Курсовая теория на тему Исторические предпосылки становления и развития СКД
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Зарождение досуговых форм деятельности у
восточных славян и их дальнейшее развитие в Х-ХVII столетии. 6
Глава 2. Культурно-досуговая деятельность различных
сословий российского общества в XVIII – XX столетии. 11
2.1. Досуг крестьян. 11
2.2. Досуговые
занятия и развлечения дворянства. 12
2.3. Культурные
ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской
среде. 14
Глава 3. Культура и
революция. 18
3.1. Деятельность
учреждений в годы Великой Отечественной войны.. 18
3.2.
Культурно-досуговая деятельность в период с 1945 по 1985 гг. 20
3.3.
Социально-культурная деятельность в постсоветский период. 22
Заключение. 24
Список
использованной литературы.. 28
Введение:
Социально-культурная сфера, являясь многоуровневой системой
социально-культурной деятельности, в силу своей природы, выступает звеном,
которое связывает население и государственные структуры, общественные организации,
является основополагающей сферой региональной культурной политики.
XXI век — это век преобразовательных процессов не
только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые
происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие
рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного
состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной
экономической, политической и культурной жизни.
На сегодняшний день экономические, социальные, культурные программы в
Российской Федерации должны оцениваться по общему критерию: насколько они
способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI столетии, ее
вхождению в число наиболее развитых и влиятельных стран современного мира.
Содержание принципов и функций социально-культурной деятельности, их
проблемно-целевой ориентации требует широкого представления о самой культуры в
целом, ее границах и функциях, существенно увеличивает радиус действия
культурной политики и объектной области проектирования и инновационных
технологий в сфере культуры. И конечно, смещает акцент с досуговой проблематики
на развитие культуры в широком смысле слова, что способствует различию между
технологией проектирования и традиционного планирования культурно-досуговых
мероприятий. В связи с этим четка, определяется актуальность данной работы.
Идеи культурной реформации и гуманизации со временем утверждаются в сообществе,
в котором движение социальной системы от прежнего её состояния к новому реализовывается
через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированное личности,
криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.
Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий
социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей
востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной области.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности не
только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и
содержит богатый дидактический материал для подготовки специалиста в сфере
культуры, образования, искусства, досуга.
Цель данной работы заключается в изучении исторических предпосылок
становления и развития социокультурной деятельности. Исходя из цели ставятся
следующие задачи:
— зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их
дальнейшее развитие в Х-ХVII в.;
— культурно-досуговая деятельность различных сословий российского
общества в XVIII – XX вв.;
Заключение:
Социально-культурная
деятельность представляет из себя деятельность, которая направлена на формирование
условий для самого полного развития, самоутверждения и самореализации личности
и группы в сфере досуговой деятельности, которая включает в себя все разнообразие
проблем по организации свободного времени: коммуникация, производство и усвоение
культурных ценностей и прочее.
Некоторые
исследователи считают, что начальным этапом развития социально-культурной
деятельности можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной
жизни государства. По образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в
общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции,
ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности
чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений
культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи,
библиотеки, парки. Но мы понимаем, что предпосылки любого явления уходят
корнями в далекое прошлое, к временам древних славян.
Итак,
первый период — Фольклорный досуг (до X в.). На данном этапе в основе досуга лежала
народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора.
Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры
и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем.
Период II. Религиозно-фольклорный
досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно,
религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной
день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга.
Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря
религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии
чтение книг стало самой распространенной формой досуга.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Зарождение досуговых форм
деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х-ХVII столетии Первоисточником
древнерусской культуры и искусства уходят в далекую древность, ко времени
образования в IV – VI столетиях целостной, хоть и разнохарактерной, группы
славянских племен. Прародителями являлись восточнославянские племена, которые
назывались сначала «антами», а уже немного позднее «россами»[1].
Древние
славяне являлись язычниками и чтили природу в качестве одухотворенного начала. В
представлении древних славян она в ясных одушевленных обликах, которая
населялась положительными и отрицательными духами.
В
древние времена формы времяпровождения основывались на общей базе классической
народной культуры, досуговые занятия разнообразных социальных групп во многом имели
что-то общее. Вся жизнь людей урегулировалась, в большинстве случаев, традициями,
обрядами, а также привычками, которые укоренились[2].
Времяпровождение
и трудовая деятельность в русской деревне переплетались крайне тесно. Осенью, а
позднее уже зимой уличные гуляния менялись супрядками, который означает один из
видов посиделок, на которых собирались в большинстве девушки и рукодельничали. На
таких мероприятиях они всегда пели песни, играли в игры, сплетничали[3].
Вечоры,
вечерины, беседы проводились также в зимнее время, но стоит отметить, что они
происходили гораздо реже, и присутствует уже много составляющих праздничного
общения. [1] Триодин В.Е. Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества
[о формах СКД государства]. //Вестник Челябинской государственной академии
культуры и искусств. – 2016 — № 2 (46). — С. 143-152 [2] Кемерова Т. А. Теория социально-культурной деятельности: учебное пособие /
Т. А. Кемерова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. –
103 с. [3] Ячменева А.П., Байгильдина З.Ф. Досуговая деятельность в жизни молодежи /
А.П. Ячменева, З.Ф. Байгильдина // Вестник научных конференций. — 2017. № 4-1
(20). С. 122-124.