Курсовая теория на тему Избирательный бюллетень
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава
1. Избирательный бюллетень: понятие, содержание, правовое значение. 4
Глава
2. Требования к избирательному бюллетеню.. 11
Глава
3. Порядок изготовления, передачи, хранения, заполнения избирательного
бюллетеня 18
Заключение. 25
Список
литературы.. 27
Введение:
Документационное обеспечение выборов – не менее важная грань
их организации, чем подготовка, непосредственное проведение, подсчет голосов.
Документирование избирательных действий является одним из важнейших правовых
требований к форме избирательного процесса. Ведь именно избирательные документы
определяют легитимность выборов, фиксируют волеизъявление граждан, отражают
правильность проведения тех или иных избирательных процедур.
Одним из самых важных избирательных документов, с которым
непосредственно соприкасается в процессе выборов каждый избиратель, является
избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень является документом
установленной формы, выдаваемым избирателю для участия в голосовании на выборах
и лично им заполняемым, на основании которого устанавливается волеизъявление
избирателя.
Специфика информации, помещаемой в избирательном бюллетене,
очевидна. Текст бюллетеня обычно состоит из двух основных элементов: 1) Разъяснение
порядка заполнения избирательного бюллетеня; 2) Информация о кандидатах
(избирательных объединениях) с пустыми квадратами для отметок избирателей.
Важно, что вся эта информация должна быть определенным образом структурирована
и организована в рамках бюллетеня, чтобы избиратель мог быстро сориентироваться
во всем объеме представленной информации.
Основным материальным носителем для избирательного бюллетеня
как документа выступает в настоящее время бумага, хотя еще федеральным законом
от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ в избирательную систему введены новые понятия –
«электронное голосование» и «электронный бюллетень». Бумага является
материальным носителем, обеспечивающим относительно высокую степень доверия
избирателей к бюллетеню. Преимущества и риски, обусловленные использованием
электронных технологий на выборах и референдумах, заслуживают специального
анализа.
Избирательные бюллетени не имеют уникального номера (они в
принципе не нумеруются), хотя относятся к документам строгой отчетности. Это
является одним из элементов реализации принципа тайного голосования. Строгой
отчетности подлежит количество бюллетеней (количество выданных комиссией
бюллетеней должно совпадать с количеством бюллетеней, опущенных в урну для
голосования, несоответствие фиксируется в протоколе об итогах голосования).
Для защиты избирательных бюллетеней от фальсификаций
применяются различные способы защиты документа. Среди степеней защиты,
определенных Постановлением ЦИК России от 25.12.1998 № 158/1079-II, названы
нанесение типографским способом цветного фона либо защитной сетки,
использование специальной бумаги, изменение размера шрифта знака препинания в
тексте бюллетеня и др. По решению соответствующей избирательной комиссии могут
применяться и другие степени защиты бюллетеней. Так, в статье Л.Е. Тихоновой
прослеживается эволюция степеней защиты избирательного бюллетеня в Российской
Федерации в 1990–2000-е гг.
Таким образом, мы можем выделить характерные черты
избирательного бюллетеня как документа: 1) непременная включенность в систему
избирательных документов (выдача избирательного бюллетеня возможна только по
предъявлении паспорта или заменяющего его документа; факт выдачи отражается в
списке избирателей); 2) отсутствие заведомо установленного формата бумаги как
материального носителя (формат определяется объемом информации в документе,
который может варьироваться); 3) отсутствие регистрационного номера наряду с
принадлежностью к документам строгой отчетности; 4) особая процедура заверения
документа; 5) наличие особых степеней защиты ввиду повышенной общественной
значимости документа.
Таким образом, объектом исследования является избирательный
бюллетень, а его предметом – специфика избирательных бюллетеней, как
документационного обеспечения выборов.
Цель исследования – проанализировать специфику избирательных
бюллетеней, как документационного обеспечения выборов.
Задачи исследования:
— изучить понятие, содержание и правовое значение
избирательного бюллетеня;
— рассмотреть требования к избирательному бюллетеню;
— изучить порядок изготовления, передачи, хранения,
заполнения избирательного бюллетеня.
Заключение:
Избирательный бюллетень — один из важнейших избирательных
документов в электоральной практике. Сейчас уже трудно представить себе иные
формы выражения воли избирателей. Но еще два столетия назад избирательный
бюллетень был скорее исключительным, чем обычным вариантом, а голосование
посредством бюллетеней занимало очень незначительное место в избирательной
практике. Да и первые письменные выражения воли электората выглядели непривычно
для современного избирателя. Можно проследить пути развития избирательного
бюллетеня от самых первых неофициальных версий до официального избирательного
документа определенной формы.
На современном этапе избирательный бюллетень — единственный
официальный документ, посредством которого реализуется право голоса. Требования
законодателя как к форме, так и к содержанию документа полностью унифицированы.
Но, хотя современный бюллетень и отличается от избирательных записок предыдущих
столетий, этот электоральный институт насчитывает многовековую историю и,
вполне вероятно, в будущем будут внедрены какие-то новые элементы и в
современные избирательные бюллетени.
Избирательный бюллетень позволяет одновременно
обеспечить выполнение нескольких функций:
а) информационную функцию —
избиратель из содержания бюллетеня получает
сведения, необходимые для голосования:
информацию о виде и уровне
выборов, наименовании органа, в
который проводятся выборы, фамилии,
имена, отчества зарегистрированных
в избирательном округе кандидатов,
наименования избирательных объединений, избирательных блоков,
зарегистрировавших свои списки кандидатов, основные
данные о них;
б) функцию гарантии тайного голосования
в) функцию средства, позволяющего устанавливать
волеизъявление избирателя.
Необходимо отметить, что бюллетени изготовляются
исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Нумерация бюллетеней не
допускается. При этом число изготовленных бюллетеней не должно более чем на
1,5% превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Не позднее чем за 20 дней до дня голосования
соответствующими комиссиями утверждаются форма и текст бюллетеня, их число, а
также порядок контроля за их изготовлением. Текст бюллетеня должен быть
размещен только на одной его стороне.
В помощь избирателям, участникам референдума, являющимся
инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии
изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного
заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного
шрифта Брайля. Избирательные участки, участки референдума, для которых
изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы,
референдум комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти —
решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
При проведении голосования за кандидатов фамилии
зарегистрированных кандидатов размещаются
в бюллетене в алфавитном порядке, при этом
бюллетень содержит следующие сведения о каждом из
зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество;
б) год рождения;
в) наименование субъекта РФ, района,
города, иного населенного пункта,
где находится место жительства кандидата;
г)
основное место работы или службы,
занимаемая должность (в
случае отсутствия основного
места работы или службы — род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на
непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования
представительного органа;
е)
если кандидат выдвинут избирательным объединением, —
слова "выдвинут избирательным объединением" с
указанием краткого наименования
этого избирательного объединения;
ж)
если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, —
слово "самовыдвижение";
При проведении голосования за списки кандидатов в
бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой,
краткие наименования избирательных объединений,
а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех
кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной
части и эмблемы избирательных объединений
(в одноцветном исполнении).
Бюллетени печатаются на русском языке. По решению
комиссии, указанной в законе, бюллетени печатаются на
русском языке и на государственном языке республики,
входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях
— на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Если для избирательного участка, участка референдума печатаются
бюллетени на двух и более языках, текст на
русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Избирательный бюллетень: понятие,
содержание, правовое значение
Статья 32 Конституции России устанавливает, что граждане
Российской Федерации вправе участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Это право относится к числу
важнейших политических прав, присущих современному человеку в силу его
социальной природы и принадлежности к обществу, достигшему определенного
демократического уровня развития, определяет конституционно-правовой статус
гражданина, задает вектор его политической активности, формирует основания
причастности гражданина к жизни своей страны, региона, муниципалитета.
Вместе с тем современных правоведов, социологов и
политологов все в большей степени волнует проблема абсентеизма — равнодушие,
оторванность, отчуждение избирателя от процесса избрания органов власти, отказ
от участия в выборах. Как преодолеть эти негативные тенденции и наиболее
эффективно организовать реализацию права на участие в голосовании? Как
ориентировать избирателя на осуществление принадлежащего ему права выбора? И
что является основным фактором, опосредующим осознанный и свободный выбор
электората?
В целом ответ прост — чтобы заинтересовать избирателя, до
него должен быть доведен необходимый объем информации о выборах. Первичная,
наиболее нейтральная, но в то же время значимая — это информация о дате
голосования и виде выборов. По мере развития избирательной кампании объем
объективной и достоверной информации о выборах, кандидатах и партиях,
участвующих в выборах, должен нарастать. Информация должна становиться
разносторонней, отражать весь спектр политических программ участников
избирательного процесса, ориентируя избирателей тем самым на активное
соучастие, содействие в реализации права голоса[1].
Необходимость полноценного информационного обеспечения
выборов, включающего две составляющие: информирование избирателей,
осуществляемое от имени уполномоченных органов, прежде всего избирательных комиссий,
и предвыборную агитацию, проводимую кандидатами, избирательными объединениями и
иными субъектами избирательного процесса, подвигает федерального законодателя
устанавливать систему мер, направленных на поддержание необходимого
политического интереса избирателей к процедуре выборов. При этом создается
обязательное информационное поле с привлечением телерадиокомпаний, печатных
средств массовой информации, сетевых изданий к участию в информационном
обеспечении выборов. Невозможно переоценить важность каждой составляющей
информационного обеспечения выборов, поскольку и информирование, и агитация
являются теми основами, которые при соблюдении баланса свободы на получение
разносторонней информации о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, и
объективной и достоверной информации о них, должны исключать манипулирование
сознанием избирателей и способствовать выработке обоснованных электоральных
представлений о претендентах на выборные должности. Для обеспечения
юридического равенства и необходимого уровня объективности и достоверности
информации об основных участниках избирательного процесса федеральный
законодатель оговаривает перечень обязательных информационных материалов,
доводимых до сведения избирателей, содержащих данные обо всех зарегистрированных
кандидатах и списках кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями[2].
В системе указанных мер одним из наиболее эффективных
элементов, «венчающих» весь перечень информационных материалов и
непосредственно влияющих на выбор избирателя, является избирательный бюллетень.
Известное выражение А. Линкольна «бюллетень сильнее пули» продолжает оставаться
актуальным в контексте информационной борьбы, традиционно разворачивающейся в
ходе каждой избирательной кампании.
Бюллетень — необходимый атрибут реализации принципа тайного
голосования. Впервые в отечественной истории применение избирательных
бюллетеней в электоральном процессе было санкционировано в ходе выборов
депутатов Государственной думы 1906 г., до этого тайное голосование
производилось шарами (баллотирование, от англ. ball — шар) на выборах в состав
Уложенной комиссии в 1767 г., а также в земские и городские органы управления в
конце XIX в. В первые десятилетия советской власти голосование на выборах было
открытым, необходимость применения избирательных бюллетеней возникла с
закреплением принципа тайного голосования в Конституции СССР 1936 г. В ходе
выборов в Верховный Совет СССР в 1937 г. процедура тайного голосования
предусматривала порядок, при котором избиратели получали для голосования
стандартные, напечатанные типографским способом бюллетени (по выборам в Совет
Союза и Совет Национальностей). В избирательных бюллетенях указывались фамилия,
имя, отчество кандидата и название выдвинувшей его организации (общественной
организации или «общества трудящихся»)[3].
И сегодня избирательный бюллетень, являясь одним из основных
источников информации о кандидатах и избирательных объединениях, входит в
перечень информационных документов, изготавливаемых непосредственно для
организации голосования избирателей. Наряду с информационными плакатами о
зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов, содержащими сведения
биографического характера, а также сведениями о доходах и имуществе кандидатов,
которые в обязательном порядке размещаются в помещении для голосования и
содержат устанавливаемый комиссией, организующей выборы, максимум официальной
информации о кандидатах, сведения об основных участниках избирательного
процесса содержатся в бюллетене, который выдается лично каждому избирателю для
реализации возможности непосредственно ознакомиться с этими сведениями и
осуществить процедуру голосования. Отметим, что федеральный законодатель
вкладывает в содержание бюллетеня значительный информационный и правовой
потенциал, который должен обеспечить всеобъемлющие гарантии информированности
избирателя о кандидатах (партиях) и предоставить ему полноценную возможность
сделать свой собственный осознанный и ответственный выбор. В этом смысле
следует подчеркнуть унифицированный объем информации, доводимой до избирателей
в тексте бюллетеня в ходе любой избирательной кампании федерального,
регионального или муниципального уровня[4].
Что видит современный российский избиратель в
тексте бюллетеня? Информация, содержащаяся в бюллетене, объективируется теми
обязательными характеристиками кандидата (избирательного объединения), которые
должны быть доведены до сведения избирателя, чтобы обеспечить возможность его
обоснованного выбора. Перечень информации, которую должен содержать
избирательный бюллетень, закреплен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации». Бюллетень для голосования по
мажоритарной системе включает фамилию, имя, отчество кандидата, год рождения;
сведения о месте жительства, основном месте работы, занимаемой должности.
Наряду с информацией биографического характера указывается, каким избирательным
объединением выдвинут кандидат, а также размещаются сведения [1] Морозова О.С. Бюллетени
для голосования как инструмент избирательной инженерии // Каспийский регион:
политика, экономика, культура. – 2014. – №1 (38). – С. 72–78. [2] Гришин Н.В.
Государственная электоральная политика: предметная область нового научного
направления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – Астрахань,
2014. –№ 3. – С. 71–82. [3] Выборы в Государственную
Думу Российской империи // Очерки по истории выборов и избирательного права:
учеб. пособие / Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В. Е. Кораблин,
В. В. Луговой, В. В. Тылкин. Калуга, 2002. – 708 с. [4] Гетьман Л.С. Основные
проблемы практики применения избирательного законодательства, регулирующего
создание и использование избирательного бюллетеня // Избирательное право. –
2012. – № 2. – С. 24–34.