Курсовая теория на тему Избирательная система Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и особенности избирательного процесса 6
1.2. Структура избирательной системы в Российской Федерации 12
Глава 2. Особенности правового регулирования избирательной системы в Российской Федерации 20
2.1 Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательной системы 20
2.2 Проблемы избирательной системы в России на современном этапе конституционного развития 25
Заключение 31
Список использованных источников 34
Введение:
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что демократические выборы способны не только легитимировать политическую систему общества, но и обеспечивать зависимость деятельности публичных органов власти от предпочтений и интересов граждан. Выборы сравнимы с проводником, через который политическая власть общества преобразуется в государственную – единую, целостную, легальную и легитимную. Механизмом же такой трансформации выступает избирательная система, через совокупность функций, реализуемых в конституционно-правовом поле государства. Поскольку выборы также представляют собой и важнейший инструмент народовластия, посредством которого осуществляются избирательные права граждан, право на референдум, то выбор и использование определенной избирательной системы приобретает яркий характер политической целесообразности.
Институт избирательной системы имеет не только правовую природу, поскольку относится к законодательному регулированию форм непосредственной демократии, но и представляет собой общественно-политический механизм, посредством которого народ практически реализует суверенные права. Такое суверенное право народа как право избирать и быть избранным обеспечивает его верховенство и полновластие во всех сферах общественной жизни. Вопросы же передачи части властных полномочий народа, необходимых для управления обществом и государством регулирует избирательное право, занимая одно из центральных мест в механизме политического воспроизводства и контроля публичных институтов, а состояние его источников выступает важнейшим индикатором позитивного и негативного взаимовлияния избирательной системы государства и его политической практики.
Основной целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.
Процесс проведения выборов постоянно совершенствуется, в результате чего меняются количественные и качественные характеристики его участников. Теоретическое рассмотрение поставленных вопросов тем более важно, что существующая правовая база избирательного процесса не может быть признана совершенной. Процесс ее становления продолжается, обусловливая необходимость научного обобщения накопленного опыта правового регулирования избирательного процесса, критического осмысления его с учетом мировой практики, а также отечественного опыта как в историческом аспекте, так и с позиции задач, стоящих перед обществом в настоящее время.
Предмет исследования – проблемы правового регулирования избирательной системы в Российской Федерации в современных условиях.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, возникающих в ходе реализации участниками избирательного права.
Цель исследования: рассмотреть понятия, проблемные вопросы избирательной системы в Российской Федерации.
Задачи работы:
– рассмотреть понятие и особенности избирательной системы;
– изучить структуру избирательной системы в России;
– проанализировать соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательной системы;
– охарактеризовать проблемы избирательной системы в России на современном этапе конституционного развития.
Степень разработанности темы. Проблемы избирательного права и избирательной системы, связанные с анализом принципов формирования представительных органов, организации избирательного процесса, определением места и роли форм народовластия в государственном механизме всегда привлекали к себе пристальное внимание ученых. Тема избирательной системы нашла свое отражение в работах таких исследователей, как Ю. Г. Агаркова, Н. Д. Терещенко, Л. Г. Берлявский, В. И. Ерыгина, Е. О. Кудряшов, А. А. Подмарев, Д. А. Реут, Г. В. Синцов, Н.Г. Хасиева, Н. Э. Шишкина и др.
Однако, несмотря на значительный объем исследований в области избирательного законодательства и практики его применения в федеральных выборах, а также в избирательных кампаниях, проводимых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, современные проблемы избирательного процесса как самого массового, политически значимого вида юридического процесса, круг его участников; их юридический статус, а равно и избирательно-процессуальные правоотношения как формы реализации конституционных прав граждан в сфере формирования органов публичной власти в Российской Федерации нуждаются в дополнительном исследовании.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех параграфов, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Избирательная система играет важнейшую роль в реализации принципа народовластия. Ее организация говорит о многом. Во-первых, как реализуется в государстве непосредственная или представительная демократия, во-вторых, как осуществляется связь государственных институтов с институтами гражданского общества, в-третьих, какую ответственность народные представители несут перед своими избирателями.
Избирательная система – это регулируемая правовыми нормами динамичная деятельность субъектов публично-правовых отношений, состоящую из взаимосвязанных стадий (циклов), направленная в своей совокупности на формирование легитимных органов публичной власти (органов государственной власти, местного самоуправления и в некоторых случаях органов территориального общественного самоуправления). Одной из основных характеристик избирательной системы является то, что он базируется на принципах избирательного права, в первую очередь, на принципах всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Целью избирательного процесса является обеспечение законного хода выборов и объективных результатов голосования, гарантирование надлежащей реализации гражданами конституционных прав на осуществление власти, формирование легитимных органов власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами, и способами.
Избирательное право вовлекает в сферу правового обеспечения избирательных отношений и нормы сопредельных институтов различных отраслей права. Вследствие этого предмет избирательного права приобретает комплексный характер, испытывая на себе воздействие норм различных отраслей российского права. Но данное обстоятельство не дает оснований говорить об изъятии соответствующих отношений из области регулирования административного, уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей права, а лишь усложняет юридический механизм их корреляции и интеграции, допуская пребывание в своеобразном «двойном подчинении» избирательного права, как комплексного юридического образования, базовым правовым отраслям.
Таким образом, к предмету регулирования избирательного права относятся нуждающиеся в правовом упорядочении путем закрепления прав и обязанностей за их субъектами общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это следующие группы общественных отношений:
– отношения, возникающие в процессе реализации норм и принципов избирательного права, устанавливающих общий режим реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
– отношения, непосредственно связанные с реализацией гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
– отношения, связанные с организацией выборов;
– отношения, связанные с деятельностью участников избирательного процесса, обеспечивающих реализацию прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (избирательные комиссии, доверенные лица, средства массовой информации и т.д.);
– отношения, связанные с защитой и восстановлением избирательных прав граждан.
Избирательное право РФ традиционно выделяется в качестве самостоятельного института конституционного права РФ, представляющего собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее избирательную систему, является весьма обширным и содержит много прогрессивных норм. Тем не менее, для осуществления гарантированной судебной защиты требуется его дальнейшая модернизация. Особенно важно учитывать принцип системности права, с тем, чтобы процессуальные правовые нормы, включенные в регулятивное избирательное законодательство, соответствовали общим нормам и принципам процессуального права России.
Стадии избирательного процесса представляют собой отдельные этапы подготовки и проведения голосования на выборах, на каждом этапе органы руководства выборами и другие участники избирательного процесса выполняют определенную задачу. Виды стадий избирательного процесса и их последовательность устанавливаются законодательством о выборах и оформляются нормативно-правовыми актами, важнейшими из которых являются нормативные акты, принимаемые избирательными комиссиями.
Современное российское избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты электоральных возможностей граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в довыборный период. Поэтому ограничение избирательного процесса исключительно рамками общественных отношений, складывающихся организацию и проведение выборов, связано с игнорированием того обстоятельства, что вне временных интервалов избирательного процесса также обнаруживаются отношения, имеющие важное с юридической точки зрения значение для обеспечения практического осуществления избирательных прав граждан Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы и общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации
1.1. Понятие и особенности избирательного процесса
Одним из основных инструментов реализации принципов демократии является институт состязательных выборов и система представительства политических интересов. Демократическая политическая система направлена на формирование такой властной конфигурации, в которой представители социальных групп будут реально отражать их интересы, гражданское общество будет активно вовлечено в процесс принятия политических решений, а формирование элиты будет происходить согласно общественным предпочтениям. Однако далеко не всегда указанные выше принципы реализуются на практике в полной мере.
Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Можно выделить общие, существенные черты выборов: это есть способ замещения соответствующей выборной должности, при этом вхождение в состав органа власти происходит не по воле кандидата (это есть захват), не по воле самого органа власти (это есть назначение, конкурс, пожалование), не по воле случая (наследство, жребий), а по воле самих избирателей .