ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему История авторского права в России во второй половине 19 — первой половине 20 века.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО АВТОРСКОГО ПРАВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.. 7

1.1. Цензурное законодательство XIX века. 7

1.2. Зарождение авторского права. 14

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ
АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА.. 18

2.1. Концепция авторского права в России начала ХХ
века. 18

2.2. Ограничения прав сочинителей по
законодательству Российской империи  20

2.3. Авторское право в советской России. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современном мире общественные
отношения, которые возникают в сфере интеллектуальной собственности,
приобретают все большее значение, в связи с чем повышается необходимость
проработки нормативно-правовой базы в сфере авторского права и проведения
исследований, связанных с практическим применением существующих законов. К
сожалению, авторское право в России на данный момент является не самой развитой
отраслью в правовой системе государства[1].

На сегодняшний день правовая база Российской Федерации в сфере
авторского права несовершенна, а уровень осведомленности граждан в вопросах
применения авторских прав не соответствует необходимому. Несмотря на участие в
международных правовых актах в Российской Федерации до сих пор не существует
эффективных механизмов правовой защиты авторов и правообладателей, что вызывает
ряд проблем.

Решение современных проблем защиты авторских
невозможно без исследования всего исторического развития законодательства об
авторском праве, специфики становления национального законодательства,
регулирующего авторские права.

За неполные тридцать лет существования современной России нельзя
полностью преодолеть традиции защиты авторских прав, складывающиеся долгое
время[2].
Анализ проблем развития авторских правоотношений в историческом аспекте будет
способствовать выработке современных норм авторского права, защищающего не
только интересы конкретного лица, но и общества. «Только так, сообща, мы сможем
сохранить все те богатства, которые сейчас есть в российской культуре … Именно
культура, отдельные творческие личности… и создают историю государства»[3].

Степень
разработанности темы.
Впервые нормы о
правах сочинителей и переводчиков были закреплены в Уставе о цензуре от 22
апреля 1828 г. (ст.ст. 135-139) и в Положении о правах сочинителей, изданном
одновременно с Уставом (далее — Положение о правах сочинителей 1828 г.).

Авторское право было предметом
исследования дореволюционной юридической науки. В разное время к, изучению
авторского права обращались С.А. Беляцкин, К.П. Победоносцев, В.Д.Спасович,
И.Г.Табашников, Г.Ф.Шершеневич и др. Оособенностью работ дореволюционных
правоведов был сравнительный анализ российских и зарубежных законоположений об
авторском праве, восполнение пробелов, устранение противоречий Положения о
правах сочинителей. Так, В.Д. Спасович, в противоположность И.Г. Табашникову,
являлся последовательным сторонником ограничения права литературной
собственности, сокращения срока охраны авторского права, исключения некоторых
объектов (в частности, писем) из сферы действия авторского права. Г.Ф.
Шершеневич впервые рассмотрел авторское право как целостный институт
гражданского права.

В советское время непосредственно
истории авторского права были посвящены монография проф. М.В. Гордона (1948 г.)[4] и
статья В.В. Баженова (1980 г.)[5].

Выбор хронологических рамок
исследования объясняется своеобразием регулирования положения авторов в XIX в.
В современном понимании авторское право – это особый род исключительных прав на
результаты интеллектуальной деятельности. Понимание авторского права как
исключительного проявилось уже в законе об авторском праве 1911 г.

Своеобразие авторского права XIX в.
заключается еще и в том, что положения о правах авторов долгое время были тесно
связаны с цензурным законодательством (Положение о правах авторов включалось во
все издания Цензурного устава вплоть до 1886). Правительство желало при любых
обстоятельствах установить личность автора.

Объект
исследования
– общественные отношения, регулирующие авторское
право, предмет исследования – особенности
развития авторского права в России во второй половине XIX – первой половине XX
века.

Цель
исследования
– анализ развития авторского права в
России во второй половине XIX – первой половине XX века.

Для реализации поставленной цели были
сформулированы следующие задачи:

      
рассмотреть
цензурное законодательство России во второй половине XIX в.;

      
проанализировать
особенности зарождения авторского права в России;

      
охарактеризовать
концепцию авторского права в России начала ХХ века;

      
раскрыть
особенности развития авторского права в советской России в первой половине ХХ
века.

Методологическая основа исследования. Исследование основывается на использовании
общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция), частнонаучных
(историко-правового, нормативно-правового и сравнительно-правового) методов.
При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов, в том
числе конкретно-социологический, статистический, системный.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных
выводов и результатов при изучении вопросов становления и развития авторского
права в России.

Структура
работы.
Данная работа структурно представлена следующими
основными разделами: введением, двумя главами, заключением, списком литературы.



[1] Щербак,
Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.:
Юрайт, 2017. C. 12.

[2] Тимофеева А.А.
Авторское право в России: историко-правовой аспект / А. А. Тимофеева //
Балтийский гуманитарный журнал, 2019. Т. 8. №4 (29). С. 390 – 392.

[3] Басинский П.В. Сколько книг России нужно // Российская
газета. 2019. 17 февраля.

[4]
Баженов В.В. У истоков авторского права в России. // Правовые идеи и
государственные учреждения. Свердловск, 1980. С. 149.

[5] См.: Гордон М.В. К истории возникновения авторского
права в России. // Харьковский юридический институт. Ученые записки. Вып.З.
1948 г. С.187.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

На
основе проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.

Активная интеллектуальная деятельность людей и в материальном
производстве, и в духовной сфере – обязательное условие научно-технического
прогресса и процветания любого государства.

Произведения литературы и искусства – это творения человеческого
ума и таланта, нематериальные объекты интеллектуальной собственности.

Во второй половине XIX
в. в Российской империи большой популярностью пользовалась французская
литература. В связи с этим 25 марта 1861 г. был заключен трактат с Францией, а
19 июля 1862 г. — с Бельгией о взаимной защите авторских прав.

Трактаты были заключены
на срок 25 лет, продления условий трактатов не было осуществлено, так как
условия данных документов были не выгодны для России. Она лишалась возможности
издавать дешевые переводы иностранных книг в стране, что лишало доступа к
достижениям иностранной науки и литературы значительной части населения страны
из-за низкого уровня жизни и тормозило развитие образования.

Защиту авторских прав
осуществляло и гражданское общество. С 1874 г. начало свою деятельность
Общество русских писателей и драматургов. Основной целью его деятельности была
защита авторских прав.

Итак, мы видим, что
права авторов литературных произведений в Российской империи стали защищаться
начиная с 1828 г., авторские права композиторов — с 1845 г., а художников и
архитекторов — с 1846 г.

Положения Цензурного
устава в 1887 г. были перенесены в Законы гражданские. Постановления,
содержащиеся в приложении к ст. 420-го тома X Свода законов Российской империи,
охраняют имущественные интересы авторов настолько, насколько это допустимо с
точки зрения цензуры4. Об этом свидетельствует ст. 21 приложения к ст. 420. Ее
содержание заключается в следующем: лица, напечатавшие книгу без соблюдения
правил Цензурного устава, лишаются права на нее.

В Российской империи
вплоть до 1911 г. не было специализированного закона, регулирующего авторское
право. «Положение об авторском праве» было принято 20 марта 1911 г. Но, к
сожалению, уровень охраны авторских прав по данному закону был гораздо ниже,
нежели в европейских государствах того времени.

В данном законе большое
внимание уделялось нравственной стороне авторского права, напрямую связанной с
личностью автора.

Целью установления
авторского права является материальное обеспечение автора, предоставление ему
возможности занимать независимое положение в обществе. Автор литературного
произведения должен получать не только моральное удовлетворение, но и
пользоваться материальной выгодой от своего интеллектуального труда, чтобы
иметь возможность плодотворно работать дальше6.

Итак, мы видим, что
история авторского права начала развиваться в Российской империи с 1828 г.
Столь поздний период развития авторского права в России по сравнению с
европейскими государствами связан с тем, что в течение длительного времени в
стране монополия на печатную продукцию находилась в руках государства.

К этому следует
добавить низкий уровень образования большей части населения, неразвитость
частного бизнеса в области книгопечатания и др. Специализированный закон,
защищающий права авторов, был принят только в 1911 г. Но и он просуществовал не
долго и был отменен в связи с революционными событиями 1917 г.

После событий 1917 г. в законодательстве явно прослеживается
тенденция к упразднению интеллектуальной собственности, так как оно во многом
было направлено скорее на обеспечение государственной монополии в этой сфере, а
отнюдь не на развитие интеллектуальных прав. Так, например, в Декрете ВЦИК от
29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» на произведения некоторых
авторов специальной комиссией устанавливалась государственная монополия.

Принятые в 1925 г. Основы авторского права стали попыткой
возродить исключительное право автора на произведение. Был установлен новый
25-летний срок охраны произведения с момента первого издания или исполнения.
Следующим важным этапом в становлении и кодификации авторского права России
стало принятие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных
республик 1961 г. и Гражданского кодекса РСФСР в 1964 г. Законодательство в
сфере авторского права продолжало совершенствоваться и развиваться вплоть до
1980 г.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО АВТОРСКОГО ПРАВА ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

1.1. Цензурное законодательство XIX века

 

Охрана и защита интеллектуальных прав является самой новой и самой
динамично развивающейся областью правового регулирования. В России она
существует около 200 лет, а в мире более 500. Авторское право изначально
возникло как право на использование литературных произведений. Со временем
авторское право стало включать в себя музыкальные, художественные и другие виды
произведений.

К дореволюционным
исследованиям авторского права можно отнести работы выдающихся отечественных
ученых таких как А. Г. Антонович, С. А. Беляцкин, Я. А. Канторович, В. Д.
Спасович, И. Г. Табашников. В советское время данная проблема не изучалась,
традиции и концепции возникновения авторского права подробно не рассматривались[1].

Творчество, как вид
умственной деятельности, зародилось несколько тысячелетий тому назад. Предки
современного человека наносили изображения в пещерах, а на камнях – письмена (петроглифы).
В Античность и Средние века творческая или интеллектуальная деятельность
проявляется наиболее ярко. Создавались произведения архитектуры и искусства,
признанные позднее шедеврами и внесенные в список объектов всемирного наследия
ЮНЕСКО (например, фрески Кносского дворца, Церковь Вознесения Господня в
Коломенском, Кёльнский собор, картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»). Ни
личных, ни имущественных авторских прав не существовало, а законодатель не
принимал законов по защите литературных, художественных и иных произведений.
Художники указывали свое имя на холсте, архитекторы – на фасадах зданий,
сочинители первых рукописных, а позднее печатных книг – на титульных страницах.
Любое лицо могло скопировать, переписать сочинение без выплаты авторского
вознаграждения[2].

Становление и развитие
авторского права берет свое начало в Риме. Ряд исследователей становление
авторского права связывают с изобретением печатного станка, что значительно
упростило копирование художественных и научных произведений. В первый период книгопечатания
прежде всего охранялись промышленные интересы издателей. Жалобы, поступающие от
авторов, касались не нарушения их имущественных интересов, а искажения
содержания литературного или научного труда.

Вознаграждение, которое
получали авторы от своих сочинений, заключались в единовременном гонораре,
уплачиваемом со стороны издателя, после чего последний считал себя как
собственником манускрипта, так и обладателем привилегии, т.е. исключительного
права отпеча-тывания и продажи сочинения, тем самым отстраняя автора от участия
в имущественных выгодах1.

В XVII — XVIII вв. гонорары
были мизерные и авторы, для того чтобы заработать своим творческим трудом
средства к существованию, начали посвящать свои произведения главам государств,
членам их семей, приближенным, знатным и богатым людям.

Авторы стремились
приблизиться ко двору, что давало им возможность не только получать
единовременные денежные выплаты, но и пенсии, и это обеспечивало их
материальное существование и устраняло вопрос об установлении авторского права.



[1] Володькова Е. Н.
Становление и развитие авторского права в Российской империи / Е. Н. Володькова
// Закон и право,
2019, №9.

 

[2] Матвеев
И. Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства:
учеб. Пособие; Перм. Гос. Нац. Исслед. Ун-т. — Пермь, 2015. — 444 с.; Полусмак
Т. Л. Цензурное законодательство дореволюционной России : Дис. … Канд. Юрид.
Наук. — Нижний Новгород, 2003. — 194 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы