного правоведения и государствоведения, статистический метод,
системно-структурный метод и метод сравнительного анализа.
Объектом исследования являются правовые отношения,
складывающиеся в процессе реализации государством своих функций.
Нормативную базу
исследования составили: федеральные законы Российской Федерации,
иные нормативные правовые акты.
Теоретическая и практическая
значимость исследования заключается в возможности использования
его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий
по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого в данной работе
вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка используемой
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной курсовой работы.
Заключение:
В заключение данной курсовой работы, основываясь на
заявленной цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы.
Государство – политико-правовая организация общества,
обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая
суверенитетом, осуществляющая власть, управление и правовое регулирование в
обществе.
Функции государства выражают назначение государства и
его роль в общественной жизни.
Функции государства представляют собой основные
стороны и направления его деятельности, зависят от сущности государства и
определяют его социальное назначение. В зависимости от внутренних и внешних
факторов, воздействующих на государство, функции государства меняют свои
приоритет. Содержание функций государства зависит от обеспечения необходимых
потребностей общества, от стратегических целей и задач, геополитических
ориентиров.
В современных условиях функции государства постоянно
изменяются, какие-то становятся приоритетными для развития государства, другие
отходят на второй план, всё это зависит от целей, поставленных государством,
внутренних и внешних факторов, которые на него воздействуют.
Фрагмент текста работы:
1. Функции государства:
теоретические основы 1.1 Понятие функций государства Функция (от лат. «исполнение, совершение,
осуществление») – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной
системе отношений, например, функции денег, функции государства в обществе и
пр.
Функция обязательно связана с назначением
определенного явления. Ее выполнение зависит от качественного содержания
определенного явления – получает проявление вовне, в процессе динамического
воздействия на иные явления и процессы.
Для выполнения функции объект наделяется необходимыми
признаками, такими как:
– связь с качественной определенностью объекта
(человек не может по своему желанию изменить назначение объекта, например,
топор предназначен для того, чтобы им рубить, а не пилить);
– объективность (не зависит от воли человека);
– воздействие направленно вовне, т. е. когда один
объект выполняет свою функцию, он так или иначе воздействует и на другой
объект;
– результат (чаще всего в будущем);
– многообразие функций[1]. Поскольку функции свойственны любому явлению, у
государства, как одного из самых распространенных социальных явлений, также
имеются свои функции. Изменение государственных задач повлекло за собой и
изменение видов функций государства, появление новых. Вместе с тем, объективные
изменения претерпевают и цели, задачи государства. Перед современным Российским
государством стоят следующие цели: увеличение производительности труда,
импортозамещение, снижение инфляции и ряд других[2].
Указанных целей можно достичь путем решения таких задач, как модернизация
экономики, повышение качества производимых товаров, создание условий для
развития новых предприятий и др. Однако для их достижения необходимо еще и
выполнение определенных функций, что говорит о соотношении и взаимосвязи целей,
задач и функций государства.
В связи с постоянно меняющейся обстановкой в мире
происходят изменения в социальной, экономической, политической сферах
государства, изменяется и роль государства. Соответственно, функции государства
— это направления деятельности государства на определенном этапе его
исторического развития, в которых отражаются:
1) сущность (особая организация политической власти,
отражающая сбалансированные интересы всего общества);
2) назначение (государство осуществляет организацию
общественной жизни и обеспечивает стабильность общественного развития на основе
согласования многообразных общественно значимых интересов в определенных сферах
общественной жизни — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, единство
экономического пространства и т. п.);
3) содержание (предметно определенная управленческая
деятельность по организации общественной жизни в различных сферах общественного
взаимодействия);
4) комплексность (выполняется всем государственным
механизмом в целом);
5) системность (охватывает все сферы жизни общества:
придание внутренним функциям значительного международного аспекта, концентрация
в масштабах всей планеты капитала, взаимосвязь внутренней и внешней политики
государства, рабочей силы, производственных ресурсов, мировое разделение труда,
сближение и слияние культур разных стран и прочее)[3].
Вряд ли можно согласиться с утверждением С.Н.
Туманова, который считает, что «…«функция» в юриспруденции теряет свой
познавательный потенциал, перестает играть роль точной научно-теоретической
абстракции, адекватно отражающей реальное государственно-правовое явление»[4].
Посредством реализации своих функций государство
осуществляет целенаправленное управленческое воздействие на различные сферы
общественной жизнедеятельности. Проанализировав функции современного
Российского государства, можно прийти к пониманию проблем эффективного
управления и реформирования происходящих процессов в обществе. Но для уяснения
сущности государства, его социального назначения, задач и целей необходимо
осмыслить категорию «функции государства», единого понимания которой в науке не
достигнуто.
Многообразие точек зрения относительно функций
государства определяется учеными по-разному. Т.В. Власова определяет функции
государства, как «…направления деятельности, в которых выражается сущность и
социальное назначение, цели и задачи государства на определенном этапе
исторического развития»[5]. М.И.
Байтин под функциями государства понимает «направление и стороны его
деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность,
служебная роль, задачи и цели, закономерности развития»[6]. С.Н.
Братановский определяет функции государства в качестве «основных направлений
деятельности по решению стоящих перед ним задач»[7].
Таким образом, данная категория трактуется преимущественно через динамику его
функционирования в разных сферах общественной жизни. А.И. Гнатенко утверждает,
что функции государства изменчивы и статичны, что обусловлено ходом
исторического развития общества[8].
При рассмотрении данного вопроса принципиально важным
считается четкое определение самого понятия функций государства. Такая
необходимость обуславливается, прежде всего, тем, что следует провести четкую
грань между функциями государства, с одной стороны, и функциями государственных
органов, с другой[9],
так как в научной литературе существует множество попыток смешения функций
государства с тесно связанными с ними, но абсолютно разными понятиями сферы
деятельности государства и его отдельных органов. В связи с этим, безусловно,
необходимо акцентировать внимание на том, что вопрос о функциях государства
имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Функциональный
подход к пониманию государства позволяет анализировать его не только через
форму правления, государственного устройства и политического режима, но и
исследовать это многогранное явление с позиции его деятельности, реализуемой в
различных аспектах.
Д.В. Пожарский определяет функции государства как
«основные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные
направления фактической деятельности государства, обусловленные главными,
объективно необходимыми целями и задачами, выражающие его сущность и социальное
назначение»[10].
Не вполне понятно, что дает автору основание вести речь о целях, задачах
государства как о функциях государства. Очевидно, что их можно рассматривать
как основополагающие факторы, имеющие значение для характеристики
функционирования государства, но не как то, что составляет содержание понятие
функций государства. Следовательно, сторонники такого тезиса, по сути, считают
тождественными сущность и функции государства.
М.И. Байтин дает немного иное понятие: «Функции
государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности
государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и
общечеловеческая сущность и социальное значение»[11].
Очевидно, что указанное определение достаточно абстрактно в силу того, что при
несомненной обусловленности функций государства его сущностью и социальным
назначением, нельзя исключить особенности сиюминутного регулирования каких-либо
новых возникающих проблемных вопросов и в таком случае речь будет идти не
столько о сущностном выражении государственной деятельности, сколько о
приоритетном решении проблем, угрожающих целостности и безопасности
государства.
Н.А. Власенко под функциями государства подразумевает
основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью
механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов[12].
Категория функционирования государства исследуется в
самых различных областях юридической науки, поскольку государство осуществляет
свою деятельность по различным направлениям и в самых разнообразных условиях,
включая режимы чрезвычайных ситуаций и непредвиденных моментов. Очевидно, что
функции государства позволяют ему нормально функционировать и адекватно
отвечать на вызовы времени. Тем не менее, такая деятельность государства должна
подвергаться краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию.
Помимо тех вариантов понимания, которые уже были
указаны выше, и той трактовки функций государства, которая уже изложена,
существуют и другие точки зрения. Абсолютное большинство подходов к пониманию
функций государства ограничивается только вопросами управления обществом[13]. При
таком подходе упускается возможность реального воздействия на общественные
отношения по поводу управления обществом. Или же, наоборот, включением в это
понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие
общественных процессов» можно увидеть ничем не оправданную попытку смешения
функций государства с функциями его механизма, то есть как систему госорганов
или же как аппарат управления.
Существует множество точек зрения по данному вопросу и
большое количество разнообразных подходов к рассмотрению и определению функций
государства, что вполне естественно и понятно с учетом сложности и
многогранности рассматриваемой материи.
Исходя из этих позиций, при определении функций государства,
стоит учитывать системный интегративный подход понимания направлений
деятельности Российского государства, проблему соотношения интересов
государства, общества и личности, возникающие как в процессе непосредственного
формирования функций государства, так и в процессе ее изменения в процессе
исторического развития, определяемого общесоциальной ролью государства.
Подводя итог вышесказанному, следует согласиться с
М.Н. Марченко и Е.М. Дерябиной в том, что «в теоретическом и практическом плане
было бы целесообразным, более оправданным и конструктивным сосредоточиться не
на анализе различных представлений и воззрений, а на выделение и рассмотрении
общих черт и особенностей самих функций государства[14].
Для более полного исследования понятия «функции государства»
надо сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства
связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства – с
определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти. Таким
образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса,
так и всего государства. Очевидно, что цели и задачи являются определяющими для
функций государства. В функциях государства отражаются только основные
направления деятельности государства, потому что не всё, что делает
государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует то,
на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности,
каким образом действуют её органы. [1] Ридель В.М. К вопросу о понятии
«функции государства» // Научные достижения и открытия – 2019: сб. ст. XII
междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2019. [2] Ревина С.Н., Казарян А.Г. К
вопросу о трансформации роли государства в условиях глобализации // Право и
государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). [3] Эгембердиева Н.А. Некоторые
теоретические вопросы функций современного государства // Вестник филиала
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош
Киргизской Республики. 2020. № 1 (21). [4] Туманов С.Н. К вопросу о понятии и
структуре функций государства // Вестник Пермского университета. Юридические
науки. 2017. № 4 (18). [5] Власова Т.В. Теория государства и
права [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.В. Власова, В.М. Дуэль, М.А.
Занина. Электрон. текстовые данные. М.: Российская академия правосудия, 2019. [6] Байтин М.И. Сущность и основные
функции социалистического государства. Саратов, 2019. [7] Братановский С.Н. Теория
государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Н. Братановский.
Электрон. текстовые данные. Саратов: Электр.-библ. система IPRbooks, 2020. [8] Гнатенко А.И. Функции государства
и роль органов внутренних дел в их реализации: автореф. дис. … канд. юрид.
наук. М., 2018. [9] Козяк Ю.В. Отграничение услуг,
оказываемых государством, от иных функций государственных органов // Актуальные
проблемы административного и административно-процессуального права: сб. ст. по
материалам международной науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский
университет МВД России, 2020 [10] Пожарский Д.В.
Контрольно-надзорная функция современного государства: дис. … канд. юрид. наук.
М., 2015. [11] Байтин М.И. О современном
нормативном понимании права // Журнал российского права. 2019. № 1. [12] Власенко Н.А. Теория государства и
права: науч.-практ. пособие. М., 2019. [13] Ревина С.Н., Казарян А.Г. К
вопросу о трансформации роли государства в условиях глобализации // Право и
государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). [14] Марченко М.Н., Дерябина Е.М.
Теория государства и права: учеб.-метод. пособие. 2-е изд. М.: Проспект, 2017.