Курсовая теория на тему История развития конституции России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История развития Конституции Российской Федерации 5
1.1 Этапы развития Конституции Российской Федерации 5
1.2 Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года 12
Глава 2. Правовые особенности Конституции Российской Федерации 19
2.1 Понятие конституции 19
2.2 Юридические свойства Конституции Российской Федерации 22
Заключение 30
Список использованных источников 33
Введение:
Актуальность данного исследования. В значительной степени определяется той многоаспектностью, которой обладает понятие «конституционализм» и определенной неясностью, которая существует по отношению к данному явлению в общественном сознании. Конституционализм в общественно-политических исследованиях рассматривается в узком значении как определенный способ функционирования государственной власти на базе конституционных способов и в широком значении – как сложная политико-правовая система. Можно рассматривать конституционализм как в политическом, так и в историко-философском или в только правовом аспектах, что значительно расширяет пределы заявленной темы.
В правовом аспекте конституционализм понимается как особый режим функционирования государственной власти на основе конституционных методов и более широко — как сложная политико-правовая система, посредством которой осуществляется управление конкретным государством. К системе конституционализма относятся конституционные нормы, конституции, конституционное правосознание, конституционные правоотношения и конституционная законность, на установление которой и направлено функционирования этой сложной системы.
Российское государство переживает в настоящее время очередной конституционный кризис; поправки в Конституцию РФ в 2020г. привели к изменениям в самой системе правоприменения Основного закона страны и проистекающих из него механизмов государственного управления. Меняются и перераспределяются полномочия государственных органов власти, испытывают изменения также и фундаментальные основы системы прав человека и гражданина. Определенной проблемой в данном случае может служить то обстоятельство, что обсуждение предлагаемых нововведений в Конституцию страны с начала 2020 года в России было довольно кратким, в связи с чем не все изменения в Конституцию РФ были осознаны гражданами к моменту их принятия; при этом инициаторы данной системной поправки ожидали их одобрения и принятия единственным источником власти – народом, согласно статье 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Объект исследования – общественные отношения, которые складываются при изучении и рассмотрении теоретических проблем, относящихся к истории развития Конституции в России.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие историю развитие Конституции в России в законодательстве Российской Федерации, теоретические источники, материалы судебной практики.
Цель исследования – изучить вопрос о Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года как нормативном акте, рассмотреть принятие, сущность и юридические особенности Основного закона.
Для достижения данной цели исследовательской работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы развития конституции Российской Федерации;
2. Проанализировать принятие конституции Российской Федерации 1993 года;
3. Сформулировать понятие Конституции;
4. Выявить юридические свойства Конституции Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Данная тема нашла отражение во многих научно-исследовательских работах.
Наиболее полно упомянутая тема была изучена С.А. Авакьяным, В.И. Афанасьевой, М.В. Баглаем, А.М. Арбузскиным и другими авторами. Особенно следует выделить такие источники как работу С.А. Авакьяна «Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы» и работу Е.С. Аничкина ««Преобразование» Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории)».
Структура исследовательской работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав и четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Конституция Российской Федерации — единый нормативный правовой акт с особыми юридическими свойствами, устанавливающий основные принципы устройства общества и государства, определяющий предметы государственной власти, механизмы ее осуществления и закрепляющий охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. В нашей стране начался новый этап государственной реформы. После принятия на референдуме федеральная Конституция сыграла заметную позитивную роль в закреплении демократических перемен в России, в том числе в сфере федеративных отношений.
Российская Федерация в 1993 году. Конституция этого года — первая в истории страны полноценная конституция, признающая неделимый характер прав и основных свобод человека и обеспечивающая демократию в организации государственной власти, ее правовую природу. Главный вопрос — реализация ее потенциала, обеспечение правильной интерпретации Конституции в контексте развития России, государственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментом правовой системы, главным фактором формирования институтов и основой для кодификации и систематизации законов. На основе Конституции Российской Федерации и Конституции республик, в состав которых она входит, упрощаются все законы, расистские и устаревшие исключения из норм. Всестороннее развитие всех отраслей права на основе новой Конституции создает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, укрепления верховенства закона и правопорядка. Конституция Российской Федерации — это очевидная и уникальная юридическая гарантия стабильности политической и социальной системы, общее соглашение между всеми социальными группами, включая правительства, предприятия и общество в целом, основанное на основных правилах, по которым живет государство.
Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее юридических свойствах и характеристиках, которые отражают специфику ее нормативного содержания. Каждый признак Конституции Российской Федерации характеризует тот или иной аспект ее содержания как сложного и многогранного правового явления.
Конституция Российской Федерации по своему юридическому характеру является основой российской правовой системы. Действенная правовая защита Конституции является незыблемой основой общественного и государственного строя. Он имеет следующие юридические функции:
-сущность состава, например, конституционные нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, создают важнейшие государственные институты и т.д.);
-легитимность (Конституция, как правило, является актом, принятым народом или от его имени);
-преобладание (Конституция имеет преобладание на всей территории Российской Федерации и гарантирует формирование правового государства, подчинение государства закону);
-прямого действия (все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ);
-реальность (соответствие конституционных норм эффективному развитию общественных отношений, способность объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);
-наличие фундаментальных и основных принципов (определяющих законодательный процесс — устанавливающих порядок и предмет принятия законодательных и нормативных актов, которые должны быть приняты в соответствии с ним;
-программные (конституционные положения задают направление развития общества и характеризуют единство важнейших целей государства, личности в той или иной степени отражают идеи государства и нации);
-Стабильность (гарантирует сохранение принципов общественного и государственного устройства);
-специальная защита (включает в себя всю систему органов государственной власти государственной власти, которая обеспечивает защиту в различных правовых формах).
Основные конституционно-правовые особенности взаимосвязаны и взаимозависимы, они не существуют изолированно друг от друга, они возникают в рамках системы и влияют друг на друга. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему, выражающую качественную определенность конституционного содержания. Только эти функции и особенности дают полное представление о Конституции Российской Федерации в целом.
В заключение стоит отметить, что система защиты Конституции Российской Федерации все еще находится в зачаточном состоянии и далека от идеала. Однако, несмотря на это, возникновение системы важно само по себе, поскольку именно одобренная на референдуме конституция должна ограничить граждан РФ от произвола государственных институтов, обеспечить достойное существование всем гражданам России, не допустить возврата к тоталитаризму, о роли конституции в нашей стране свидетельствует о его повышенной значимости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История развития Конституции Российской Федерации
1.1 Этапы развития Конституции Российской Федерации
В обществе преобладают интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственных структур, официальные взгляды и мнения о государстве, его законах и социальной роли .
После крупных событий любого общественно-политического характера, таких как революции, завоевания независимости, распад государства, формирование нового национального единства, изменение формы правления и политических структур, в любой стране наступает новый
Каждая новая конституция обобщает определенный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Конституционная предыстория России восходит к XIX начало века. Либеральная конституционная мысль вступила в борьбу с доктриной самодержавия. Российская либеральная правовая мысль исходила из того, что конституция — это устав, определяющий основные принципы государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров правового государства конца 50-х — начала 60-х годов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов Х1Х века (А.С. Алексеев, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Лазаревский и др.) стали придерживаться идеи конституционной монархии .
Сторонниками конституционного правительства были представители наиболее прогрессивной аристократической знати. Они предлагали переход к конституционной монархии путем конституционной реформы, обосновывая целесообразность ограничения власти монарха представителями народа, создания республиканской формы правления и режима законности. Среди первых российских конституционных работ были «Программа государственного преобразования». Сперанский предложил в своем плане идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Согласно Конституции, он понимал закон штата как «определение первоначальных прав и отношений всех классов штата друг к другу».
Интерес представляют Конституционное мнение П.И. Пестеля «Русская правда» и Конституционный план России, и Декларация русского народа Н.М. Муравьева. Согласно конституционному плану Н.М. Муравьева, конституционная монархия была признана формой государства. Законодательная власть была передана Народному собранию, а исполнительная — наследственному монарху. Россия стала федерацией, и перед законом были закреплены все равенства, свобода слова, печати и собраний, отмена профсоюзов, религии и сословных различий.
В то же время прогрессивные идеи конституционной реформы в России в то время оставались нереализованными, поскольку не было социально-экономических и политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, в то время как конституция предполагала бы ограничения власти имперского режима.
Конституции, разработанной царем-реформатором Александром II, которая давала свободу крестьянам, не суждено было появиться на свет из-за его убийства в 1861 году .
Первым шагом на пути перехода от монархии к Российской республике стало образование конституционной монархии, которая была принята 6. августа 1905 года. Манифест года, который создал Государственную Думу, первый российский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных 17 октября 1905 года. Государственная Дума была наделена законодательными функциями. Были провозглашены невозможные гражданские права, включая неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний, профсоюзов и право голоса. В соответствии с манифестом этого года в России был создан правительственный орган — Совет министров.
Конституционное значение имело решение от 20 февраля 1906 года. Год «Создание Государственной Думы» 20 Февраль 1906 года. Указ «О реорганизации учреждения Государственной Думы».
Известный российский государственный деятель Н.И. Лазаревский отмечал, что на основе актов 1905-1906 гг. в России был создан конституционный строй, а основа диктатуры была ограничена парламентом. В то же время конституционный процесс, начатый в России в октябре 1917 года, был приостановлен. Октябрьская революция .
Конституционное развитие после Октября характеризовалось распадом имперской государственной системы и формированием основ нового государства. В этот период были приняты декреты 11 и 111 Всероссийского съезда Советов: «Рабочие, солдаты, крестьяне!». (11. Обращение Всероссийского советского съезда 7. ноября (25. 1917, «О мире», «О земле», «О целостности Советской власти», «Об учреждении народных комиссий», 8. ноября 1917, Декларация прав русского народа 15 2 ноября 1917. Декларация прав трудящихся и 25 1918. 1-й год. Постановление Всероссийского советского собрания «О федеральных учреждениях Российской республики» 28. 1918 г. и др. Эти акты провозгласили диктатуру пролетариата и укрепили советскую власть.
Декреты первых послереволюционных лет отражали ликвидацию капиталистической экономической системы, национализацию крупных состояний, помещичьего землевладения и отмену частной собственности. Расформирование прежнего государственного аппарата — администрации, судов, армии, полиции, земства.
В основе послеоктябрьских конституционных актов в России лежали тенденции мирового революционного процесса, ожидания скорой победы социализма во всех странах и утопические идеи об установлении коммунизма.