ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему «История франков» Григория Турского как памятник литературы и историографии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Григорий Турский и его эпоха. 7

1.1 Жизненный путь Григория Турского. 7

1.2 Место, время и условие создания «Истории франков». 10

Глава 2. «История франков» как литературный памятник. 15

Глава 3. «История франков» как памятник историографии. 19

Заключение. 28

Список используемых источников и литературы.. 30

  

Введение:

 

«История»
Григория Турского – это главный источник истории франков в VI в. Данный труд,
который объединил в себе традиции классической римской анналистики и церковной
истории, являлся тенденциозным и отражающим историческую концепцию самого
автора данного труда. Григорий Турский, который воплощал мироощущение
христианина, видел в событиях VI в. как бы продолжение истории римской Галлии,
где меровингские короли были правителями, при этом опора их власти заключалась
в епископах, которые являлись представителями галло-римской знати. Надо
отметить, что к ним относился и сам Григорий Турский.

Меровингский
род всегда ассоциировался с военными победами, и если прежде король назывался
так на словах, не имея каких-либо преимуществ то теперь представление древних
германцев о короле заключалось в том, что тот являлся покровителем народа,
соответственно, сакральный характер «силы» короля и его рода являлся источником
благополучия всего германского народа[1].

Король
франков Хлодвиг изображается харизматичным представителем легендарного
правящего рода Меровингов, который был жадным до власти, являлся мастером
политической интриги и заговоров, и стал основателем единого франкского
королевства[2].

Юный
король Хлодвиг, который был наделен сакральной харизмой рода Меровингов, принял
власть от своего отца Хильдерика в очень непростое время. Так как связь
германских племен с землей начала разрываться, а королевские дружины находились
чаще в военных походах на чужой территории, то богатство римского государства
теперь было возможностью обретения королевских почестей.

Теперь
войско принимало победу короля как своеобразную инициацию или испытание.
Германские правители понимали, что принятие христианства неизбежно, так как это
было залогом включения франков в пространство ценностей и геокультурных
координат «осевого времени». Таким образом, эпоха магического договора между
правящей династией и германскими богами была завершена, теперь правитель
вступил в новый религиозный мир средневековья.

Объект
исследования: «История франков» Григория Турского.

Предмет
исследования: «История франков» Григория Турского как памятник литературы и
историографии.

Цель
исследования: рассмотреть «Историю франков» Григория Турского как памятник
литературы и историографии.

Задачи
исследования:


рассмотреть жизненный путь Григория Турского;


определить место, время и условие создания «Истории франков»;


охарактеризовать «Историю франков» как литературный памятник;


охарактеризовать «Историю франков» как памятник историографии.

Методы
исследования: сравнительно-исторический метод, историко-типологический метод.

Основной
источник работы – «История франков» Григория Турского[3],
который сделал попытку изложить светскую историю, сам автор являлся
представителем старой гало-римской знати, епископом, историком. Он считается
«отцом французской истории», так как ранняя история франков изучается на основе
его труда, который представляет собой записи его личных наблюдений, потому что
он был активным участником общественно-политической жизни.

Что
касается историографии, то данная проблематика стала интересна в XIX в., при
этом исследователи принадлежали к разным научным школам. В XX в. за рубежом
стали появляться работы, которые касались отдельных политических институтов,
королевской власти.

Что
касается отечественной историографии, то здесь проблемы политической истории не
так активно рассматривались исследователями. Политическую организацию
раннесредневекового общества рассматривали, в основном, при изучении общих
тенденций социального развития. Именно такой подход был отражен в работах Д. М.
Петрушевского[4],
А. Р. Корсунского[5],
Н. Ф. Колесницкого[6],
А. И. Неусыхина[7],
Ю. Л. Бессмертного[8].

В
отечественной науке так и не появилось единого мнения о сущности управленческих
институтов у германцев данного периода, поэтому под влиянием формационного
подхода преобладает и сейчас генезис феодальных отношений, в том числе и в
политической сфере.

К
примеру, А. Р. Корсунский и Р. В. Гюнтер в работе «Упадок и гибель Западной
Римской империи и возникновение германских королевств»[9],
используют обширнейший фактический материал, прослеживают историю зарождения и
становления варварских королевств на основе уничтожения рабовладельческой
системы, родового строя и генезиса феодальных отношений.

Д.
М. Петрушевский в своей работе «Очерки из истории средневекового общества и
государства» характеризует англосаксонскую государственность (от
германцев и до норманнов), значительную роль в становлении института
королевской власти отводя следующим факторам: родовой, военный и экономический.

Некоторые
работы, к примеру, «Карл Великий» Д. Хэгерманна[10],
«Карл Великий» А. П. Левандовского[11],
«Цивилизация средневекового Запада» Ле Гоффа[12], «В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху
каролингов VIII-X века» А. И. Сидорова[13] и
др., показывают влияние целой системы факторов на становление и укрепление
королевской власти.

Особо
можно отметить такие работы, как «Короли-чудотворцы» М. Блока, «Меч и лира» Е.
А. Мельниковой, где авторами рассматриваются атрибуты королевской власти в
раннем средневековье и их влияние на общество.

Также
можно отметить по системе управления в Британии статью «К проблеме формирования
органов публичной власти у англосаксов в VI-IX вв.: Королевский совет»,
принадлежащую А. Г. Глебову, где автором рассматриваются действия органа
власти, который разделяет некоторые полномочия с королем, ограничивая
авторитарные тенденции в Англосаксонских королевствах.

Работа
состоит из введения, двух глав и из четырех параграфов, заключения и списка
литературы. [1] Шайхутдинова Е. Н. Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья
и раннего нового времени в
англо-американской историографии конца XIX – начала XXI вв.: диссертация …
кандидата исторических наук: 07.00.09 / Шайхутдинова Елена Нургалиевна; [Место
защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. Кемерово, 2013. С. 73. [2] Коршунова О. Н. Историческая память и диалог культур. Том 3. Казань:
Изд-во КНИТУ, 2013. С. 60. [3] Турский Г. История франков: [Пер. с
латин.] / Григорий Турский; Изд. подготовила и примеч. сост.] В. Д. Савукова;
[АН СССР]. М.: Наука, 1987. [4] Петрушевский Д. М. Очерки из истории средневекового общества и
государства: Отечеств. исслед. по антич. и средневековой истории / Д. М. Петрушевский. СПб.:
Изд. центр гуманит. акад., 2003 (Акад. тип. Наука РАН). [5] Корсунский А. Р. Раннефеодальное государство и формирование феодальной
собственности в Западной Европе / А.
Р. Корсунский. М.: Наука, 1970. [6] Колесницкий Н. Ф. Исследования по истории феодального государства в
Германии (IX-первая половина XII века) / Н. Ф. Колесницкий. М.:
МОПИ, 1959. [7] Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма: Избр. труды / АН
СССР. Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 1974. [8] Идеология феодального
общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных
представлений средневековья в современной зарубежной историографии: Реф. сб. /
[Редкол.: Бессмертный Ю. Л. и др.]. М.: ИНИОН, 1980. [9] Корсунский А.Р.,
Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских
королевств. М.: Изд-во МГУ, 1984. [10] Хэгерманн Д. Карл Великий / Дитер Хэгерманн;
[Пер. с нем. В.П. Котелкина]. М.: АСТ: Ермак, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). [11] Левандовский А. П. Карл Великий / Карл Великий. М.: Молодая гвардия, 2018. [12] Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада
/ Жак Ле Гофф; [пер. с фр. под
общ. ред. В. А. Бабинцева]. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. [13] Сидоров А. И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов VIII-X
века: [монография] / А. И. Сидоров.
СПб.: Наука, 2018.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«История
франков» Григория Турского в десяти томах является очень важным памятником
европейской культуры раннего средневековья. В этом труде речь идет о событиях,
которые произошли в VI в., и относятся к истории возникновения и развития
Франкского государства в эпоху династии Меровингов на территории Галлии.

Жанровое
многообразие и различные литературные приемы, которые являются так характерными
для «Истории франков», дает основание для того, чтобы поставить Григория
Турского в ряд ярких и самобытных бытописателей своего времени.

Григорий
Турский интересовался, в первую очередь, историей епископских кафедр и церкви в
Галлии, а политическая история франков выступала в его труде лишь контекстом,
пусть и очень подробно описанным. Сам автор был вовлечен во многие конфликты и
процессы, поэтому в его труд отличается высокой степенью подробности изложения,
которой не встретить во многих более поздних текстах франкской эпохи. Это же
обстоятельство, однако, делает повествование Григория Турского в некоторых
местах предвзято.

Он
поддерживал Сигиберта I, Хильдеберта II, а также королеву Брунгильду, поэтому
противостоявшие им Хильперик I и Фредегонда изображены в тексте с отрицательных
сторон. Григорий Турский писал живым и ярким языком, что сделало его
повествование выразительным.

Первую
часть «Истории» составляют книги I-IV, доводящие изложение до смерти Сигиберта
Австразийского в 575 г. Здесь речь идет преимущественно о событиях прошлого,
сведения черпаются из письменных источников или устных преданий, хронология то
и дело нарушается ради связности рассказа; в конце дается итоговое
хронологическое резюме, характерное для христианских источников.

Вторую
часть составляют книги V –X, посвященные целиком событиям его времени, – чем
дальше, тем он излагает события более подробно: 10 лет до смерти Хильперика
(575–584) занимают две книги (V- VI), 8 лет после его смерти (584–591) – четыре
(VII-X).

Образы
исторических персонажей, которые встречаются в «Истории франков», являются
совершенно разными. Показывая одних, Григорий Турский продолжает традицию
римских историков, давая персонажам прямую характеристику. Других же он
характеризует в действии, выделяя индивидуальные черты их характера.

В
Меровингский период можно говорить о формировании у франков
раннегосударственной социально-политической организации. Власть окончательно
консолидируется в руках одного рода, у представителей которого концентрируются
значительные материальные богатства. Появляется письменные законы и
государственный суд. Начинает формироваться королевский двор, полноценное
складывание которого приходится на Каролингскую эпоху.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Григорий Турский и его эпоха 1.1 Жизненный путь Григория Турского Святитель
Григорий Турский (лат. Gregorius Turonensis) происходил из знатной галло-римской
фамилии из сенаторской аристократии Оверни. Многие представители его семьи были
епископами в Туре и ряде других епархий. Настоящее его имя – Георгий Флоренций.
Заботливо воспитан Галлом (фр.), епископом клермонтским. Григорий в 573 г.
получил сан епископа Турского по желанию меровинского монарха, и несмотря на
враждебно настроенное к нему население города был произведён в ранг епископа
вне стен Тура, причём вопреки тому, что это противоречило христианским
принципам назначения епископа. Он пользовался большим почетом у франкских
королей Зигберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы своего
епископства против Хильпериха и Фредегонды.

Один
из его двоюродных дедов по матери, сын сенатора из Женевы Флоренция, был
герцогом с германским именем Гундульф, которое вовсе не обозначало, что он имел
франкское или бургундское происхождение. Братом этого Гундульфа был другой
двоюродный дед святителя – епископ Лиона святой Никита.

Отец
святителя Григория, проживая в Клермоне, владел виллой в Бургундии и был
человеком состоятельным. Он нанял для сына учителей, которые научили его читать
и писать на латинском языке, познакомили его как с сочинениями латинских
классиков, так и со Священными и церковными книгами. С детства Георгий
отличался живой верой во Христа, искренним и пламенным благочестием.

В
551 году он познакомился с архидиаконом Клермонского собора Авитом, который
позже занял епископскую кафедру этого города. Свой жизненный путь он твердо
выбрал уже в юности, решив стать клириком. В 563 году, в каноническом возрасте
25 лет, Георгий, получив вместе с постригом, или тонзурой, имя Григорий, стал
диаконом. Ревностно совершая свое служение, упражняясь в молитве и предаваясь
строгому посту, Григорий однажды разболелся так, что ему угрожала смерть от
изнурительной лихорадки, сопровождавшейся сыпью на коже. В таком плачевном
состоянии он отправился в Тур к мощам особенно чтимого им святого Мартина и у
гробницы святителя получил исцеление от смертельного недуга, после чего остался
в этом городе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы