Экономика организаций и предприятий Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему История денежно-кредитной системы в развитых странах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМ 4
1.1. Сущность, цели кредитно-денежной политики государства 4
1.2 Основные инструменты кредитно-денежной политики государства 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ 18
2.1. Основные этапы становления и характеристика денежной системы Великобритании 18
2.2 Особенности становления денежной системы Франции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В качестве одного из направлений деятельности регулирующих органов по решению узловых проблем российской экономики в современных условиях является формирование модели финансового сектора, адекватной потребностям модернизации национальной экономики, рассматриваемой как системная модернизация. В частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» отмечается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе целью развития российского финансового рынка и банковской системы является формирование «эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике». Данное положение уточнено в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», где развитие денежно-кредитной сферы рассматривается как важнейший фактор реализации Концепции как с точки зрения финансирования экономического роста, так и решения целого ряда социальных задач, обеспечивающих развитие по инновационному и форсированному сценариям.
Кредитно-денежная политика определяет направления и возможности регулирования экономики монетарными методами. Развитие современных экономических систем в значительной степени определяется денежно-кредитной политикой, которая является основным рыночным регулятором стабильности и экономического развития. Содержание современной денежно-кредитной политики обусловливается особенностями экономических систем, задачами и границами государственного вмешательства в экономику. Применение денежно-кредитной политики и механизм ее реализации является концептуально обусловленными. В современных рыночных экономиках денежно-кредитная политика изменяет границы своего влияния, взаимодействуя с бюджетно-фискальной политикой. Использование, сферы влияния и регулирующие возможности денежно-кредитной политики в современных рыночных экономиках сосредоточены на стабилизации экономики, обеспечении занятости и сдерживании инфляции.
Данная тема очень актуальна, так как российская экономика сейчас находится в непростом положении и выбор правильной денежно-кредитной политики будет иметь большое влияние на дальнейшее ее экономический рост.
Особая актуальность исследования подтверждается также тем, что стабильность денежной системы Российской Федерации, логика ее развития на основе современной концептуально-методологической базе – ключевые моменты для выбора финансового курса, перспектив формирования эффективной стратегии дальнейших реформ.
Цель курсовой работы – изучение денежно-кредитных систем развитых стран.
Сообразно с этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотреть сущность, цели кредитно-денежной политика государства;
 изучить основные инструменты кредитно-денежной политики государства;
 рассмотреть основные этапы становления и характеристика денежной системы Великобритании;
 рассмотреть особенности становления денежной системы Франции.
Объектом исследования является денежно-кредитная система
Предмет исследования – история становления денежно-кредитных систем.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Достижение тактических целей кредитно-денежной политики осуществляется только мерами центральных банков.
Для проведения большинства направлений кредитно-денежной политики нужна общественная поддержка ее проведения. Особенно это касается стратегических и промежуточных целей, когда формирование общественной психологии является обязательным условием и действенным фактором ее эффективности. Формирование общественного мнения и общественной поддержки считается необходимой составляющей достижения стратегических и промежуточных целей кредитно-денежной политики. Однако в краткосрочном период при постановке тактических целей, в отдельных случаях считается более рациональным проводить мероприятия, которые являются неожиданными для участников экономической деятельности.
Публичное озвучивание целей кредитно-денежной политики способствует ее восприятию всем обществом и позволяет устранить нерациональные ожидания относительно прогнозируемой экономической конъюнктуры. Прозрачность кредитно-денежной политики усиливает ее действие и имеет свойство обеспечивать эффект прогноза, который самореализуется. В условиях прогнозируемости экономики стабилизируются состояние финансовых рынков, инвестиционная деятельность и растет реальное производство.
В современных условиях все большее развитие и активизации приобретают процессы интернационализации и глобализации экономических систем в целом, и денежно-кредитных частности. Денежно-кредитные отношения, кредитные учреждения существенно влияют на экономические и социальные процессы, которые имеют место в каждой стране. Они являются частью производственных отношений и в рыночных условиях имеют особенно большое значение.
Национальная экономики любой страны не является замкнутой, особенно в современных условиях. Экономики различных стран с каждым годом становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. При таких обстоятельствах целесообразно изучение особенностей становления и развития денежных и кредитных систем зарубежных стран, что будет способствовать дальнейшей интеграции мировой экономики.
Банковские учреждения занимают в структуре национальной экономики важное место, поскольку от их деятельности зависит эффективность общественного производства.
С целью охвата новых сегментов рынка и усиления конкурентных позиций банки покидают национальные границы. Поэтому все большее значение приобретает как конкуренция между зарубежными учреждениями, так и тесное сотрудничество с ними.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В качестве одного из направлений деятельности регулирующих органов по решению узловых проблем российской экономики в современных условиях является формирование модели финансового сектора, адекватной потребностям модернизации национальной экономики, рассматриваемой как системная модернизация. В частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» отмечается, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе целью развития российского финансового рынка и банковской системы является формирование «эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике». Данное положение уточнено в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», где развитие денежно-кредитной сферы рассматривается как важнейший фактор реализации Концепции как с точки зрения финансирования экономического роста, так и решения целого ряда социальных задач, обеспечивающих развитие по инновационному и форсированному сценариям.
Кредитно-денежная политика определяет направления и возможности регулирования экономики монетарными методами. Развитие современных экономических систем в значительной степени определяется денежно-кредитной политикой, которая является основным рыночным регулятором стабильности и экономического развития. Содержание современной денежно-кредитной политики обусловливается особенностями экономических систем, задачами и границами государственного вмешательства в экономику. Применение денежно-кредитной политики и механизм ее реализации является концептуально обусловленными. В современных рыночных экономиках денежно-кредитная политика изменяет границы своего влияния, взаимодействуя с бюджетно-фискальной политикой. Использование, сферы влияния и регулирующие возможности денежно-кредитной политики в современных рыночных экономиках сосредоточены на стабилизации экономики, обеспечении занятости и сдерживании инфляции.
Данная тема очень актуальна, так как российская экономика сейчас находится в непростом положении и выбор правильной денежно-кредитной политики будет иметь большое влияние на дальнейшее ее экономический рост.
Особая актуальность исследования подтверждается также тем, что стабильность денежной системы Российской Федерации, логика ее развития на основе современной концептуально-методологической базе – ключевые моменты для выбора финансового курса, перспектив формирования эффективной стратегии дальнейших реформ.
Цель курсовой работы – изучение денежно-кредитных систем развитых стран.
Сообразно с этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотреть сущность, цели кредитно-денежной политика государства;
 изучить основные инструменты кредитно-денежной политики государства;
 рассмотреть основные этапы становления и характеристика денежной системы Великобритании;
 рассмотреть особенности становления денежной системы Франции.
Объектом исследования является денежно-кредитная система
Предмет исследования – история становления денежно-кредитных систем.

 

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность, цели кредитно-денежной политики государства

В отдельных случаях, как синоним денежно-кредитной политики, употребляется понятие «монетарная политика», которая базируется на способности денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее — на инвестиции и реальный доход.
Такой акцент на понимании сути денежно-кредитной политики связан с распространением теории монетаризма, в которой гипертрофированная роль денежных факторов влияет на экономику. В современной российской экономической литературе наблюдается определенное разграничение во взглядах на возможности денежно-кредитной политики. В частности отмечается, что денежно-кредитная политика является оперативным и гибким дополнением политики бюджетной, она основывается на принципах монетаризма и имеет преимущества над фискальной политикой.
Теорию государственного управления и регулирования экономики разработали Дж. Кейнс и его последователи. Одновременно подчеркивается, что денежно-кредитная политика является оперативным и гибким дополнением к бюджетной. Дж. Кейнс разработал общие принципы и конкретные меры по государственному управлению экономики. Расхождения в позициях российских авторов является отображением основных концептуальных направлений в современной западной экономической мысли.
Денежно-кредитная политика — комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Российской Федерации, обеспечение занятости.
В системе государственного регулирования денежных систем авторы придают особое значение конъюнктурной политике, реализуемой через регулятивное влияние государства на рыночную конъюнктуру, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках. По способу и характеру воздействия на денежный оборот выделяются: меры фискальной политики; меры денежно-кредитной (монетарной) политики; меры прямого воздействия.
Колесникова E.H. обращает внимание на то, что денежно-кредитная политика не является автоматической и, как одна из важнейших структурных звеньев государственного регулирования макроэкономическими процессами, она направляется на реализацию ее основных задач. Конечная цель денежно-кредитной политики совпадает с основополагающими целями макроэкономической политики государства.
Авторы считают, что главным результатом функционирования денежной системы является разработка и реализация определенной денежно-кредитной политики. Позитивное влияние этой политики на развитие экономики определяет эффективность самой денежной системы. Сущность монетарной политики наиболее соответствует ее определению как комплекса взаимосвязанных, скоординированных на достижение, заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк.
Целесообразно сместить акценты в соотношении и взаимодействия денежно-кредитной политики и денежных систем. Построение современных денежных систем является концептуально обусловленной и имеет четко сфокусированный характер их функционирования. Денежно-кредитная политика имеет первостепенное значение и обуславливает характер и особенности денежных систем. Вопрос о соотношении государственной экономической политики и денежно-кредитной политики рассматриваются как соотношение стратегического и тактического регулирования экономики. Денежно-кредитная политика имеет автономное значение и предметом которой является государственное регулирование сферы денежного обращения и кредитных отношений.
Соглашаясь с таким определением содержания денежно-кредитной политики, нужно отметить, что регулирование сферы денежного обращения и кредитных отношений, кроме решения проблем регулирования монетарной сферы, имеет целевую функцию — стабилизировать экономическую ситуацию на микроуровне.
Денежно-кредитная политика имеет широкий диапазон воздействия, что связано с ее возможностями по решению монетарных проблем и достижению макроэкономического равновесия. Денежно-кредитная политика определяется как совокупность мероприятий в сфере денежного обращения и кредитных отношений, которые проводит государство с целью регулирования инфляции, обеспечение занятости и сбалансирования платежного баланса. Основные направления денежно-кредитной политики определяются высшими законодательными органами страны, реализуются правительствами, центральными банками вместе с министерствами финансов. Одновременно авторы обращают внимание на то, что для успешного проведения денежно-кредитной политики необходимы два условия:
 высокий уровень развития рыночных отношений между всеми экономическими субъектами Российской Федерации;
 создание в России развитой двухуровневой банковской системы.
Применение и реализация денежно-кредитной политики требует существования рыночной среды, которая позволяет реализовывать потенциал монетарных методов воздействия на экономику. Объектами денежно-кредитной политики являются: денежный рынок; рынок заемных средств; денежный оборот. Центральный банк в пределах проведения определенной денежно-кредитной политики влияет на состояние функционирования объектов регулирования и соответственно на характер протекания экономических процессов в экономике.
В проведении денежно-кредитной политики подчеркивается, что ее субъектом является национальный банк. Кроме того, в выработке денежно-кредитной политики участвуют другие органы государственного регулирования экономики. Между ними есть распределение функций — органы исполнительной и законодательной власти определяют основные макроэкономические показатели (объем ВВП, размер бюджетного дефицита, платежный и торговый балансы, уровень занятости и др.).
ЦБ РФ осуществляет регулирование денежной системы единолично, руководствуясь политикой, которая была сформирована всеми государственными институтами. П.А. Никифоров пытается определить суть денежно-кредитной политики шире: он рассматривает ее как совокупность мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного обращения, устойчивости национальной денежной единицы, стабильности ее покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики в целом. Направленность денежно-кредитной политики не только на стабилизацию цен, но и на обеспечение полной занятости и экономического роста автор считает общепринятой. Колесникова E.H. обращает внимание на целевую функцию монетарной политики, которая заключается в обеспечении внутренней стабилизации денег. Такая устойчивость имеет приоритетное значение в решении всего комплекса макроэкономических задач, а общеэкономическая стабильность определяется стабильностью денежного обращения [10].
Цели денежно-кредитной политики связаны с теми задачами, которые должны быть достигнуты на определенном этапе ее проведения. То есть существует определенная иерархия целей, причем достижение целей низшей ступени обязательно должно быть подчинено задачей высшего порядка. В современных смешанных экономиках высшей конечной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен полной занятости и роста реального объема производства. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на конкретные или тактические цели, которые достигаются через проведение ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг. Промежуточные цели денежно-кредитной политики достигаются путем регулирования переменных в экономической системе годовых временных интервалах.
Детализируя содержание и цели денежно-кредитной политики, авторы подчеркивают, что она состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Более подробно: при экономическом спаде увеличивается денежное предложение для поощрения расходов, а во время инфляции — ограничивается предложение денег для ограничения расходов. Разграничение целей денежно-кредитной политики в основном осуществляется в соответствии с возможностями влияния на экономическую ситуацию с учетом фактора времени.
В краткосрочном периоде денежно-кредитная политика реализует свои тактические цели, связанные с возможностью достичь определенных результатов, связанных с параметрами функционирования сферы денежного обращения [1].
В долгосрочном периоде реализуются стратегические цели денежно-кредитной политики, связанные с оптимальным и стабильным характером функционирования национальных экономик. В процессе достижения стратегических целей определяются промежуточные цели, которые являются ориентирами тактического регулирования и позволяют контролировать и измерять их достижения.
На рисунке 1 изображена система и иерархия формирования целей денежно-кредитной политики и характер ее реализации.
Определение высших или стратегических целей денежно-кредитной политики является прерогативой этих законодательных органов государства и в значительной мере является политическим решением. Однако разработка стратегии эффективной денежно-кредитной политики возможна только в пределах достижений современной экономической мысли и не может быть волюнтаристской. Реальная денежно-кредитная политика разрабатывается путем выбора вариантов развития, предложенных альтернатив в пределах возможностей современных монетаристских концепций [9].

 

 

 

 

 

Рис. 1. Система и иерархия формирования целей денежно-кредитной политики

Стратегические цели денежно-кредитной политики сформировал Ф.С. Мышкин: существует шесть основных целей монетарной политики — высокая занятость, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков, стабильность обменного курса валют на валютных рынках. При разработке стратегических целей денежно-кредитной политики встает вопрос выбора альтернатив экономического развития. Определенные стратегических целей экономического развития по своей природе не могут быть реализованы одновременно в пределах определенной денежно-кредитной политики.
Для формирования денежно-кредитной политики необходимо выбор альтернатив экономического развития. К важнейшим взаимно противоречивым стратегических целям денежно-кредитной политики относятся в краткосрочном периоде:
 стабилизация цен — стабилизация процентных ставок;
 уменьшение инфляции — уменьшение безработицы;
 стабильный уровень цен — высокая занятость.
Увеличение темпов экономического роста — рост благосостояния населения. Формирование денежно-кредитной политики определяет основные цели ее проведения: стратегические, промежуточные и тактические. Согласно целями денежно-кредитной политики, определяется система ее проведения. При формировании денежно-кредитной политики цены высшей ступени иерархии определяют всю систему денежно-кредитного регулирования. Согласование стратегических целей денежно-кредитной политики позволяет построить системы тактических и промежуточных целей.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики могут меняться в соответствии к состоянию экономики и фазы экономического цикла. В процессе выбора текущих целей центральные банки пользуются критериям относительно характера их формирования [2].
Измеряемость переменных, которые используются для промежуточных задач. Возможность определения точных параметров переменных является предпосылкой проведения эффективной денежно-кредитной политики. Как измерительные переменные преимущество дается процентным ставкам и денежным агрегатам.
Контроль переменных является обязательным условием достижения промежуточных целей. В сфере возможностей контроля центральных банков находятся процентные ставки и денежная масса. Однако однозначно отдать предпочтение объекту контроля возможно в конкретной экономической ситуации.
Промежуточные цели должны соответствовать самому главному к ним требованию — прогнозировано влиять на реализацию стратегических целей. В отличие от ситуации, когда центральные банки полностью контролируют достижения тактических целей, их влияние на реализацию промежуточных целей ограничено и выборочно. Некоторые из про-промежуточных целей контролируются центральными банками — процентные ставки и денежные агрегаты, другие — номинальный ВВП, скорость обращения денег, денежный мультипликатор вне сферы контроля. Часть промежуточных целей, такие как объем предоставленных кредитов, величина валютного курса, частично находятся под контролем центрального банка. Однако частичный контроль не позволяет центральному банку реализовывать собственную денежно-кредитную политику. Ограниченный контроль над некоторыми промежуточными целями позволяет использовать их только как вспомогательные или индикативные [8].
Центральный банк может публично провозглашать свои промежуточные цели, другие цели публично не афишировать, а принимать к исполнению. В таком случае центральные банки имеют широкий диапазон возможного влияния, который не ограничивается декларациями и публичным контролем.
Способность прогнозируемо влиять на цели является необходимым условием для промежуточных задач. О целесообразности использования предложения денег и процентных ставок для воздействия на цели — объемами производства, занятостью и уровнем цен — идет дискуссия. Определенное преимущество предоставляется использованию денежных агрегатов.
Промежуточные цели денежно-кредитной политики являются звеном, которое позволяет стратегические цели реализовывать и разделить на составляющие, которые происходят в основном в пределах года. Тактические цели имеют краткосрочный характер и регулируют отклонения при проведении денежно-кредитной политики. Центральный банк возобновляет стабильность экономики путем операций на открытом рынке. Тактические цели реализуются в процессе регулирования параметров денежного рынка. В основе достижения тактических целей денежно-кредитной политики является воздействие центрального банка на предложение денег.
Колесникова E.H. считает, что весь инструментарий денежно-кредитной политики должен быть направлен на достижение оптимального соотношения между спросом и предложением денег на соблюдение пропорции, обеспечивающей стабильность денежного обращения.
Денежно-кредитная политика должна способствовать ценовой стабильности на протяжении всех деловых циклов развития экономики страны. Поэтому денежно-кредитная политика предусматривает выравнивание циклических колебаний экономики, в связи с чем она имеет антициклический характер и имеет целью обеспечение, прежде всего, ценовой стабильности в стране (без которой невозможно и достижение экономического роста и полной занятости). Денежно-кредитная политика должна учитывать каждый деловой цикл экономического развития страны и каждую из его фаз и, соответственно, быть гибкой и предсказуемой. В частности, в фазе спада делового цикла денежно-кредитная политика должна нацеливать развитие экономики на стимулирование роста денежного предложения, а через это и на стимулирование банков в увеличении объемов кредитования и объемов инвестиций в экономику страны, то есть должен приобретать экспансионистского (стимулирующего) характера. В периоды же расширения делового цикла, денежно-кредитная политика должна нацеливать развитие экономики на сдерживание объемов как денежного предложения, так и объемов кредитования и инвестиций, то есть приобретать рестрикционного (сдерживающего) характера. Именно при таких условиях существует возможность поддерживать ценовую стабильность в стране и стабильность развития ее экономики. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении такого общего уровня производства, характеризующегося полной ставке и отсутствием инфляции. Стоит отметить, что сегодня необходимость в денежно — кредитной политике и в денежно-кредитном регулировании обусловлена самой природой и сущностью современных кредитных денег, не имея связи с золотом и собственной стоимости, представляют собой долговые обязательства эмитента. А покупательная способность современных кредитных денег имеет изменчивый характер и зависит от спроса и предложения денег на макроэкономическом уровне, на котором бесспорный связь современных денег и кредита проявляются с особой силой (потому что когда кредитная экспансия стимулирует рост денежного предложения, а кредитные ограничения — наоборот, сдерживают ее, экономика страны буксует). Уместно, что центральный банк как регулятор денежно-кредитных отношений в стране осуществляет изменения объемов денежной массы путем изменений уровней нормы обязательного резервирования (и, соответственно, денежного мультипликатора), а через это и изменения объемов избыточных свободных резервов коммерческих банков, объем которых именно и характеризует способность банков к кредитованию. Если же норма обязательного резервирования устанавливается на нулевом уровне, то у банков вообще возникает неограниченная возможность кредитования и создание новых кредитных денег, именно которые и влияют на увеличение денежной массы. Из этого следует, что экспанионистская (стимулирующая) денежно-кредитная политика предусматривает увеличение денежной массы с помощью уменьшения такого инструмента денежно-кредитного регулирования, как норма обязательного резервирования, а рестрикционная (сдерживающая) денежно-кредитная политика предполагает уменьшение денежной массы благодаря увеличению того же самого инструмента денежно-кредитного регулирования.
При этом целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются, прежде всего, стабильность покупательной способности национальных денег как к товарам, так и к иностранным валютам. А тактические цели денежно-кредитной политики оговариваются фазами делового цикла, вызывая при этом соответствующие изменения денежного предложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы