История и теория социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему История развития парков культуры и отдыха в СССР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и место парков культуры и отдыха в системе досуга советского человека……………………………………………………………………………4
1.1 Понятие и сущность парка культуры и отдыха……………………………..4
1.2 Типология парков культуры и отдыха………………………………………………….4
Глава 2. Развитие парков культуры и отдыха в системе социокультурной деятельности в СССР: исторический аспект…………………………………..19
2.1 История развития парков культуры и отдыха в СССР……………………19
2.2 Советские парки культуры и отдыха как современный базис досуговой деятельности………………….………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………30

  

Введение:

 

Парк культуры и отдыха рождается в Советской России в годы восстановления страны, истерзанной войнами и рево¬люцией. В России создается новое общество, оно мыслится как воплощение лучших идеалов свободы, братства, равен¬ства, справедливости… В нем-то должна была появиться воз¬можность всестороннего гармоничного развития человека, превращения его в универсального индивида. Этот человек достоин лучшего места на земле. Новый парк и должен был стать таким местом, в котором будет оби¬тать новый, советский человек. Но этого человека еще пред¬стояло сформировать, и парк должен был также взять на себя воспитательную функцию.
Парк советского периода явился особым этапом, и вари¬ацией садово-парковой культуры, но также воплощением со¬ветского идеологического проекта. Как развивались и меня¬лись советское общество, советские люди, советская культура, советская идеология, так менялся и парк.
Цель данной работы – изучить историю развития парков культуры и отдыха в СССР.
Задачи работы:
— изучить литературу по исследуемому вопросу,
— уточнить понятие парка культуры и отдыха,
— выделить типологию советских парков культуры и отдыха,
— рассмотреть основные исторические вехи развития парков культуры и отдыха в СССР.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, теоретическое исследования по исходной теме позволило сделать ряд выводов:
1. Парк — смыслонаполненное пространство, особый текст, выраженный как вербально (надписи, лозунги, речи), так и невербально (визуальные знаки-символы, архетипические смыслы, виды деятельности, воплощенные в элементах структуры парка). Вчитываясь в парк, как в текст, его посети¬тели усваивают ценности культуры.
Специфической разновидностью городского публичного парка стал советский парк культуры и отдыха. Он продолжил традицию мировой и российской садово-парковой культуры, но обладал и уникальностью.
2. Революционные события октября 1917 г. дворцовые и усадебные парки, стали достоянием советского государства и народа.
Появился принципиально новый парк, который стал воплощением советской эпохи, — парк культуры и отдыха. Главная причина его появления заключалась в сознании необходимости создания не существовавших до революции общедоступных и массовых учреждений культуры, которые бы сочетали в себе несколько функций: отдых, оздоровление и, самое главное, культурное и идеологическое воспитание советского человека
Первый советский парк культуры и отдыха — ЦПКиО им. М.Горького — был создан в Москве в 1928 г. После основания ЦПКиО им. Горького по всей стране развернулось активное строительство парков, и к 1 октября 1938 г. их насчитывалось уже 348, из которых в РСФСР было 199. В 1973 г. в РСФСР насчитывалось 643 парка, с 1980 по 1988 г. в СССР было образовано еще 265 новых парков культуры и отдыха (всего — 1328). К 2000 г. ставилась задача в каждом городе с населением свыше 30 тыс. чел., а также в каждом районом центре создать парк культуры и отдыха.
В 1980-е годы была принята попытка объединения различных видов культурных учреждений для эффективной работы парков. Появляются два новых понятия КСК (культурно-спортивных комплекс) и ЦД (центр досуга). Они создавались для того, чтобы помочь паркам в проведении различных мероприятий со стороны различных культурных и спортивных организаций. Однако большинство из них стало заниматься в основном общегородскими мероприятия, а не помогать парку в его деятельности..
В 1991 г. парки культуры и отдыха из разрядов объектов культуры были переведены в разряд имущества и переданы в полное хозяйственное владение местным муниципальным властям. Был ликвидирован отдел парков в Министерстве культуры, занимавшийся исключительно их проблемами. Резко сократились государственные дотации парка, которые шли на поддержание порядка зеленого и коммунального хозяйства, покупку нового и ремонт старого оборудования. Те парки, которые захотели выйти из-под государственной опеки, столкнулись с другой проблемой: если парк не получал дотации из бюджета, то он автоматически приравнивался к коммерческой организации и должен был платить налоги.
В связи с этим в начале 1990-х гг. количество парков культуры и отдыха стало постепенно сокращаться. Так, если в 1994 г. на территории России насчитывалось 625, то в 1995-м — уже 603 парка, а в 1996 г. — 578.
Поиски путей выхода из кризиса продолжались примерно до середины 1990-х годов. Наконец в парки стали приходить частные инвесторы, которые на базе сохранившихся объектов пытались сделать их прибыльными предприятиями. Некоторые парки переходили в аренду частным лицам; земля при этом оставалась в муниципальной собственности.
3. Все изменения в культуре находили воплощение в архи¬тектонике и деятельности парка. Если в довоенные, после¬военные годы, вплоть до конца 70-х, он был любимым местом горожан (как бы ни менялись его смыслы, структура, формы деятельности), то с конца 70-х гг. парк, ставший преимуще¬ственно местом отдыха и развлечений, уже не пользовался былой популярностью. Устаревшие формы, устаревшие пред-ставления не удовлетворяли посетителей. Перестройка же стала временем развала, запустения, разрухи парков культуры и отдыха.
К XXI веку в России появились аналоги западных парков развлечений, и многие парки культуры и отдыха разместили аттракционы «как у них» (хоть и более экономичные и убогие варианты) и стали внедрять анимационно-развлекательные программы в свою деятельность. Кое-кто работал с учетом ностальгии по СССР. Но ни одного ностальгического парка в чистом виде в России не создано.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Роль и место парков культуры и отдела в системе досуга советского человека
1.1. Понятие и сущность парка культуры и отдыха

Прежде всего, проанализируем информационную базу. И здесь важен терминологический и теоретический аспекты. Касательно терминов остановимся на определении А. Лефевра: «Парк, в первоначальном своем значении огражден¬ного места, является одной из древнейших форм культуры, несет в себе старейший из смыслов, выраженных в прост-ранстве» [18, с. 34].
Парк — первое место жизни человека и встречи с миром, место, где царит гармония и нет отчуж¬дения, место освоения мира.
Парк является тем местом, в котором на протяжении всей истории человечества осуществляется попытка преодоления отчуждения и достижения первородного единства. Неосу¬ществимость этой главной для культуры идеи, как и беско¬нечная вера в нее, делает парк своего рода «идеальным мес¬том». Идеал здесь понимается как высшая ценность, главный смысл и цель культуры. Д. С. Лихачев писал: «Парк — микро¬мир в его идеальном выражении» [21, с. 39]. Парк в культуре является тем местом, в котором сосредоточены представления людей о добре, красоте, о смысле жизни.
Культура в парке раскры¬вает свои центральные, движущие смыслы. Культура здесь понимается нами, вслед за Я. И. Авдошкиным, как процесс «воз¬делывания и организации пространства-времени человече¬ской жизни, всего социального мира» [1, с. 5]. Также необходимо добавить, что культура не только процесс, но и результат в виде всего разнообразия культурных феноменов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы