Курсовая теория на тему История правового регулирования алкогольного рынка в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ 6
1.1 История регулирования алкогольной отрасли в России 6
1.2 Особенности правового регулирования оборота алкогольной продукции в РФ 11
2. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ 16
2.1 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка как субъект контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции на территории РФ 16
2.2 Либерализация государственного регулирования алкогольного рынка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
Актуальность исследования 21 июля 1894-го в России была введе-на казенная продажа спиртного, так называемая «винная монополия» — государство заявило о своем исключительном праве на производство и сбыт спиртных напитков. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепким алкоголем – то есть на водку (прочее спиртное продавалось свободно, но было обложено акцизами). Заводы могли при-надлежать частным предпринимателям, но их продукция покупалась госу-дарством, после чего проходила очистку на государственных складах и реализовывалась в государственных винных лавках. В последний мирный год – 1913 – винная монополия принесла казне 26 процентов дохода .
Кстати сказать, это была не первая попытка регулирования на алко-гольном рынке: до министра финансов Сергея Витте эту проблему решали Иван III в 1474-м, Алексей Романов Тишайший в 1652-м и Петр I в 1699-м — однако рекордным сроком действия монополий был период в 59 лет. Винная монополия, введенная по инициативе Витте, просуществовала до Первой мировой и введения полного запрета на торговлю алкоголем.
Советская монополия на алкоголь продержалась с 1924-го по 1985 год, когда снова был введен запрет на продажу спиртных напитков: к это-му моменту монополия давала 1/6 всего товарооборота торговли в СССР. В постсоветские времена попытки вернуть государству исключительное право распоряжения на алкогольном рынке так и не увенчались успехом.
Объект исследования: алкогольный рынок в России.
Предмет исследования: правовое регулирование алкогольного рынка в России.
Цель исследования: изучить историю правового регулирования ал-когольного рынка в России.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие зада-чи:
1. Изучить историю регулирования алкогольной отрасли в России;
2. Рассмотреть особенности правового регулирования оборота алко-гольной продукции в РФ;
3. Изучить Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка как субъект контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции на территории РФ;
4. Проанализировать либерализацию государственного регулирова-ния алкогольного рынка.
Теоретической основой исследования являются результаты науч-ных исследований представителей отечественной и зарубежной научной правовой практики. В частности, весомый вклад в изучении правового ре-гулирования алкогольного рынка в России осуществили Власенко, Н.А., Марченко, М.Н., Морозова, Л.А., Пиголкин, Альберт, Радько, Т.Н. и др.
Нормативная правовая основа: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном регули-ровании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирто-содержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алко-гольной продукции», Федеральный закон «О рекламе», Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 154 (ред. от 12.12.2017) «О Федераль-ной службе по регулированию алкогольного рынка», Постановление Пра-вительства РФ от 24.02.2009 № 154 (ред. от 12.12.2017) «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», Приказ Росалкогольре-гулирования от 17 октября 2012 года № 298 «О совершенствовании орга-низационной структуры Федеральной службы по регулированию алко-гольного рынка», Приказ от 12 января 2016 г. № 3 «О внесении изменений в Положение об Экспертном совете при Федеральной службе по регулиро-ванию алкогольного рынка по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер-жащей продукции, утвержденное приказом Федеральной службы по регу-лированию алкогольного рынка от 24 апреля 2012 г. № 94», Указ Прези-дента РФ от 31.12.2008 № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка», Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».
Методологическую основу исследования составляют: диалектиче-ский метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теорети-ческого анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составля-ет 31 страницы. Количество литературных источников – 20.
Заключение:
Рынок алкогольной продукции в России, производство спирта в Рос-сии, а также алкогольных напитков регулируется сразу несколькими спе-циальными законами. Первый из них, естественно, это закон № 171-ФЗ «О госрегулировании алкогольного рынка», в котором определены основные понятия рассматриваемой темы. Также значительное влияние на состояние и развитие рынка алкогольной продукции оказывает закон «О рекламе», 21-я статья которого полностью посвящена рекламе алкогольной продук-ции. Вообще специалисты в области производства алкогольной продук-ции, особенно работающие на алкогольном рынке уверены в том, что эта сфера слишком зарегулирована, в ней слишком много государства. Хотя, если вспомнить, что совсем недавно у государства была полная монополия на все, что связана с алкоголем и производством алкогольной продукции, то об излишней зарегулированности можно не говорить. Кроме всего про-чего, алкогольный рынок России – слишком специфичен, чтобы его не ре-гулировать, и это касается не только России.
Одним из инструментов регулирования алкогольного рынка России является установление минимальной цены на бутылку водки в розничной торговле. Последняя по времени установленная минимальная цена равня-лась 185 рублям. Цена на водку регулируется с целью: Борьбы с поддел-кой алкогольной продукции. Подделка всегда стоит дешево, а регулируе-мая государством цена является своего рода ориентиром, с помощью ко-торого потребитель делает вывод: дороже, значит, вероятность легально-сти продукта выше. Переориентирование потребителя с крепких напитков на менее крепкие. ЕГАИС.
Повсеместное внедрение ЕГАИС оценивается специалистами далеко не однозначно. Многие делают в связи с этим весьма пессимистичные про-гнозы на рынок алкогольной продукции в России. Дело в том, что под-ключиться к ЕГАИС и начать работать только посредством этой системы необходимо будет всем участникам алкогольного рынка России. Прежде всего, это касается розничной продажи, так как разработчики (и законода-тель тоже) одной из главных целей внедрения ЕГАИС называют борьбу с контрафактом, порой опасным для здоровья и жизни потребителей.
Однако, по разным оценкам, это сделала лишь каждая пятая (не больше) торговая точка страны. Соответственно, если точно следовать букве закона, то с первого же дня нового 2016-го алкогольный рынок страны просто рухнет – январский коллапс предрекают многие, кто рабо-тает в алкогольном ритейле. Кроме того, эти же наиболее пессимистически настроенные эксперты говорят о том, что подключить розницу к ЕГАИС к началу 2016 года очень дорого: речь якобы идет чуть ли не о сотнях тысяч рублей. В действительности же это не так, точнее, это может быть не так: далеко не всем торговым точкам нужно будет приобретать новые кассовые аппараты, новые программы для учета в торговле. И реальные дополни-тельные затраты каждой торговой розничной точки могут быть ограниче-ны суммой не более 10-20 тысяч рублей, что для подавляющего числа предпринимателей все-таки вполне подъемно.
Можно еще вспомнить и то, что, когда ЕГАИС почти 10 лет назад внедрялась на заводах по производству пива и другого алкоголя, специа-листы также предрекали крах отрасли ввиду дополнительных затрат в сотни тысяч и миллионы рублей. Однако ничего страшного не произошло: ни один крупный производитель из-за ЕГАИС не обанкротился. В любом случае хоть какие-то более или менее справедливые выводы о практиче-ском влиянии ЕГАИС на рынок алкоголя в 2016 году в России можно бу-дет делать не раньше, чем в первом квартале 2016 года. «Дорожная кар-та» развития рынка алкоголя России. Производство спирта в России, а также алкогольных напитков всегда было одной из главных составляющих экономики страны. В конце 2015 года Правительство приняло план, по ко-торому будет развивать алкогольный рынок России, так называемую «До-рожную карту». По ней, например, будут увеличены сборы акцизов, сни-жено потребление алкоголя в России (с 11,6 до 10,6 литров на одного че-ловека с 2015 до 2018 года), а также другие мероприятия. Будет повышена ответственность за нарушение законов, регулирующих алкогольный ры-нок, а также усилен контроль за алкогольным рынком, в частности, по-средством ЕГАИС.
Ввиду того, что значительную часть розничной цены составляют ак-цизы, а нелегальные бутлегеры акцизы не платят, то и норма рентабельно-сти нелегального оборота алкоголя весьма значительна. Об этом наиболее красноречиво свидетельствует криминальная хроника и статистика: за 9 месяцев 2015 года было закрыто около 120 подпольных цехов, в которых «черные» бутлегеры произвели почти полтора миллиона декалитров фальсифицированного алкоголя. В основном это водка и другие напитки дешевого и среднего ценового сегмента. Хотя часто попадаются и под-дельные алкогольные напитки премиум класса. Говоря о рентабельности алкогольного бизнеса, достаточно вспомнить, что когда запретили прода-жу пива в ларьках на остановках общественного транспорта, то, несмотря на то, что кроме пива и сигарет в этих ларьках продавалось множество других товаров, в том числе, продуктовых, значительное число этих киос-ков закрылись, так как предприниматели не нашли, чем заменить рента-бельную деятельность. На замену им пришли торговые точки и небольшие магазины по продаже разливного пива: в каждом более или менее крупном городе их количество исчисляется сотнями. Росту количества точек раз-ливного пива, кстати, способствовал не только запрет на продажу пива в ларьках, но и то, что потребители стали чаще предпочитать свежее (свеже-сваренное или недавно сваренное) пиво с небольшим сроком хранения.
Фрагмент текста работы:
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ
1.1 История регулирования алкогольной отрасли в России
Регулирование пивоваренной отрасли в России — одно из самых жестких в мире: это и высокий уровень ставок акцизов на пивоваренную продукцию, ограничение времени и точек продаж, запрет на рекламу пива и многое другое. Все попытки осуществления правового регулирования производства, оборота и рекламы, продолжающиеся последние несколько лет, к сожалению, не привели к ожидаемым результатам.
Правовые акты, которые по своей сути призваны обеспечить единый подход к регулированию всего рынка алкогольной продукции, тем не ме-нее, содержат многочисленные исключения для пива, поскольку для зако-нодателя, очевидно, что при регулировании пива необходимо учитывать специфику производства и оборота данной продукции. Практически каж-дая законодательная новелла в области регулирования алкоголя вызывала необходимость принятия нескольких дополнительных нормативных актов, а количество поправок, внесенных в №171-ФЗ («О государственном регу-лировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), превысило 300 и потребовало принятия 34 фе-деральных законов .
Если говорить об изменениях в законодательстве, которые оказали наибольшее влияние на рынок алкоголя в целом и пивоваренную инду-стрию в частности, то стоит выделить следующие основные события.
Главным вызовом для игроков рынка в 2016–2017 годах стал запрет на производство пива в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 литра.
В июне 2017 года президент РФ подписал закон, который подразу-мевает запрет на производство, оборот (с 1 января 2017 года) и рознич-ную продажу (1 июля 2017 года) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (ПЭТ-тара) объемом более 1,5 л.
В нашем производстве на ПЭТ-тару приходилось порядка 20%, и эти объемы нам предстояло перераспределить между другими упаковками в довольно короткие сроки.
Негативный эффект от запрета на ПЭТ свыше 1,5 л в виде падения продаж мы наблюдали уже в первой половине 2017 года. Под ударом ока-зались не только крупные игроки, но и малые пивоварни: ПЭТ-упаковка использовалась ими как наиболее удобный, безопасный и доступный по цене вид тары .
Вместе с тем в конце июля правительство поддержало принятый в первом чтении законопроект о снятии запрета на производство и экспорт пива и пивных напитков в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 л, что позволит игрокам реализовать свой экспортный потенциал.
Предназначение ЕГАИС состоит во введении дополнительного госу-дарственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях количе-ственного учета для борьбы с серым рынком.
Однако для рынка пива, который является довольно прозрачным и нелегальная составляющая, в котором практически отсутствует, такое но-вовведение было чрезмерным. На момент принятия закона о ЕГАИС на производствах уже стояли приборы учета готовой продукции, применя-лось декларирование объемов производства и оборота.
Для производителей внедрение ЕГАИС прошло довольно болезнен-но: компании пришлось инвестировать в переоборудование производств и систем, решать большое количество попутных вопросов.
Вместе с тем даже если решать проблему той незначительных доли серого рынка в пиве, то лишь путем создания единых условий учета и кон-троля для всех игроков, вне зависимости от их размера. Это означает: ли-бо ЕГАИС стоит на всех типах производств, и мы видим 100% рынка, ли-бо частичные исключения будут приводить злоупотреблениям со стороны недобросовестных производителей.
Что можно сказать о первых результатах использования системы? С одной стороны, есть сведения, что производство пива в России увеличи-лось в связи с применением ЕГАИС и выходом производителей «из тени», но с другой — поступают тревожные сигналы о закрытии большого коли-чества (более 100 000) торговых точек из-за невозможности использования ЕГАИС (дороговизна установки системы, отсутствие Интернета и др.).
Сейчас делаются первые шаги к отмене такого дублирования, поэто-му мы ожидаем, что в ближайшее время государство откажется от декла-рирования в пользу ЕГАИС .
В течение 10 лет (с 2007 года) акциз на пиво вырос в 9 раз, а в усло-виях нестабильной ситуации на рынке это нанесло сильнейший удар по индустрии, которая, по данным Росстата, с 2008 года уже более чем на 30% сократила объемы производства и розничных продаж.
В настоящее время акциз составляет до 80% стоимости готового продукта, а новое увеличение ставки неизбежно привело бы к снижению производства, сокращению числа рабочих мест и увеличению цен на ле-гальный алкоголь. В таких условиях потребители компенсируют для себя рост цен переходом на более крепкий и дешевый нелегальный алкоголь, что также не соответствует целям государственной политики в области охраны здоровья.
К сожалению, акцизная политика в нашем государстве одна из самых жестких в отношении пива. При среднем европейском соотношении акциза на крепкий алкоголь к акцизу на пиво, равном 1:3, в России это — 1:1. В пересчете на стоимость чистого спирта пиво получается дороже водки, что тоже не соответствует стратегии государства по деалкоголизации населе-ния и изменению структуры потребления.
В данный момент государство приняло решение о «заморозке» став-ки акциза на существующем уровне на период до 2020 года.
Как показывает практика, любые ограничительные меры в отноше-нии продажи легальной алкогольной продукции (ограничение времени и дней продажи, запрет на продажу алкоголя ИП и т.д.) неизбежно приводят к росту рынка контрафактного крепкого алкоголя, который уже на данный момент в России достигает порядка 50% по оценке экспертов. Таким обра-зом, несмотря на все намерения государства, эффективность подобных мер можно ставить под сомнение .
В то же время нельзя не отметить и ряд положительных инициатив, принятых в 2016–2017 годах.
Применение единого подхода к регулированию производства, ре-кламы и оборота пива и иных спиртных напитков невозможно, поскольку пивоваренная продукция, а также практика его употребления и технология производства имеют ряд отличительных особенностей.
1. Производство пива – длительный и непростой с точки зрения тех-нологии процесс, существенно отличающийся от производства прочих ал-когольных напитков. Пивоваренная отрасль – одна из самых дисциплини-рованных в части налоговых и акцизных сборов.
2. Пивоваренная отрасль широко взаимодействует с другими отрас-лями и формирует значительную часть ВВП страны, а одно рабочее место в отрасли создает 10 дополнительных в смежных отраслях (с/х, логистика, продажи и др.).
3. Смертность от алкоголя не коррелирует с потреблением пива.
4. Отсутствует контрафактная составляющая.
Единый принцип регулирования пива и других алкогольных напит-ков не позволяет решить задачу государства по снижению уровня злоупо-требления алкоголем и смещению фокуса в сторону слабоалкогольных напитков, а также негативно отражается и на налоговых поступлениях от пивоваренной отрасли.
В этой связи Союз российских пивоваров совместно с ВШЭ подгото-вил проект закона по раздельному регулированию и представил его в Минэкономразвития. Проект предполагает введение раздельного регули-рования для пива с учетом особенностей его производства и оборота и для прочих алкогольных напитков.
При подготовке проекта также учитывали опыт европейских стран, который свидетельствует о том, что практически во всех странах, где про-изводство и оборот пива и пивных напитков регулируется отдельно от производства и оборота крепкого алкоголя, пивоваренная отрасль вносит весомый вклад в развитие экономики стран, а потребление крепкого алко-голя меньше.
Федеральный закон «О рекламе» устанавливает требования и к ре-кламе алкогольной продукции . Так, распространение рекламы алкоголя фактически запрещено на наружных носителях, в рамках теле-, радиопро-грамм, периодических печатных изданиях и др. Временно такая реклама разрешена только на спортивных телеканалах, в рамках спортивных трансляций и в печатных СМИ, ориентированных на совершеннолетнюю аудиторию.
По инициативе Союза российских пивоваров с 1 марта 2016 года ре-клама безалкогольного пива размещается в измененном формате – теперь каждое рекламное сообщение должно сопровождаться специальной пикто-граммой, подчеркивающей, что речь идет о продукции, не содержащей алкоголь.