Курсовая теория на тему Истрия и лидеры психоанализа в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ПСИХОАНАЛИЗА 4
1.1Понятие психоанализа 4
1.2Зигмунд Фрейд 6
ГЛАВА II ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РОССИИ 9
2.1Психоанализ в Российской империи 9
2.2Психоанализ в СССР 11
2.3 Психоанализ в Российской Федерации 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение:
Психоанализ, как способ психотерапии был создан Зигмундом Фрейдом в конце девятнадцатого столетия. Это учение переживало в своей истории как падения, так и взлеты, однако, в силу логичности и простоты объяснения, оно пользуется популярностью до сих пор.
В истории нашей страны история психоанализа тесно связана с идеологией, которая господствовала в тот или иной исторической период. В силу своего запрета, который продлился около полувека, психоанализ в России только недавно начал возрождаться вновь.
Цель работы – изучить историю психоанализа в России с начала 20 века, до современности.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: 1)изучить понятие психоанализа, 2)рассмотреть биографию основателя этого направления Зигмунда Фрейда, 3)проанализировать развитие психоанализа в России по этапам: начало 20 века и до революции, затем советский период, после – период от распада Советского Союза до современности.
Структура работы полностью вытекает из поставленных в исследовании задач. Работа состоит из двух глав. В первой главе два параграфа, во второй главе их три.
Объектом исследования выступает психоаналитика в России
Предмет исследования – особенности развития российской психоаналитики на разных исторических этапах.
Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в исследовании особенностей адаптации психоаналитических идей в России особенностей, связанных со спецификой отечественной культуры и мышления, взаимодействия с наукой и идеологией, что в итоге позволит оценить его нынешние перспективы.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время история российского психоанализа — как клинического, так и прикладного -описана в многочисленных монографиях и статьях, однако известна хуже, чем история психоанализа в Европе, Англии или США. До сих пор в ней остается немало белых пятен. Как отмечал В.М. Лейбин, судьба российского психоанализа более детально знакома зарубежным специалистам, чем отечественным, поскольку первые располагают большим количеством источником и объемом материала. С другой стороны, их исследования нередко грешат тенденциозностью, не позволяющей рассмотреть сложный процесс развития российского психоанализа в разных аспектах: так, в распаде психоаналитического движения в России в конце 20-х г.г. они обыкновенно видят лишь следствие сталинских политических репрессий. Но этот взгляд чрезмерно упрощает реальность.
Библиография по теме настоящего исследования все же довольно широка. Информационную базу его составили труды авторов, рассматривавших различные этапы и аспекты истории психоанализа в России (А.И. Белкин, М.И, Давыдова, Б.Е. Егоров, В.М. Лейбин, A.B. Литвинов, Ж. Марти, В.И. Овчаренко, A.M. Эткинд) и истории мирового психоанализа (Д. Видлошер, Э. Джонс, П. Куттер, X. Томэ, 3. Фрейд). Современное состояние российского психоанализа описано весьма немногими исследователями (Л.Э. Комарова, М.И. Лукомская, М.М, Решетников). Широким кругом авторов освещены затрагиваемые в настоящей работе вопросы теории психоанализа, его прикладного (немедицинского) применения и связи с другими учениями и школами (Б.Э. Быховский, В.Н. Волошинов, Л.С. Выготский, ИД. Ермаков, А.Р. Лурия, О. Ранк, Г. Сакс, 3. Фрейд, С. Шпильрейн и др.), а также проблемы практического приложения психоанализа к общественным и культурным процессам на разных этапах российской истории (H.H. Баженов, И.А. Бирштейн, ИД. Ермаков, А.Б. Залкинд, И. Нейфельд, Н.Е. Осипов, К.И. Поварнин, В.Н. Рахманов, В.Н. Рыжков и др.).
Заключение:
Изучив имеющуюся у нас литературу и источники по тематике исследования, решив ряд задач, которые были поставлены в ходе работы, можно сделать определенные выводы по всей работе.
Психоанализ – терапия, при помощи которой пациент высвобождает свои страхи и желания, которые таятся у него в подсознании. Это направлении психиатрии предполагает, что на поведение человека влияет два уровня психики – сознательный, который человек контролирует, и бессознательный, который влияет в гораздо большей мере, но не поддается какому – либо осознанному контролю.
Задача психоаналитика в данной ситуации состоит в том, что он должен определить страхи и мечты пациента, которые у него в подсознании, и при необходимости сублимировать их.
Автором такого подхода в психоаналитике стал австрийский врач – психиатр Зигмунд Фрейд. Однако, его теория не нашла сначала сторонников. Известность пришла к нему позднее. Учение о психоанализе стало модным, возникли различные школы психоаналитики, которые были созданы учениками Фрейда.
Психоаналитика добралась и до Российской империи. Становление и развитие дореволюционной психоаналитики тесно связаны с такими людьми, как Осипов и Сербский. Они применяли психоаналитику в лечении больных, а также Осипов издавал специальный журнал «Психотерапия», направленный на популяризацию этого направления в науке.
После революции 1917 года, в Советской России не сложилось однозначного взгляда на психоанализ. Ленин относился к нему отрицательно, но Троцкий выступал за него, надеясь использовать его как инструмент в воспитании новых людей. При поддержке Льва Троцкого создается сеть детских интернатов, в которых и происходит процесс создания новых личностей.
Однако, с приходом к власти Иосифа Сталина, начинается консервативный разворот в политике и культуре, радикальные эксперименты первых лет Советской власти начинают сворачиваться. В результате такая концепция была осуждена и о психоанализе, по сути, забыли на пятьдесят лет.
Новый этап в развитии психоанализа начинается с конца 1980-х годов и связан с ослаблением государственной цензуры, а также демократизации общественной и культурной жизни в СССР в период перестройки под руководством Михаила Горбачёва.
Появляются статьи, книги посвящённые психоаналитике, причем, как отечественные, так и переводы зарубежных трудов, в основном классиков психоанализа – Фрейда, Юнга.
Помимо статей, идет и подготовка специалистов – психоаналитиков. Их подготавливают такие учебные заведения, как Восточноевропейский институт психоанализа в Санкт – Петербурге, институт практической психологии и психоанализа в Москве.
Таким образом, можно сказать, что на современном этапе психоаналитика в России переживает свое очередное рождение.
В общем, в конце ХХ — начале XXI веков произошло существенное оживление психоаналитической активности в России, которая приобрела осмысленный и целенаправленный характер.
Одним из значительных и перспективных результатов этого стала возможность профессионального общения российских специалистов с зарубежными коллегами. Иностранных психоаналитики получили возможность приезжать в Россию и оказывать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы, а все возрастающее количество российских специалистов — получать соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ПСИХОАНАЛИЗА
1.1Понятие психоанализа
Психоанализ – термин, который применяется для обозначения такого типа терапии, при которой пациент высвобождает свои неосознанные страхи, желания, влечения, которые он подавляет в повседневной жизни по разным причинам.
Такая терапия проводится при помощи бесед о различных важных вопросах, волнующих пациента, поиска и выявления причин, по которым большое значение придается именно этим вопросам.[14; 220]
Основы психоанализа мы рассмотрим ниже.
В современном мире принято выделять три течения психоанализа. Первое – это психологическая и философская теория личности, второе направление – общее название способов выявления подсознательных желаний. Третье – направление в психотерапии, которое призвано помочь выявить внутренние конфликты, страхи или комплексы.
Психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом в конце девятнадцатого столетия. Учёный полагал, что все наши психические расстройства проистекают от того, что человек подавляет в себе свои желания, которые являются непристойными и осуждаются обществом.
Особенно большое значение психотерапевт придавал вытеснению сексуальных потребностей, которые не соответствовали моральным нормам.
Однако, наука о психоанализе, невзирая на всю критику современников активно и развивалась и продолжает развиваться, в связи с чем изначальное учение Зигмунда Фрейда оказалось дополнено и переосмыслено.[11; 134]
Согласно теории психоанализа, те запретные желания, которые человек не может реализовать на практике, могут приводить к приступам агрессии, печали, вызывать фрустрацию.
Поскольку эти желания невозможно подавить, то их следует перенаправить на что то другое, например, на политику, общественную деятельность, в культурную, либо научную сферы. Такой подход, при котором энергия от непристойных желаний переносится на одобряемое обществом стремления, носит название сублимации.[7;110]
Современный психоанализ говорит о подавленных желаниях вообще, не придавая какого – либо особого внимания вытесненным сексуальным желаниям. Например, люди с неосознанным желанием власти над другими, могут идти работать учителем или воспитателем, либо завести дома домашних животных в качестве сублимации своих потребностей.
Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.[2;64]
Помимо этого, психоаналитики со времен Фрейда выделяют несколько уровней сознания человека.
Бессознательное – это то, чем человек не может осознанно руководить и влиять на него. Однако, именно этот уровень оказывает влияние на поведение человека.
Сознательное – это то, что человек способен осознавать.
Существует четыре фундаментальных принципа психоанализа.
Первый принцип подразумевает, что всё, что мы осознаем и чувствуем, не случайно. Оно зависит от нашего опыта, который мы пережили в детстве. При помощи анализа снов, либо ассоциаций нужно выявить связь детского опыта с современными чувствами.[9;129]
Второй принцип психоанализа говорит о том, что все психические элементы распределены в зависимости от их доступности. Следовательно, если какой – то элемент оказался вытеснен, то лишь по той причине, что человек не желает его осознавать.
Третий принцип психоанализа говорит о том, что люди как и животные, возбуждают себя к действию при помощи сигналов агрессии, либо сексуальности. Влечение рассматривается с точки зрения разрядки для психики.