Курсовая теория на тему История становления и развития органов прокуратуры в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История становления и развития органов прокуратуры России в досоветский и советский период 5
1.1. Становление и развитие органов прокуратуры российской империи 5
1.2. Анализ становления и развития органов прокуратуры России в советский период 10
Глава 2. Особенности становления и развития органов прокуратуры России в современный период 15
2.1. Прокуратура в системе органов государственной власти 15
2.2. Проблемы и основные пути реформирования системы прокуратуры в России 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Исследование истории формирования и развития любого государственного органа помогает ответить на ряд вопросов: каково историческое предназначение данного органа и какое место в системе государственного управления он занимает; насколько исторически необходимыми для государства являются функции, возложенные на этот орган; и наконец, только с учетом исторического опыта деятельности государственного органа можно оценить законодательные новации и организационные изменения, которые необходимы для повышения эффективности деятельности этого органа на современном этапе развития. Вышесказанное относится и к органам прокуратуры, деятельность которых всегда оценивалась неоднозначно.
За прошедшие с момента основания прокуратуры Петром I в 1722 г. до настоящего времени более чем три века этот государственный орган претерпевал многочисленные и серьезные изменения, отвечая потребностям меняющегося государства. Если первоначально прокуратура обладала ограниченными функциями надзора за центральными и местными органами управления, то со второй половины XIX в. характер ее деятельности меняется. В советское время произошла важнейшая трансформация в истории прокуратуры — определились сфера деятельности прокуратуры, ее организационная структура и статус самостоятельного органа государственной власти, т. е. сформировались те черты, которые сохраняются и в российской прокуратуре.
В настоящее время, когда совершенствуется система государственного управления, особенно важно изучение истории прокуратуры как государственного органа. В каком направлении должно происходить развитие прокуратуры, какие ее функции необходимо сохранить, изменить или, возможно, исключить, — эти вопросы пока не нашли в юридическом сообществе однозначных ответов. С учетом этого исторический опыт прокуратуры не только представляет ценность сам по себе, но и может служить основанием для разработки концепций перспективного развития прокуратуры.
Объектом исследования курсовой работы является процесс становления и развития органов прокуратуры в России.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее становление и развитие органов прокуратуры в России.
Целью курсовой работы является анализ становления и развития органов прокуратуры в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть становление и развитие органов прокуратуры российской империи;
— провести анализ становления и развития органов прокуратуры России в советский период;
— рассмотреть роль прокуратуры в системе органов государственной власти;
— выявить проблемы и основные пути реформирования системы прокуратуры в России.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании становления и развития органов прокуратуры в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Замысел создания прокуратуры в России возник не в целях наказания, а в целях обеспечения справедливости и законности. Первым этапом создания прокуратуры в российской империи можно считать вторую половину XVII в., когда царь Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел для контроля в системе органов власти. Второй этап — возрождение Прокуратуры в новом облике при Петре I, как результат осознанной необходимости дополнения существующих органов контроля новым органом, который наделен широкими надзорными полномочиями; Третий этап — реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи при императоре Александре II, которым были утверждены судебные уставы.
Формирование советской прокуратуры как органа «революционной законности» проходило под руководством правящей партии и вполне соответствовало социальной модели поведения большевиков. При этом необходимо учесть, что все процессы, связанные с новой экономической политикой (воздействие рыночных отношений, оживление демократии), прокуратура испытывала на себе. Все это отразилось на формах и методах деятельности прокуратуры, затронуло ее функциональные полномочия.
В них зарождалась возможность для последовательного проведения основ законности в правоохранительной сфере деятельности государства, однако в последующие годы развитие данной тенденции было- приостановлено в ходе формирования административно-командной системы управления.
Современная прокуратура РФ представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, федеральную, независимую, отдельную, централизованную систему органов государственной власти.
Деструкции порядка «сдержек и противовесов», утвердившегося в стране, возрастанию тенденции нарушения закона, будет способствовать подчинение прокуратуры судебной либо исполнительной власти. При отсутствии независимого прокурорского надзора будет отсутствовать, фактически, механизм реагирования на нарушение закона.
На данный момент конституционно-правовой статус прокуратуры нельзя отнести к какой-либо ветви власти. В условиях современного демократического общества прокуратура РФ занимает неоднозначное место. Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, имея особый правовой статус, она является важным элементом системы сдержек и противовесов, что способствует грамотному функционированию государственных органов традиционных ветвей власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами. Нужно отметить, что независимость — главное условие для успешного функционирования прокуратуры как органа в сфере надзора.
Закон «О прокуратуре РФ» содержит только лишь общие положения об организации работы органов прокуратуры, и имеет массу отсылочных норм на иные нормативно-правовые акты.
По нашему мнению, на федеральном уровне необходима детальная регламентация правового положения прокуратуры, организации ее работы, статуса сотрудников прокуратуры. Ни один другой орган государственной власти не обладает похожей компетенцией.
Подытоживая, отметим, что в разное время, даже в условиях одной и той же формы правления и правового режима, прокуратура играла разную роль в государственном механизме. Она была как непосредственно подчинена верховной власти, так и отнесена ею к числу институтов судебной или исполнительной власти, причем у нее преобладала как надзорная, так и обвинительная функции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История становления и развития органов прокуратуры России в досоветский и советский период
1.1. Становление и развитие органов прокуратуры российской империи
«Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных» — именно такими словами российский император Петр I охарактеризовал Генерал-прокурора — руководителя учрежденной им прокуратуры, нового, до этого неизвестного еще российской правовой системе органа, который в настоящее время, уже почти на протяжении трех столетий находится в нашей стране на страже интересов не только государства, но и гражданина и общества в целом.
Прообразом прокуратуры времен Петра I была образованная еще в XIV веке прокуратура Франции, в которой прокурорский корпус именовался не иначе как «lesgensduroi» (фр.) — люди короля .
Еще Петром I было установлено, что прокуратура при осуществлении своей деятельности осуществляет не только надзорную функцию. Так, генерал-прокурор времен создания российской прокуратуры наделялся полномочиями и в сфере правотворчества, в частности, мог предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом .
Данное положение дает полное право говорить о том, что прокуратура при осуществлении своей деятельности занималась не только надзором, но и участвовала в осуществлении правотворчества, а значит уже со времен Петра I уместно было употреблять термин «прокурорская деятельность», которая включает в себя не только прокурорский надзор, но и другие функции, которыми наделялась прокуратура.
Положение и роль прокуратуры в системе органов государственной власти зачастую зависели от личности руководителя государства. Периоды укрепления государственной власти и деятельности успешных государственных деятелей, совпадали с укреплением статуса прокуратуры, как органа защиты интересов государственной власти и общества.
Прокуратура в России была создана в соответствии с Указом Петра 1 от 12 января 1722 г. («быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору»), как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов .
В тоже время, как уже было отмечено выше, генерал-прокурор времен создания российской прокуратуры помимо надзорной функции, наделялся полномочиями и в сфере правотворчества, что свидетельствует о том, что уже в то время деятельность прокуратуры не ограничивалась лишь надзором.
Правление Екатерины I (1725-1727) и период дворцовых переворотов (1725-1762) не оставили каких-либо значимых событий или реформ в истории нашего государства. Не удивительно, что роль прокуратуры в эти годы была малозначительной, чего нельзя сказать о времени правления Екатерины II (1762-1796) — периоде развития и укрепления идеи просвещенного абсолютизма.
В императорском указе об «Учреждениях для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., регулирующем государственное управление и судебную систему содержалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой на прокуроров возлагались широкие полномочия в сфере надзора прокуроров по общему и судебному надзору, а также противодействие коррупции .
В результате реформ Александра I Генерал-прокурор стал одновременно являться и министром юстиции, что безусловно привело, на наш взгляд, к некому искажению сущности деятельности прокурора, поскольку фактически прокуратура вошла в состав органов исполнительной власти. Отсутствие какого-либо кодифицированного единого акта, посвященного вопросам прокурорской деятельности, еще более усложняло ситуацию, что предопределило в конечном счете необходимость реформ.
Неудивительно в этой связи, что судебная реформа Александра II затронула и деятельность прокуратуры Российской империи. Отечественная прокуратура была практически лишена, в частности, своей уже исторически сложившейся общенадзорной функции .
В результате судебной реформы (1861-1864) в Российской империи де-факто сформировались две прокурорские подсистемы: губернская и судебная, причем судебная должна была занять место губернской, тем самым лишив прокурорский корпус полномочий по надзору за исполнением законов. Причиной такого разветвления была не воля законодателя, а реализация данной реформы, протекавшей непосредственно на местах крайне медленно.
Основу правового статуса прокуратуры составляла модель прокуратуры обвинительного типа как органа уголовного преследования с преимущественной функцией поддержания обвинения в суде .
Надзорный потенциал прокуратуры был направлен в сторону надзора за органами, осуществляющими расследование преступлений, который тем самым фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования.
Органы прокуратуры Российской империи в 1864-1917 гг. подверглись существенной реорганизации. Правовой основой этой реорганизации выступили, прежде всего, Судебные уставы 1864 г.