Курсовая теория на тему История эстрадного искусства в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История происхождения русской эстрады 5
1.1. Истоки эстрадного искусства 5
1.2 Жанры эстрадного искусства 8
Глава 2 Развитие эстрадного искусства 14
2.1. Особенности развития российской эстрады 14
2.2. Становления музыкальной эстрады в России 17
2.3. Современная эстрада российской культуры 21
Заключение 23
Список литературы 25
Введение:
Актуальность темы исследования. К настоящему времени музыкальная эстрада, особенно джаз и рок, радикально повлияла на самые разнообразные жанры музыкального искусства. Многие академические и фольклорные жанры сблизились с джазом и роком. Накоплен огромный материал о творческой деятельности музыкантов эстрадного направления. Однако проблемы развития искусства эстрадного пения изучены недостаточно. С другой стороны, активно развивается методика преподавания искусства эстрадного пения. Одной из важнейших задач обучения эстрадному вокалу является не только овладение специальными навыками, но и развитие творческих способностей учащихся, возможностей их полноценного самовыражения в музыке. Эстрадный вокал характеризуется такими качествами, которые зависят от способов звукообразования и манеры интонирования. Постановка голоса сводится к долговременному тренажу этих составляющих, на основе природных качеств голоса будущего певца
Истоки русской эстрадной песни восходят к культуре и быту восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до образования в IX в. первого русского государства (Киевская Русь).
Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на музыкальных инструментах. Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовых (связанных с циклом сельскохозяйственных работ) и семейно-обрядовых песнях (плачи, причитания, песни свадебного обряда). Боевые песни славянских дружин послужили основой для героического русского эпоса (расцвет в X-XI вв.), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин).
К высоким достижениям национального искусства принадлежат лирическая протяжная и историческая песни, 30 распространившиеся в XVI-XVII вв. Главными носителями фольклорной традиции и профессиональными музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их музыкальные инструменты включали гусли, трубы, сопели, бубны, гудки.
После крещения Русь разделилась на две части — народную и церковную. Они развивались параллельно, иногда противостоя друг другу. После введения христианства языческие представления о мире стали постепенно уходить в прошлое, а языческие обряды утратили своё магическое значение. Однако они остались жить, превратившись в народные игры, приуроченные к определённому времени года или к соответствующей обстановке. Правда, Церковью они сурово осуждались: вплоть до XVII в. издавались церковные указы и грамоты, направленные против любимых народом «бесовских» игр и песен
Целью исследования является анализ истории эстрадного искусства в России.
В России профессиональная эстрада сложилась во второй половине XIX столетия. Однако основы ее были заложены в народном творчестве: фольклоре, скоморошьих играх, в балаганных представлениях, центральное место в которых занимала музыка. Е. Кузнецов в своей книге «Из прошлого русской эстрады» отмечает, что «наибольшую значимость среди скоморохов приобрели певцы, а также острословы, глумотворцы-сатирики». В 1678 году царь Алексей Михайлович издает специальный указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». По нему можно судить о некоторых особенностях и идейной направленности народной музыкальной эстрады, нашедших отражение в творчестве скоморохов, которые медведей водят, с собаками пляшут, на дудках играют и поют бесовские песни, тем самым христиан от церкви отвращают.
В этом же указе говорится и о художественных средствах и инструментарии народной эстрады: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари (маски), и всякие гудебные бесовские сосуды (имеются в виду духовые народные музыкальные инструменты), то немедля изымать их и, изломавши, сжигать».
Заключение:
Эстрада — вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера одного или нескольких артистов (рассказчиков, певцов, вокалистов, танцоров, акробатов, фокусников и т.д.) составляют целостную программу, рассчитанную, как правило, на массовое восприятие. Эстрада многогранна и разнообразна. Зрительское восприятие этого искусства также разнообразно (разнообразно, многообразно, неоднородно).
Для одних эстрада это выступление песенно-музыкальных коллективов и сольных исполнителей, для других — выступление комиков, для третьих — шоу клоунов, для четвертых — исполнителей современного танца. Различны и формы существования этого искусства: концерт в клубе, киноконцертном зале, студенческое кабаре в актовом зале института, театрализованная программа на стадионе или во Дворце спорта, спектакль в Театре миниатюр, спектакль в Театре эстрады, сольный концерт и т. д. И в каждом случае состав аудитории, ее количество определяют особенности живого эстрадного действа.
В отечественном театроведении существует две точки зрения на происхождение российской эстрады. Сторонники одной, так или иначе, утверждают, что истоки русского эстрадного искусства лежат в скоморошьих играх.
Другие — что русская эстрада родилась во второй половине девятнадцатого века под непосредственным влиянием западной эстрады, в частности французской. Истина находится где-то посередине. Безусловно, русская эстрада находилась и находится под сильным влиянием западной, поэтому при изучении истории возникновения поп-арта стоит обратить внимание на эти два мнения.
Большинство исследователей связывают становление русского эстрадного театра с деятельностью скоморохов. Теме скоморошества посвящен ряд научных работ культурологов, фольклористов, лингвистов, которые заложили основы целой науки — скомороховедения (одно из первых фундаментальных исследований — книга А.С. Фаминцына «Скоморохи в России», которая была опубликована в 1889 году). Но до сих пор среди ученых нет единого мнения ни об этимологии слова «скоморох», ни об истории формирования скоморохов в древнерусской культуре.
Искусство скомороха в основном затрагивало музыку, пение и танцы, а также малые формы народной драмы и комедии. Это предопределило взаимосвязь творчества скоморохов с целым рядом жанров, которые впоследствии получили развитие на сцене.
Скоморохи были первыми представителями профессионального театра, работая практически во всех жанрах уличных представлений: площадные артисты, плясуны и песенники, жонглеры и волынщики, звонари и балаганщики. Представления скоморохов объединяли разные виды народного творчества: драматическое, цирковое и эстрадное. Это разделение произошло гораздо позже, примерно в XVI–XVII веках, а в наше время скоморошьи виды искусства можно рассматривать как отдельные полноценные профессии, унаследовавшие традиции творчества скоморохов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История происхождения русской эстрады
1.1. Истоки эстрадного искусства
Слово «эстрада» (от латинского strata) означает «палуба, площадка, возвышение, платформа».
«Эстрада» — это искусство малых форм, область развлекательных и музыкальных представлений на открытой сцене. Вид искусства, включающий в себя малые формы: вокальное искусство, хореографию, цирк, пантомиму и т.д. В концертах — отдельные законченные номера, объединенные посвящением, сюжетом. Эстрадное искусство сформировалось в конце XIX века как самостоятельное искусство.
Эстрадное искусство уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в искусство Древнего Египта и Древней Греции. Основой эстрадного искусства является «Его Величество Номер», как говорил Н. Смирнов-Сокольский. Номер — это небольшой спектакль, состоящий из одного или нескольких исполнителей, имеющий свой сюжет, кульминацию и развязку. Особенностью номера является непосредственное общение артиста со зрителями, от своего имени или от имени персонажа. В средневековом искусстве бродячие актеры, фарсовые театры в Германии, скоморохи в России, театр масок в Италии. Небольшая продолжительность номера (не более 15-20 минут) требует максимальной концентрации выразительных средств, лаконизма и динамики. Эстрадные номера делятся на четыре группы. К первой группе типов следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные (вокальные и инструментальные), пластические и хореографические, смешанные и «оригинальные» номера.
Искусство комедии дель-арте (театр масок) XVI — п.п.XVII вв. основывалось на открытом контакте со зрителями. Пьесы обычно импровизировались на основе типичных сюжетных сцен. Музыкальное звучание в качестве интерлюдий (вставок): песен, танцев, инструментальных или вокальных номеров было непосредственным источником эстрадного действа. В XVIII веке появились комическая опера и водевиль. Водевиль представлял собой увлекательное представление с музыкой и шутками. Их главные герои — простые люди — всегда побеждали глупых и порочных аристократов. А к середине XIX века родился жанр оперетты (буквально — маленькая опера): вид театрального искусства, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства, диалоги. В Англии пабы (публичные общественные заведения) возникли в XVIII веке и стали прообразами мюзик-холлов (музыкальных залов).
Позже, в первой половине 19 века, получили распространение кафе-концерты (первоначально это были литературно-художественные кафе, где поэты, музыканты и актеры исполняли свои импровизации). В различных модификациях они распространились по всей Европе и стали известны как кабаре (cabaret).
Варьете в России уходит своими корнями в крестьянский и городской фольклор, в творчество скоморохов, появление которых положило начало развитию русской смеховой культуры, которая тесно пересекалась с карнавальной низовой народной культурой и отражалась в фольклоре в различных развлекательных формах: народных гуляниях, балаганах, кукольном театре Петрушки, в монологах раешников, масленичных дедов и т.д. [4]
На рубеже XVIII–XIX веков стали популярны театральные дивертисменты, которые исполнялись в дополнение к основной программе спектакля и должны были нарушить привычные театральные формы (трагедия, комедия, драма, балет, опера), предложив веселую «интермедию», интерлюдию, различные интермедийные развлечения. В дивертисментах участвовали артисты оперы, балета, драмы. Эта форма стала универсальной как для низовой, так и для светской культуры и была привычной в программах государственных театров. Среди ярких фигур дивертисментной эстрады: сказочники — И.Ф. Горбунов, Л.И. Градов-Соколов; куплеты — Н.О. Дюр, И.И. Монахов; артисты оперетты — В. А. Лядова, В. В. Зорина.
К началу 1900-х годов на драматическую сцену выходят видные мастера: В.Н. Давыдов, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина, Б.С. Борисов, В.И. Качалов, И.М. Москвин, которые исполняли монологи из пьес, читали стихи и рассказы, часто принимали участие в концертах. Оперные арии, романсы и народные песни исполняли лучшие голоса России — Н. Н. Фигнер, Ф. И. Шаляпин, А.М. Давыдов и другие. Дивертисмент украшали и балетные номера, специально подготовленные для концертной эстрады (например, «Умирающий лебедь» А.П. Павловой в постановке М.М. Фокина). Хоры и небольшие «семейные» ансамбли исполняли русские песни, ярко представленные в творчестве Н. В. Плевицкой, выступавшей в кафе, а затем на столичных концертных площадках.
К началу XX века эстрада стала явлением новой русской городской культуры. Распространялись «кинодивертисменты» — короткие эстрадные программы как дополнение к немому фильму, переосмысливались, адаптировались к условиям российской действительности, запросам публики заимствованные из Европы формы коллективных развлечений — кафешантаны, открытые садовые эстрады, варьете, кабаре и др.
Так появились первые домашние кабаре («Летучая мышь», 1908 — в Москве; «Кривое зеркало», 1908, «Дом интермедий», 1910, «Бродячая собака», 1912, «Приватный комедиант», 1916 — в Петербурге), где впервые была опробована идея малых театральных форм, пародийного театра. Здесь впервые появилась фигура артиста, развлекающего публику импровизациями, шутками и анекдотами. Первым в этом жанре был создатель «Летучей мыши» Н.Ф. Балиев, затем А.Г. Алексеев, Ф.Н. Курихин, К.Е. Гибшман. Культурную миссию богемных кабаре стремились продолжить театры миниатюр. В 1914 году работники эстрадных и цирковых театров создали первый добровольный профсоюз — Российское общество артистов эстрады и цирка (РОАВиЦ).