Курсовая теория Юриспруденция Право социального обеспечения

Курсовая теория на тему История законодательства о социальном обеспечении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. История законодательства о социальном обеспечении
в дореволюционной России. 6

1.1 Становление правовых форм социального обеспечения в
России до XIX в. 6

1.2 Законодательство о социальном обеспечении в XIX – начале XX в. 8

Глава 2. История законодательства о социальном обеспечении
в России в XX – XXI вв. 16

2.1 Законодательство о социальном обеспечении в СССР. 16

2.2 Законодательство о социальном обеспечении в России с
1991 г. 20

Заключение. 25

Список источников и литературы.. 27

  

Введение:

 

Актуальность темы. Социальное
обеспечение всегда было направлено на преодоление проблемы утраты или снижения
доходов, повышения расходов, малообеспеченности. Причинами утраты ранее
существовавшего дохода либо способности обеспечить себя самостоятельно могут
быть различные события, как связанные с личностью (болезнь, утрата кормильца и
др.), так и не связанные с нею (война, кризис и др.). Одним из
структурообразующих компонентов государственного строя государства является
государственная система обеспечения определенного уровня доходов, безвозмездных
льготных услуг. При этом каждая страна отличается содержанием и формой данного
компонента, имеет свою специфику, порядок предоставления и реализации мер
социального обеспечения.

Масштабность,
динамичность развития законодательства в социальной сфере, необходимость
правового обеспечения реализации национальных проектов по вопросам социальной
защиты населения, повышения качества и уровня его жизни, требуют безусловной
взвешенности, последовательности, системности принимаемых законодательных
решений, что напрямую связано с разработкой кодифицированных актов. Социальная
потребность осуществления данной деятельности постоянно находится в поле зрения
ученых, практиков.

В соответствии с Основным
законом страны социальное обеспечение – это предмет совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим крайне важно при
кодификации руководствоваться принципом федерализма, суть которого – достижение
единства интересов России и ее субъектов в защите социальных прав граждан. Для того,
чтобы данный принцип был в полной мере реализован, необходимо четко определить
перечень полномочий федеральных органов государственной власти и субъектов РФ,
не нарушая при этом единства правового статуса человека и не снижая степень его
социальной защищенности в зависимости от места проживания. К сожалению, в
настоящее время разность социально-экономического положения регионов во многом
определяет то или иное качество жизни населения, прослеживается тенденция
расширения видов социального обеспечения, правовое регулирование которых
осуществляется именно на этом уровне со всеми вытекающими последствиями.

Принцип преемственности
правового регулирования социально-обеспечительных отношений создает
стабильность в обществе, уверенность в завтрашнем дне, позволяет сохранить
ранее приобретенные права. Само право на основные виды социального обеспечения
связано с длительным периодом действия норм. Правовые предписания, прошедшие
апробацию временем и практикой, доказавшие свою жизнеспособность, отвечающие
сложившимся общественным отношениям, должны учитываться. В этом и заключается актуальность данной темы.

Объектом
исследования являются общественные отношения, связанные со становлением и
развитием законодательства о социальном обеспечении в России.

Предметом
исследования является выраженное в понятиях и нашедшее отражение в
законодательстве, в юридической литературе, публицистике и архивных документах
рассматриваемого периода правовое регулирование социального обеспечения в
России.

В основу
настоящей работы был положен принцип историзма, позволяющий рассматривать
изучаемые правовые процессы в их конкретно-исторической обусловленности и
развитии и требующий раскрытия объективно существующих связей между различными
фактами и явлениями. Для этого были использованы специальные исторические
методы. Наряду с общенаучными методами исследования (формально-логическим,
социологическим, системного анализа, структурно-функциональным, сравнительным)
использовались и специально-юридические методы (сравнительного правоведения,
толкования, историко-правовой). Также применялись общелогические методы –
анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Цель
исследования: рассмотреть историю законодательства о социальном
обеспечении.

Задачи исследования:

– рассмотреть становление
правовых форм социального обеспечения в России до XIX в.;

– рассмотреть
законодательство о социальном обеспечении в XIX – начале XX в.;

– рассмотреть
законодательство о социальном обеспечении в СССР;

– рассмотреть
законодательства о социальном обеспечении в России с 1991 г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Национальное
законодательство на современном этапе развития представлено широким кругом
нормативных правовых актов в социально-обеспечительной сфере, их действие
призвано оказывать справедливую помощь, необходимые услуги лицам, для которых
они являются жизненно важными. Социальные гарантии, решающие задачи
эффективного функционирования системы социального обеспечения следует углубить
и конкретизировать для дальнейшего целенаправленного совершенствования законов,
обязанных обеспечить уровень жизни граждан, который является достойным для
всех.

Законодательные основы не
в состоянии решить проблемы связанные с реализацией прав работников на
страховые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, медицинскую и
лекарственную помощь, материальную поддержку, реформирование нормативной базы в
этой области подлежит совершенствованию для качественного улучшения. Значимость
правового регулирования данных проблем является важнейшей задачей, направленной
на осуществление конституционно закрепленных прав граждан в этой области.

Государству, несмотря на
имеющиеся и возникающие проблемы с их необходимостью срочного решения, следует
налаживать и осуществлять процесс социальной защиты и поддержки населения
страны. Опираясь на имеющийся опыт преобразований в России и одновременно
эффективно используя наиболее соответствующие национальному законодательству
международные нормы ООН, МОТ, Совета Европы, законодатель стремится к принятию
взвешенных и выверенных источников регулирования права социального обеспечения.

Рассматривая долгосрочные
примеры зарубежных государств, наша страна стремится найти для себя наиболее
подходящий к ее политическим и социально-экономическим условиям механизм
становления социального обеспечения. Современные тенденции модификации общества
должны учитывать происходящие в стране изменения связанные: с ухудшением
демографического положения, высоким уровнем безработицы, старением населения,
увеличением незаконного притока мигрантов – все это влечет за собой проблемы,
которые требуют срочного решения. Проводимое поэтапное реформирование системы
социальной защиты и обеспечения направлено на рост благополучия, сохранение
здоровья, повышение продолжительности жизни людей, поэтому сотрудничество в
этой области с международным законодательством является важнейшим достижением
нашего времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История законодательства о социальном обеспечении в
дореволюционной России 1.1 Становление правовых форм социального обеспечения в
России до XIX в. Социальное обеспечение в
России как предмет правового регулирования существует уже не одно столетие.
Исторически первым социальным явлением, оказавшимся в сфере государственного
регулирования в России, стала бедность, а право социального обеспечения
формировалось в прямой связи с призрением бедных и благотворительностью[1].

Впервые о государственном
пенсионном обеспечении на территории современной России упоминается в древние
времена. В летописях отмечается, что князья и воеводы славянских дружин
заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об
обеспечении их в случае ранения, и по достижении старости[2].

В докапиталистический
период основными социально-правовыми формами материального обеспечения
престарелых и нетрудоспособных выступали:

— содержание как
привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в
отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне;


благотворительность;

— опека и
попечительство;


гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений;

— государственное
призрение для беднейших слоев населения;

— коллективная
взаимопомощь внутри крестьянской общины и другие.

Одним из первых
нормативных актов России в области социального обеспечения стал Указ Ивана IV
(Грозного) «О милостыне», в соответствии с которым начали строить богадельни
для престарелых и прокаженных, при Иване IV (Грозном) также появились правила
об отставке от службы «за старостью, болезнями и ранами». Уже в 1663 г. при царе
Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер
которых зависел от тяжести полученных увечий. Основными формами социальной
поддержки военных, уволенных со службы по ранению, было предоставление поместья
или увеличение имеющихся земельных владений[3].

Во времена Петра I
раненых и престарелых воинов стремились устроить так, чтобы они имели источник
существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство
государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного
бюджета. Указ Петра I 1712 г. обязывал создавать во всех губерниях госпитали
для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали
наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам»
и т. п.) и за «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей[4]. Пенсионное обеспечение
государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII
века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от
заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах.

Екатерина II в период
правления определила для отставников военной службы денежное содержание из
государственной казны. Размеры пенсий были увеличены. Законодательство,
регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II,
основывалось на следующих принципах:

– полное осуждение и
воспрещение добровольного нищенства;

– применение репрессивных
мер к трудоспособным нищим;

– призрение
нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни,
странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.), строительством и
содержанием которых занимались городские (сословные) управления (магистраты)[5].

Обязанности по
предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были
возложены на помещиков. Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри,
которым на эти цели выделяли средства из государственной казны.

Таким образом, созданная
Екатериной II система государственного призрения просуществовала [1] Гаген, В. А. Право
бедного на призрение : Т. 1. История и современное положение
законодательства об обязательном призрении бедных в Германии, Франции и Англии / В.А. Гаген. – СПб. : тип. т-ва
«Обществ. Польза», 1907. – 649 с. [2] Фодоря, А. Ю. Ранние институты социальной поддержки в
самоорганизующихся системах традиционного общества : монография / Фодоря Анна
Юрьевна ; М-во образования и
науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос.
образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. обл. ун-т»
(ГОУВПО «МГОУ»). – М. : Изд-во МГОУ, 2006. – 307 с. С. 9. [3] Гаврилина, Н. А. Благотворительность в
России как фактор социальной стабилизации в условиях рыночных трансформаций в
XVII-XIX веках : монография / Н. А. Гаврилина ; М-во образования и науки
Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого». –
Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 117 с. С. 6. [4] Печникова, О. Г. Государственно-правовое
регулирование охраны «народного здравия» в России XVI — начала XIX в. :
монография / О. Г. Печникова. –
М. : Юрлитинформ, 2016. – 493 с. С. 211. [5] Соколов, А. Р. Благотворительность в
России как механизм взаимодействия общества и государства (начало ХVIII – конец
ХIХ вв.) : научное издание / А. Р. Соколов. – СПб. : Лики России, 2006. – 647
с. С. 78.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы