Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Избирательная система Российской Федерации: понятие и основные принципы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 6

1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы в современной России 6

1.2. Становление и развитие избирательной системы России 11

2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫБОРОВ 15

2.1 Виды избирательных систем 15

2.2 Перспективы изменения избирательной системы в РФ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА 28

  

Введение:

 

В последнее десятилетие в условиях постепенного утверждения подлинных и свободных выборов депутатов и должностных лиц государственных и муници-пальных органов власти был опубликован ряд научных работ по электоральным и правовым вопросам.

Однако, несмотря на значительный объем исследований в области избира-тельного права и процесса решения проблемы избирательного процесса, круг его участников, их правовой статус, а также избирательные и процессуальные право-отношения как форма реализации конституционных прав граждан в сфере фор-мирования государственной власти пока не получили должного теоретического развития и надлежащего правового регулирования.

В частности, принципы, этапы и особенно избирательный процесс как наиболее массовый, политически значимый тип правового процесса требуют углубленного изучения и дополнительного законодательного регулирования.

Значительный научно-практический интерес представляет изучение системы участников избирательного процесса, особенностей их правосубъектности, спе-цифики правового статуса, функций и полномочий, взаимодействия. Задачи мо-дернизации избирательной системы Российской Федерации, изложенные в посла-ниях Президента Российской Федерации В.В. Основные задачи путинского ре-жима в Федеральном Собрании напрямую связаны с совершенствованием как из-бирательного процесса, так и правового статуса его участников. Важность выше-указанных проблем определяет актуальность изучения избирательного права как одного из видов права.

Анализ норм Конституции Российской Федерации 1993 года, избиратель-ного законодательства, регулирующего порядок проведения выборов органов государственной и муниципальной власти, и практики проведения избирательных кампаний, позволяет сделать вывод, что категория «избирательное право и изби-рательный процесс» является наиболее массовым видом правового процесса, правовой формой реализации гражданами Российской Федерации, их объедине-ниями активного и пассивного конституционного права на формирование пред-ставительных органов государственной власти и наделяет их в полной мере зако-нами о выборах.

Избирательный процесс можно определить как политико-правовую дея-тельность граждан — избирателей и их объединений по формированию органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую посред-ством действий и процедур в порядке и сроки, предусмотренные нормами изби-рательного законодательства.

Поскольку законодательство о выборах не дает юридического определения понятия «избирательный процесс», представляется целесообразным закрепить в нормативном порядке предложенное выше определение избирательного процесса путем внесения соответствующего дополнения в статью 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященную основным терминам и понятиям избирательного права.

Содержание и направление избирательного процесса определяется его участниками, воля которых заключается в проведении избирательных мероприя-тий и процедур. На наш взгляд, участники избирательного процесса должны признавать субъектов избирательного права, реализовавших свою избиратель-ную правосубъектность в избирательных правоотношениях, сложившихся в связи с формированием выборных органов государственной власти и должностных лиц.

Однако приходится признать, что до настоящего времени избирательное законодательство и правоприменительная практика значительно опережают тео-рию избирательного права.

Вопросы современного состояния избирательного права нашли отражение в работах таких известных ученых, как С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Лысенко, В. В. Маклакова, А.Е. Постникова, К.Ф. Шеремета, и многих других.

Объектом курсового исследования являются общественные отношения, складывающиеся при реализации избирательного права.

Предмет исследования — нормы российского права, регулирующие понятие и система принципов российского избирательного права

Цель курсового исследования заключается анализе избирательной системы Российской Федерации, ее понятие и основные принципы.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

— рассмотреть общую характеристику избирательной системы и избира-тельного права;

-проанализировать избирательную систему и избирательное право как юридическую основу выборов.

Цель и задачи исследования предопределили следующую структуру курсо-вой работы: введение, основная часть, включающая 2 главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самая важная возможность для граждан реализовать свою волю — это вы-бор и референдум. Они могут проводиться на федеральном, региональном и местном уровнях. Для обеспечения этого процесса, для того чтобы сделать его более справедливым и честным, было сформировано право голоса. Закон преду-сматривает определенные гарантии, обязанности и принципы, которым должны следовать все субъекты избирательного права.

В зависимости от позиций, с которых мы рассматриваем право голоса, мы можем дать различные определения. Если говорить об этой концепции как о пра-вовом институте, то это совокупность норм, которые возникают в результате лю-бых выборов. Это могут быть выборы депутатов, главы государства, формиро-вание органов местного самоуправления или регионального законодательного органа. Если рассматривать его с точки зрения конкретного гражданина, то из-бирательное право — это реализация субъективного права этого гражданина. Она может быть выражена в активной форме (избирать тот или иной руководящий орган) или пассивной форме (избираться).

Сформированы основные положения, регулирующие применение избира-тельного законодательства. Давайте объясним основные положения в простой форме. Честность означает, что все граждане данного государства могут сделать выбор, когда им исполнится 18 лет. Существуют некоторые ограничения на неко-торые должности (депутат может быть избран с 21 года, президент — с 35 лет и т.д.). Тайна голосования подразумевает, что никто не может знать о вашей воле при выборе без вашего согласия. Это осуществляется через закрытые кабинки. Равенство дает каждому человеку один голос, он не зависит от его имущественно-го, должностного положения, пола, расы, национальности и других характери-стик. Прямота указывает на то, что вы напрямую выбираете, например, главу государства. Существуют и другие положения, но они являются наиболее важ-ными, от их выполнения зависит легитимность всего избирательного процесса. Для реализации этого права необходима система органов, которые в установлен-ном законом порядке могут проводить голосование. В целом, под избирательной системой понимается порядок проведения выборов в стране. Что это значит? Прежде всего, набор мер: выбор дня голосования (обязательно выходного дня), подготовка бюллетеней (списка кандидатов или партий), уведомление избирате-лей и т.д.

Кроме того, формируется система избирательных комиссий. На более низ-ком уровне это участковые избирательные комиссии (УИК), затем территориаль-ные избирательные комиссии (ТИК). ЦИК, центральная избирательная комиссия, закрывает всю систему на самом высоком уровне. Вся информация о проведении голосования и избирательной системе поступает туда. Важность избирательного законодательства является основным институтом демократического общества, раскрывающим волю граждан.

Только благодаря этому можно участвовать в жизни государства и форми-ровать законодательные и исполнительные органы.

Только справедливая процедура позволяет властям стать популярной и ле-гитимной, которая поддерживается большинством населения.

Во всем мире существует множество различных механизмов для обеспече-ния того, чтобы граждане пользовались своими избирательными правами. Выбор избирательной системы и определение ее конкретных параметров основываются на особенностях развития политической культуры государства и его правовых традициях. Каждое суверенное государство имеет право на суверенную избира-тельную систему, обусловленную его историей, политической культурой и зрело-стью политических институтов.

Политическое многообразие и непосредственное вовлечение граждан в по-литические процессы на данном этапе нашей истории не приведет к возвращению хаоса, а, наоборот, сделает государство сильнее и эффективнее.

Избирательная система как основа любого демократического государства должна обеспечить новый уровень участия политических сил в процессе государ-ственного управления, заложив тем самым основу для дальнейшего устойчивого развития российской государственности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы в современной России

Концепция избирательного права является основным положением избира-тельного законодательства, которое регулирует все действия участников избира-тельного процесса.

Они определяют как правовые механизмы реализации конституционного права быть избранным и быть избранным, так и способ сбора голосов, контроль за избирательной деятельностью игроков в ходе рекламной кампании и уровень легитимности полученных результатов. Принципы избирательного права зако-нодательно закреплены в Конституции, законодательных актах субъектов Феде-рации, а также в органах местного самоуправления. Примечательно, что нормы законодательства о выборах могут быть изменены (чаще всего это так), но общие правила их проведения остаются неизменными .

Основные принципы избирательного права: — Всеобщее избирательное пра-во — установленное законом правило, в соответствии с которым гражданам Рос-сийской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, предоставляются широкие возможности быть избранными и быть избранными в федеральные и региональ-ные органы власти.

Данный принцип предполагает отсутствие ограничений на осуществление основных конституционных прав и свобод по признаку пола, расы, национально-сти, социального происхождения или иным признакам. Основные принципы из-бирательного права: — Равное избирательное право, в соответствии с которым все заинтересованные стороны — избиратели, партии, кандидаты в депутаты, наблю-датели, избирательные комиссии — обеспечиваются равными правовыми возмож-ностями и правовыми механизмами для осуществления своих полномочий в соот-ветствии с Избирательным кодексом.

Это, прежде всего, означает, что ни одно заинтересованное лицо не может превышать своих должностных полномочий или лоббировать чужие интересы. Во-вторых, принципы избирательного права четко определяют основное прави-ло: один голос, один бюллетень для голосования. Никто не может голосовать больше одного раза, не говоря уже о запуске «карусели». В-третьих, конкуренты на выборах находятся в одинаковом положении, в том числе в отношении таких критериев, как честная финансовая игра и информационная прозрачность.

Прямое голосование, в соответствии с которым поставить галочку в урну для голосования можно только сознательно, на основе независимого рациональ-ного выбора .

Российское избирательное право представляет собой относительно самосто-ятельное явление правовой действительности с достаточно сложной внутренней структурой, которая, скорее всего, станет объектом системно-структурного ана-лиза. В этом отношении содержание избирательного права (система) выглядит как совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение состав-ляющих его норм по отдельным внутренним «ячейкам», обусловленное различи-ем их служебных функций в части реализации и защиты избирательных прав граждан.

Самое главное, что система избирательного права включает в себя общие и специфические компоненты. Критерием для их различения является объем со-ставляющих их норм. Таким образом, общая часть объединяет нормы избира-тельного права, имеющие общее значение и влияющие на реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня реализации. Что касается специальной части, то она охватывает правила, касающиеся особых требований к организации и проведению различных избирательных действий, которые должны соблюдаться только в случае конкретных видов выборов.

Избирательное право как система правовых норм имеет объективную и субъективную специфику. Если объективно (как конкретная совокупность право-вых норм) избирательное право устанавливает порядок реализации, обеспечения и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными на фе-деральных, региональных и муниципальных выборах, то субъективно оно за-крепляет принцип участия граждан в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо с использованием иных процедур, обеспечивающих свободу голосования.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права вклю-чают в себя отдельные правовые институты, под которыми можно понимать со-вокупность избирательного права, регулирующего различные комплексы отно-шений, связанных с реализацией избирательного права граждан, которые обособлены в рамках одной правовой нормы. Совокупность институтов россий-ского избирательного права определяется логикой правового регулирования ме-ханизмов реализации и защиты права граждан избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти. В определенной степени это отражено в законодательстве о выборах, что обусловлено тем, что избирательное право и законодательство о выборах взаимосвязаны по содержанию и форме и не могут существовать в полной изоляции. В то же время, экстраполировать систему избирательного законодательства, определяемую такими факторами, как субъек-тивные мнения законодателей и утилитарные потребности правоприменителей в удобстве, на внутреннюю структуру компонентов российского избирательного права во всех отношениях неоправданно. Считается, что иерархия избиратель-ных правовых норм должна основываться на субъектном составе правовых норм, который определяет необходимость соответствующего целого правового регули-рования избирательных прав российских граждан..

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы