Курсовая теория на тему История и современность взаимоотношений РПЦ и предпринимательства в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ В КОНТЕКСТЕ
ХРИСТИАНСКОЙ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ.. 5
1.1. Отношение к трудовой деятельности в православии. 5
1.2. Идея собственности и предпринимательства в
православной этике. 8
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ: АСПЕКТЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 11
2.1. Основы хозяйственной деятельности православного
человека. 11
2.2. Морально-этические императивы православного
хозяйствования. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
Введение:
Практически любой вопрос практической философии в той или
иной степени затрагивает проблему жизни в современном обществе. Идея
предпринимательства возникает в качестве одной из главных материальных
универсалий, без которых человеческая жизнь — как жизнь социальная — была бы
невозможной.
Дискурс предпринимательства развивался на протяжении всей
истории философской и социальной мысли, сочетая в себе этические, правовые и
политические экспликации. И это не случайно, поскольку проблема
предпринимательства представляет собой краеугольный камень человеческой
жизнедеятельности.
Отличительный признак современного дискурса
предпринимательства – это активное участие в нем представителей самых разных
философских направлений: феноменологического, герменевтически-прагматического,
коммуникативного, коммунитаристского, постмодернистского и тому подобное.
Коллективные усилия направлены по существу на разработку нового политического
проекта современности, который был бы чувствительным к плюрализму ценностей и
парадигмам рациональностей современной эпохи, а также интенций к унификации
мира под влиянием глобализационных процессов.
В последнее время увеличилось число публикаций, в которых
исследуются различные аспекты жизни христианина в современном обществе. Вместе
с тем, в условиях актуализации внимания к идее гармоничного существования
православия в современной бытийной парадигме, возникает насущная необходимость
в осмыслении философского наследия современных философов с точки зрения
легитимационного потенциала православия в контексте глобализационных процессов
в современном мире. Данное обстоятельство определяет актуальность избранной
темы исследования.
В работе ставится цель компаративистски рассмотреть под
указанным углом зрения главные христианские парадигмы, осмысливающие ключевые
проблемы жизни современного общества.
Объектом исследования являются ключевые проблемы жизни
современного общества.
Предмет исследования – философско-богословское осмысление
ключевых проблем жизни современного общества в христианской православной
традиции.
Поставленная цель исследования обусловила следующие его
задания:
— рассмотреть историко-теологические подходы к
определению предпринимательства;
— выделить предпринимательство как одну из основных
деятельностей человека;
— подчеркнуть теоретические особенности эволюции
осмысления ключевых проблем жизни современного общества в христианской
православной традиции.
Методологию исследования составили описательный,
культурно-исторический, компаративный
методы анализа.
Практическая значимость работы состоит в возможности
использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной
тематике.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Абсолютно неправильным выглядит разделение двух сфер
бытия человека – материальной и духовной, а также утверждение о том, что для
православного мировоззрения при провозглашении категорического примата
духовного характерно полное лишение духовного значения материальной, трудовой
стороны человеческой деятельности. В православном понимании происходит духовное
осмысление, которое наделяет духовным значением все стороны деятельности
человека.
В православии был выработан собственный эталон
хозяйственного рационализма, который был не просто эквивалентом протестантского
утилитаризма, но изначально исходил из несколько иных критериев. В
противоположность протестантскому «предопределению и спасению» и «оправданию
верой» этической нормой православия является «хождение перед Богом с мыслью об
ответственности перед ним». Для православия успех предпринятого дела, величина
приносимой им прибыли еще не является доказательством его нравственной,
этической оправданности, богоугодности. Именно эта система ценностей,
исповедуемая православием, православный эталон хозяйственного рационализма
легли в основу предпринимательской деятельности в России, дали положительный
импульс развитию купечества и предпринимательства.
Хозяйственная деятельность раскрывает особое
предназначение человека космического характера. Участие в деятельности по
хозяйствованию приравнивается к участию в делах Божьих, результатом которых
является преобразование мира, реализация Божественного промысла. Процесс
хозяйствования является Божьим промыслом, где воля человека характеризуется
зачастую бессилием.
Хозяйственно-экономические проблемы в православном
понимании имеют своей основой общехристианские принципы, которые были выдвинуты
еще ранней церковью в период ее существования. Известно, что христианскому
мировоззрению в целом присуща определенная антиномичность, амбивалентность в
отношении к миру.
Данное миропонимание исходит из понимания мира как
Божественного творения, возглавляемого человеком, для которого, с одной
стороны, поскольку он духовен, характерно превознесение над природой, однако, в
то же время, он представляет собой в высшей мере природное существо. Именно
данное соотношение обусловило установку положительного отношения между
человеком и природой как садом Божьим, который он призван возделывать, однако
одновременно и господствуя над ним.
Весьма оригинальным является в православии подход к
вопросам того, как оценивать различные виды труда, в частности, как оценить
физический труд и труд умственный: основное внимание сосредоточено, стоит
отметить, не на характере выполняемой работы, а на том, кто именно является ее
исполнителем. Православие отводит простому труду не высшее и не низшее значение
относительно тех видов работы, которые связаны с умственной или творческой
деятельностью.
В современном русском православии подчеркивается, что
честный труд имеет поистине высокую ценность. Православие занимается
разработкой особой трудовой этики христианства, согласно которой всякая
полезная трудовая деятельность освящена Богом во Христе. Христианство помогает
человеку понимать труд в возвышенном плане как общий для всех долг.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ПРИНЦИПЫ СОПРИКОСНОВЕНИЯ 1.1. Отношение к трудовой деятельности в православии
Современная рыночная экономика
характеризует стремление получить выгоду в качестве главного своего движущего
мотива. Выгода связана с тем, что человек сберегает собственные силы и время,
поднимаясь на определенный уровень личного благосостояния. Если в экономических
делах обеспечена выгода, то это позволяет получить больший запас свободного
времени для того, чтобы в определенном плане реализовать собственные
потребности.
Впрочем, возникает вопрос: какова
цель приобретения человеком данной выгоды?
Стремление получить выгоду способно
к нанесению ущерба человеческому развитию духовности, в ходе чего он может
противоречить интересам общества. Именно поэтому важно сопоставлять приоритеты,
упорядочивать индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Поскольку в
РФ на данный момент происходит переход к рыночной экономике, целесообразным, на
наш взгляд, было бы в определенной мере сохранение тех положительных
коллективистских принципов, которые были заложены предыдущей социально-экономической
системой на психологическом уровне, объединив данные идеи с православным
духовным наполнением.
Известным русским экономистом
С.Н.Булгаковым в статье «Народное хозяйство и религиозная личность» в 1909 г.
утверждалась необходимость преодоления определенных фантомов идейного
характера, в том числе и представления об экономическом человеке. По мнению
экономиста, для хозяйственной деятельности характерной является форма
общественного служения, исполнения долга нравственного характера, и только в
том случае, если к ней будут таким образом относиться, а общество будет
понимать ее именно таким образом, возможно создание наиболее благоприятной
духовной атмосферы как для того, чтобы развивать производство, так и для того,
чтобы реформировать распределительные области, для осуществления социального и
экономического развития.
Данная идейная основа исключает
наличие противостояния между частным предпринимательством и государственным
предпринимательством, поскольку они находятся друг с другом в отношениях
дополнения, формируя государственно-частное партнерство[1].
Суть того, как православие трактует
собственность и богатство, содержится ясно в словах Евангелия: "Какая
польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк.
8:36).
То богатство, которое не содержит в
себе духовного развития, является в православной концепции особым фактором
риска.
Святой Праведный Иоанн Кронштадский (1829-1908 гг.)
раскрывает духовное значение бедности и богатства. Православный философ
утверждает, что Господь допускает наличие нищих ровно по той же причине, что и
не делает всех людей на земле праведниками в один момент. Иоанн Кронштадтский
отмечает возможность Бога в формировании массовой достаточности и даже
всеобщего богатства, однако подчеркивает опасность в таком случае великого
забвения Бога, умножения гордости, зависти и прочих негативных черт. Человек,
по мнению святого, способен при получении от Господа праведничества возмечтать
только о самом себе. Грех, по мнению Иоанна Кронштадтского, служит для смирения
человека, демонстрации его великой немощи, мерзости, непрестанной [1] Булгаков С.Н. Народное хозяйство
и религиозная личность. – М., 1993.