Курсовая теория Юриспруденция Правоохранительные и судебные органы

Курсовая теория на тему История становления и развития органов прокуратуры в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ XVIII ВЕКА.. 5
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ДО И
ПОСЛЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 Г. 10
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА СТРАНЫ СОВЕТОВ. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность российской прокуратуры, ее структура, функции,
выполняемые этим органом с момента его создания по настоящее время, вызвали
достаточно бурные дискуссии и дебаты. Вопрос о реформировании органов
прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий вновь приобретает особую
актуальность. Существуют различные мнения ученых и практиков, значительное
число аргументов "за" и "против" сокращения функций, ограничивающих
компетенцию Прокуратуры. Однако нет сомнений в том, что прежде чем предлагать
пути реформирования этого органа, необходимо изучить историю развития, задачи,
стоящие перед наблюдательным органом на данном этапе, и, самое главное,
перспективы его работы.

Надзор, контроль, проверка исполнения законов, постановлений и
принятых решений является органической функцией всех государственных органов и
всех органов управления в целом. Но система специальных органов управления
возникает только на определенном этапе развития общества и государства.

Мы живем в трудное, но, безусловно, интересное время, и нам
приходится действовать в условиях быстро меняющихся социальных отношений. Это
условия, в которых старые проблемы дополняются острыми современными
конфликтами. В современных условиях особенно важной становится эффективная
деятельность государственных органов. Одним из важнейших государственных
органов сегодня, несомненно, является прокуратура.

Отследив и рассмотрев процесс изменения места, роли, назначения
прокуратуры на различных исторических этапах развития российского государства,
можно говорить о характере процесса формирования, существования и
функционирования надзорного органа в России.

На сегодняшний день в России разработан специальный механизм
защиты прав человека, и значительное число граждан, чьи права были нарушены,
обращаются в прокуратуру. И это неудивительно, потому что сегодня прокуратура
остается одним из тех немногих государственных органов, чья правозащитная
деятельность свободна и доступна, а главное, эффективна для граждан страны. И,
конечно же, вполне естественно, что число граждан, обратившихся в прокуратуру
за защитой и восстановлением своих прав, значительно превышает число граждан,
обратившихся в суд.

Поэтому целью данной работы является изучение истории деятельности
налоговых органов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенной задачи, в качестве основных выделен
следующий перечень конкретных задач, направленных на изучение истории органов
прокуратуры Российской Федерации:

1. Изучение становления и
развития прокуратуры в период Российской империи;

2. Изучите дореволюционного
института прокуратуры;

3. Рассмотрение прокуратуры в
советский период;

Объектом данной работы является непосредственно институт
прокуратуры в его историческом аспекте, а предметом является историческая
информация о формировании прокуратуры в России.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и
списка ссылок.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

История развития национальной прокуратуры в XVIII — XIX веках
свидетельствует о том, что, несмотря на схожесть с зарубежными аналогами, она
является уникальным государственно-правовым институтом в России, вобравшим в
себя черты французских прокуроров, шведских омбудсменов, немецких и шведских
прокуроров. Создание и последующая деятельность прокуратуры способствовали
формированию в национальном правовом сознании идеи законности в понимании,
прежде всего, характерном для авторитарного государства.

Требования к созданию специального надзорного органа, сохраняющего
эту функцию для других институтов, появляются на определенном уровне достаточно
высокого развития государственного аппарата и в отсутствие демократических
институтов, как правило, при абсолютизме. Для абсолютной монархии, как и для
большинства других авторитарных режимов, необходим надзорный институт,
обеспечивающий, чтобы сложная государственная машина не вышла из-под контроля
высшей власти, а должностные лица не злоупотребляли огромными полномочиями,
предоставленными им правителем. В демократических режимах нет постоянной
необходимости в таком институте, поскольку три ветви уравновешивают и проверяют
друг друга.

До 1802 г. прокуратура являлась высшим надзорным органом всего
государственного аппарата Российской империи. Его роль изменилась с переходом к
министерской системе управления. Личный союз" должностей Генерального
прокурора и министра юстиции, сохраняя при этом прокуратуру как институт
высшего надзора, существенно ограничил ее полномочия. Генеральный прокурор и
его подчиненные никогда не имели права контролировать созданные ими
министерства и местные органы власти.

В результате судебной реформы 1864 года была создана принципиально
другая прокуратура. Она была построена по образцу французской прокуратуры,
поскольку больше всего похожа на российскую форму прокурорской власти,
обладающей значительными надзорными полномочиями в судебной сфере.
Реорганизация прокуратуры была направлена на ограничение прокурорского надзора
судебной сферой, возложение на прокурора функции уголовного преследования в
суде, а также на усиление надзора за предварительными расследованиями и следственными
действиями таким образом, чтобы эффективно трансформировать прокуроров в
руководителей предварительного следствия. В этой связи меняется и система
надзорных органов прокуратуры: прокуратура провинции должна уступить место
прокуратуре, созданной в судебных округах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ XVIII ВЕКА

Русский
термин "прокуратура" происходит от латинского слова procuro —
заботиться, обеспечивать, предупреждать. Учредителем прокуратуры и фискального
надзора в России по праву считается Петр I.

Учредителем
Прокуратуры как органа контроля за соблюдением законности в России был Петр I,
который активно реформировал всю структуру государственного управления,
стремясь создать единое, централизованное государство. Конец XVII — начало
XVIII вв. характеризуются значительным ростом прогариций, подкупом и
взяточничеством, неисполнением королевских указов органами государственного
управления, всевозможными вымогательствами и усилением беспомощности населения.
Это привело к настоятельной необходимости создания государственной службы для
борьбы с этими негативными явлениями. 17 марта 1714 г. Петр I издал указ
"О Фискалесе", предшественнике прокуратуры, которая, по сути,
выполняла прокурорские функции[1].

Обер-прокурор был
прикреплен к Сенату, созданному в 1711 году взамен боярской думы, и отчитывался
о деятельности Сената перед царем. В провинциях также были созданы
информационные службы. Фискалам было поручено бороться с хищениями,
контролировать исполнение декретов и постановлений, а также принимать участие в
делах, в которых не было заявителя. Таким образом, стали возникать общие
надзорные функции, которые впоследствии были переданы прокуратуре. Однако
прокуратура является строго секретной службой, за которую общественное мнение
осуждает ее, она мало влияет на установление законности и порядка. Подчинение
сотрудников прокуратуры Коллегии юстиции положило начало новым формам надзора,
в том числе над самим Сенатом. С этой целью в 1715 году была введена должность
Генерального ревизора (для надзора [1] Звягинцев, А.Г.
Прокуратура России. От истоков до наших дней / А.Г. Звягинцев. – М.: Олма,
2015. – 728 с.

 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. История становления и развития органов прокуратуры России в досоветский и советский период 5
1.1. Становление и развитие органов прокуратуры российской империи 5
1.2. Анализ становления и развития органов прокуратуры России в советский период 10
Глава 2. Особенности становления и развития органов прокуратуры России в современный период 15
2.1. Прокуратура в системе органов государственной власти 15
2.2. Проблемы и основные пути реформирования системы прокуратуры в России 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

 

  

Введение:

 

Исследование истории формирования и развития любого государственного органа помогает ответить на ряд вопросов: каково историческое предназначение данного органа и какое место в системе государственного управления он занимает; насколько исторически необходимыми для государства являются функции, возложенные на этот орган; и наконец, только с учетом исторического опыта деятельности государственного органа можно оценить законодательные новации и организационные изменения, которые необходимы для повышения эффективности деятельности этого органа на современном этапе развития. Вышесказанное относится и к органам прокуратуры, деятельность которых всегда оценивалась неоднозначно.
За прошедшие с момента основания прокуратуры Петром I в 1722 г. до настоящего времени более чем три века этот государственный орган претерпевал многочисленные и серьезные изменения, отвечая потребностям меняющегося государства. Если первоначально прокуратура обладала ограниченными функциями надзора за центральными и местными органами управления, то со второй половины XIX в. характер ее деятельности меняется. В советское время произошла важнейшая трансформация в истории прокуратуры — определились сфера деятельности прокуратуры, ее организационная структура и статус самостоятельного органа государственной власти, т. е. сформировались те черты, которые сохраняются и в российской прокуратуре.
В настоящее время, когда совершенствуется система государственного управления, особенно важно изучение истории прокуратуры как государственного органа. В каком направлении должно происходить развитие прокуратуры, какие ее функции необходимо сохранить, изменить или, возможно, исключить, — эти вопросы пока не нашли в юридическом сообществе однозначных ответов. С учетом этого исторический опыт прокуратуры не только представляет ценность сам по себе, но и может служить основанием для разработки концепций перспективного развития прокуратуры.
Объектом исследования курсовой работы является процесс становления и развития органов прокуратуры в России.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее становление и развитие органов прокуратуры в России.
Целью курсовой работы является анализ становления и развития органов прокуратуры в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть становление и развитие органов прокуратуры российской империи;
— провести анализ становления и развития органов прокуратуры России в советский период;
— рассмотреть роль прокуратуры в системе органов государственной власти;
— выявить проблемы и основные пути реформирования системы прокуратуры в России.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании становления и развития органов прокуратуры в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Замысел создания прокуратуры в России возник не в целях наказания, а в целях обеспечения справедливости и законности. Первым этапом создания прокуратуры в российской империи можно считать вторую половину XVII в., когда царь Алексей Михайлович Романов создал Приказ тайных дел для контроля в системе органов власти. Второй этап — возрождение Прокуратуры в новом облике при Петре I, как результат осознанной необходимости дополнения существующих органов контроля новым органом, который наделен широкими надзорными полномочиями; Третий этап — реформирование уголовно-процессуального законодательства Российской империи при императоре Александре II, которым были утверждены судебные уставы.
Формирование советской прокуратуры как органа «революционной законности» проходило под руководством правящей партии и вполне соответствовало социальной модели поведения большевиков. При этом необходимо учесть, что все процессы, связанные с новой экономической политикой (воздействие рыночных отношений, оживление демократии), прокуратура испытывала на себе. Все это отразилось на формах и методах деятельности прокуратуры, затронуло ее функциональные полномочия.
В них зарождалась возможность для последовательного проведения основ законности в правоохранительной сфере деятельности государства, однако в последующие годы развитие данной тенденции было- приостановлено в ходе формирования административно-командной системы управления.
Современная прокуратура РФ представляет собой самостоятельный государственно-правовой институт, федеральную, независимую, отдельную, централизованную систему органов государственной власти.
Деструкции порядка «сдержек и противовесов», утвердившегося в стране, возрастанию тенденции нарушения закона, будет способствовать подчинение прокуратуры судебной либо исполнительной власти. При отсутствии независимого прокурорского надзора будет отсутствовать, фактически, механизм реагирования на нарушение закона.
На данный момент конституционно-правовой статус прокуратуры нельзя отнести к какой-либо ветви власти. В условиях современного демократического общества прокуратура РФ занимает неоднозначное место. Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, имея особый правовой статус, она является важным элементом системы сдержек и противовесов, что способствует грамотному функционированию государственных органов традиционных ветвей власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами. Нужно отметить, что независимость — главное условие для успешного функционирования прокуратуры как органа в сфере надзора.
Закон «О прокуратуре РФ» содержит только лишь общие положения об организации работы органов прокуратуры, и имеет массу отсылочных норм на иные нормативно-правовые акты.
По нашему мнению, на федеральном уровне необходима детальная регламентация правового положения прокуратуры, организации ее работы, статуса сотрудников прокуратуры. Ни один другой орган государственной власти не обладает похожей компетенцией.
Подытоживая, отметим, что в разное время, даже в условиях одной и той же формы правления и правового режима, прокуратура играла разную роль в государственном механизме. Она была как непосредственно подчинена верховной власти, так и отнесена ею к числу институтов судебной или исполнительной власти, причем у нее преобладала как надзорная, так и обвинительная функции.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История становления и развития органов прокуратуры России в досоветский и советский период
1.1. Становление и развитие органов прокуратуры российской империи

«Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных» — именно такими словами российский император Петр I охарактеризовал Генерал-прокурора — руководителя учрежденной им прокуратуры, нового, до этого неизвестного еще российской правовой системе органа, который в настоящее время, уже почти на протяжении трех столетий находится в нашей стране на страже интересов не только государства, но и гражданина и общества в целом.
Прообразом прокуратуры времен Петра I была образованная еще в XIV веке прокуратура Франции, в которой прокурорский корпус именовался не иначе как «lesgensduroi» (фр.) — люди короля .
Еще Петром I было установлено, что прокуратура при осуществлении своей деятельности осуществляет не только надзорную функцию. Так, генерал-прокурор времен создания российской прокуратуры наделялся полномочиями и в сфере правотворчества, в частности, мог предлагать Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом .
Данное положение дает полное право говорить о том, что прокуратура при осуществлении своей деятельности занималась не только надзором, но и участвовала в осуществлении правотворчества, а значит уже со времен Петра I уместно было употреблять термин «прокурорская деятельность», которая включает в себя не только прокурорский надзор, но и другие функции, которыми наделялась прокуратура.
Положение и роль прокуратуры в системе органов государственной власти зачастую зависели от личности руководителя государства. Периоды укрепления государственной власти и деятельности успешных государственных деятелей, совпадали с укреплением статуса прокуратуры, как органа защиты интересов государственной власти и общества.
Прокуратура в России была создана в соответствии с Указом Петра 1 от 12 января 1722 г. («быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору»), как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов .
В тоже время, как уже было отмечено выше, генерал-прокурор времен создания российской прокуратуры помимо надзорной функции, наделялся полномочиями и в сфере правотворчества, что свидетельствует о том, что уже в то время деятельность прокуратуры не ограничивалась лишь надзором.
Правление Екатерины I (1725-1727) и период дворцовых переворотов (1725-1762) не оставили каких-либо значимых событий или реформ в истории нашего государства. Не удивительно, что роль прокуратуры в эти годы была малозначительной, чего нельзя сказать о времени правления Екатерины II (1762-1796) — периоде развития и укрепления идеи просвещенного абсолютизма.
В императорском указе об «Учреждениях для управления губерний» от 7 ноября 1775 г., регулирующем государственное управление и судебную систему содержалась специальная глава «О прокурорской и стряпческой должности», в которой на прокуроров возлагались широкие полномочия в сфере надзора прокуроров по общему и судебному надзору, а также противодействие коррупции .
В результате реформ Александра I Генерал-прокурор стал одновременно являться и министром юстиции, что безусловно привело, на наш взгляд, к некому искажению сущности деятельности прокурора, поскольку фактически прокуратура вошла в состав органов исполнительной власти. Отсутствие какого-либо кодифицированного единого акта, посвященного вопросам прокурорской деятельности, еще более усложняло ситуацию, что предопределило в конечном счете необходимость реформ.
Неудивительно в этой связи, что судебная реформа Александра II затронула и деятельность прокуратуры Российской империи. Отечественная прокуратура была практически лишена, в частности, своей уже исторически сложившейся общенадзорной функции .
В результате судебной реформы (1861-1864) в Российской империи де-факто сформировались две прокурорские подсистемы: губернская и судебная, причем судебная должна была занять место губернской, тем самым лишив прокурорский корпус полномочий по надзору за исполнением законов. Причиной такого разветвления была не воля законодателя, а реализация данной реформы, протекавшей непосредственно на местах крайне медленно.
Основу правового статуса прокуратуры составляла модель прокуратуры обвинительного типа как органа уголовного преследования с преимущественной функцией поддержания обвинения в суде .
Надзорный потенциал прокуратуры был направлен в сторону надзора за органами, осуществляющими расследование преступлений, который тем самым фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования.
Органы прокуратуры Российской империи в 1864-1917 гг. подверглись существенной реорганизации. Правовой основой этой реорганизации выступили, прежде всего, Судебные уставы 1864 г.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы