Курсовая теория Гуманитарные науки Режиссура

Курсовая теория на тему История и традиции празднования масленицы на Руси

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. История и традиции празднования масленицы на Руси 8
1.1.История развития и уникальность праздника 8
1.2. Церковное видение Масленицы 21
Глава 2. Масличные обряды и традиции 24
2.1. Распорядок проведения праздника 24
2.2. Народные обычаи и традиции Масленицы 27
Список использованных источников 33
Заключение 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Во все времена, начиная с глубокой древности, во всех обществах и культурах существовали и продолжают существовать праздники. Это были целые события космического цикла, которые являлись специфическим самовыражением человека и необходимым условием социального существования. Праздники помогали человеку выражать эмоции и способствовали передаче опыта разделять радость других людей, включая в свою жизнь культурные ценности. В этом, собственно, и проявляется уникальность человека.
Таким образом, праздники представляют собой наиболее древний и постоянно действующий элемент культуры, который может переживать взлеты и падения, а в отдельные периоды истории и вовсе упадок. Однако исчезнуть навсегда он не может. В случае исчезновения общество лишится своего существенного компонента — человечности, способности радоваться, переживать и сопереживать, а также источника, необходимого для нормального бытия человечества, поскольку именно этот элемент культуры способен организовывать свободное время человека или общества, и эстетически его оформлять. Кроме того, что праздники способствуют социализации человека, они являются постоянным важным средством формирования и утверждения общности. Результат накопления людьми, человечеством в целом культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно иных, чем обыденная жизнь, проявлениях и стал истинной причиной возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры.
Наше исследование посвящено одному из древних славянских праздников – Масленице. Не смотря на то, что его корни уходят далеко вглубь истории, традиция празднования не только не забывается, но и развивается. Здесь стоит отметить, что зарубежные страны также отмечают этот праздник, хотя и с несколько иным «размахом».
К примеру, в США отмечают аналогичный праздник, который существует еще с XVIII века – Марди Гра. Его название в переводе с французского звучит как «жирный вторник», и отмечается этот праздник за сорок семь дней до празднования Пасхи. Первыми его стали отмечать жители Луизианы, которая долгое время находилась под французским влиянием.
Также, как и у нас праздник сопровождается весельем, концертами и карнавалами, участники отличаются яркими образами. Как и у нас, к торжеству готовятся пирожки, булочки, пончики и, конечно же, блины.
Как и наша Масленица, Марди Гра – отличная возможность собраться с друзьями и хорошо покушать перед затяжным постом.
Во Франции торжество не столь пышное и веселое, и отмечается в основном жителями провинций.
В Великобритании он уже ближе к нашим христианским традициям. У них, как и у нас, после принятия христианства, этот день считается «покаянным», когда англичане отправляются в церковь и каются в своих грехах. Здесь они ближе к нам в «прощенном воскресении».
Но главное отличие зарубежной Масленицы от нашей в том, что в большинстве стран празднование длится лишь один день, а у нас – это целый праздничный цикл с устоявшимися традициями и устоями.
Наиболее близки к нашим традициям поляки чехи. Называется их Масленица – Мясопуст. Они начинают его отмечать в «жирный четверг», а заканчивают в «жирный вторник». Как и у нас, множество их традиций связано с незамужними женщинами и неженатыми мужчинами.
В Польше девушек в шутку «продают» в трактире, а в Чехии к их ногам и рукам привязывают деревянный брусочек, от которого можно откупиться. Так же, как и мы – готовят всевозможные сладости, пончики, булочки, оладьи, блинчики.
Есть еще одна похожая традиция, когда наподобие сжигания чучела, чехи в честь прощания с Мясопустом хоронят символизирующий прощание с зимой настоящий контрабас. Как видим, праздник можно считать интернациональным, хотя и различием в традициях.
Актуальность работы. Сегодня, очень важно, как никогда прежде, укрепить авторитет и национальное достоинство России в современном мире. Незаменимым процессом в этом направлении является создание и сохранение собственной культурной самобытности.
Настало время отказаться от идеализации западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вернуться к богатейшему духовно-нравственному наследию, завещанному нам далекими предками.
Все чаще замечается тенденция постепенного возвращения из прошлого праздников народного календаря, старинных свадебных обрядов, народных игр. Только с их помощью современное общество способно получать важнейшую информацию о жизни наших предков, их представлении о мире, гармонии с природой, ценностях домашнего очага, семьи, материнства, любви к родной земле.
Во все времена усвоение социального опыта предыдущих поколений оказывало особое влияние на человека, преобразовывая его внутренний мир. Поэтому особенно важно с самого детства воспитывать и прививать эмоционально-целостное отношения к традиционной культуре своего народа и ее освоения.
Наш народ имеет богатейшие традиции в проведении календарных праздников, в том числе и праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни. Если их не поддерживать, то последующие поколения лишатся возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам и лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрена тема Масленицы в русской культуре. В процессе исследования нам удалось выяснить, что это древний славянский праздник, дошедший до наших дней с языческих времен.
С введением на Руси христианства его не смогли искоренить даже служители Церкви. Более того, Церковь ввела свои обряды в этот праздник.
Масленица связывалась и с жертвоприношениями, и с проводами Зимы. На ранних этапах зарождения она появилась, как праздник весеннего цикла после суровой, порой голодной зимы.
Наверное поэтому, этот праздник столь богат на обряды, традиции, выдумки: катание на санях, с горок, песни, пляски, кулачные бои, хождение в гости, чествование молодых. Все обряды сопровождались безудержной радостью и весельем, что неоднократно отмечали иностранные гости, и очень удивлялись выдержке, бесшабашности и широте души русских.
Особое место в празднествах отводится блинам. Без них не обходилось ни одного дня. Их пекли тещи для зятя и зять для тещи, их использовали как поминальное обрядовое блюдо. Первый блин жертвовали усопшему родственнику. Блины бросали в костер. Они ассоциировались с весенним солнышком. Церковные обряды масленицы напротив направлены на умиротворение и подготовку к Великому посту.
В XXI в. наше общество все яснее осознает, что будущее России и судьбы новых поколений зависят в огромной степени от того, удастся сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Исходя из печального опыта прошлого, можем сделать вывод, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов приводит к системному кризису во всех сферах человеческой деятельности: политике, экономике, образовании, культуре и др.
Таким образом, мы смогли увидеть все разнообразие, задор и неисчерпаемую энергию народа, его обычаи и обряды целой масличной недели. Праздник способствует единению с природой, поддержке семейных традиций, сохранению и развитию национальных традиций и обрядов, осознанности покаяния и прощения. Это все, непременно необходимо поддерживать ради воспитания подрастающего поколения и единения народа.
Учитывая неоднородность традиций праздника, его продолжительность подход к нему Церкви и народных устоев, идущих с языческих времен, режиссерам и фольклористам необходимо учитывать данный фактор при постановке праздников и обрядов. Необходимо учитывать все традиции и особенности, правильно расставить приоритеты в постановке. До создания сценария режиссеру необходимо проанализировать многочисленные первоисточники, научную и художественную литературу, воспоминания старожилов, поскольку каждая местность может иметь свою изюминку и некоторые особенности и отличия. У местного населения можно также пройти мастер-классы. Кроме того, необходимо накопить некий фольклорный массив: пословицы, поговорки, песни.
В каждом отдельном регионе собираются и внедряются в общественный быт самобытные традиции.
Кроме того, как мы смогли убедиться в процессе исследования – этот праздник массовый со специфическим эмоциональным воздействием. При его постановке важно показать эту эмоциональность, живость, заранее создать эмоциональный настрой каждого участника.
Очень важно внесение в действие импровизационной творческой игры с психологическим учетом всех возрастов. Каждый присутствующий должен стать не зрителем, а участником действа.
Учитывая длительность праздника и количество традиций и действий, необходимо, чтобы все художественные эпизоды стали единым целым комплексом.
Стоит также учесть, что в Масленице задействовано множество разноплановых коллективов: профессиональные актеры, ведущие, самодеятельные коллективы, зрители и спонтанные участники массовых действий. Поэтому режиссер должен уметь всегда сориентировать участников на единый результат и слаженность работы.
Очень часто приходится работать с самобытным фольклорным материалом, который важно умело использовать в сценарном замысле.
В фольклорном действе, празднике, основанном на богатой традиции очень важно продумать костюмирование участников, что поможет быстрее вжиться в роль. Костюм, маска и реквизит станут знаковыми в правильности подхода к такому богатому на традиции и действа празднику, как Масленица.
Также важна импровизация для воплощения в народном празднике аллегорических, мифических и сказочных персонажей.
Вместе с тем, стоит отметить, что учитывая то, что современного человека тяжело чем-либо удивить, современному режиссеру недостаточно театрализованности и массовости. Хоть это и веками сложившийся праздник, необходимы поиски чего-то нового, необычного, занимательного, чтобы праздник не стал рутиной, повторяющейся из года в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История и традиции празднования масленицы на Руси
1.1.История развития и уникальность праздника
Праздник – это всегда некий период времени, имеющий структурообразующую идею. Это всегда действо, посвященное кому или чему-либо. Важнейшей определяющей чертой праздника является его связь с некой сакральной, священной или имеющей особое значение сферой. Символами этой сакральной идеи выступают сценарий и атрибуты праздника, поскольку каждый праздник связан с определенной ценностью, иногда высшего порядка, являющейся святыней для празднующих. Время праздника всегда предопределено, а участникам предписываются роли, как конвой общей идеи.
Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма скупы. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их существования были собирание естественных даров природы, охота, бортничество и примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пищи в ту далекую пору составляло главное содержание всей жизни человека. Однако короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а зачастую и голодовками. В результате первобытные общины в поисках богатых пищей мест, вынуждены были кочевать с места на место.
В период массового созревания диких плодов, после удачного рыбной ловли или охоты, эти радостные события всегда отмечались. Родственные племена сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками. В связи с сезонностью таких событий, соответственно и празднества закреплялись за определенным временем года, постепенно превращаясь в традицию. Самым тяжелым периодом в жизни древних славян была суровая зима, поэтому приход весны отмечался весьма радостно. Так образовался весенний цикл праздников. Первоначально в эти праздники и праздничные обряды люди не вкладывали никакого религиозного содержания. Стоит отметить, что традиционные народные торжества проводились и до возникновения религиозных верований из производственных и бытовых условий жизни древних людей (смотри приложения № 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы