Курсовая теория Гуманитарные науки Музеология

Курсовая теория на тему Исторические формы хранения, организация коллекций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава1. Система хранения музейных фондов 5
Глава 2. Практическое применение форм хранения и организации музейных коллекций 11
2.1 Комплектование музейных фондов на примере Музея Славы русского оружия 11
2.2 Формы сохранности памятников культуры на примере отдела обеспечения сохранности Военно-исторического музея артиллерии 16
Заключение 24
Список литературы 26

 

  

Введение:

 

Актуальность. Разработка проблематики музейного экспонирования как предметно-пространственной, эмоционально-образной среды в един-стве сюжетно-концептуального и визуального ряда актуализирована при-чинами социально-экономического характера и связана с определенными культурными приоритетами.
Музеи ориентируются как на посетителя, так и общество в целом, стремятся стимулировать досуговые и познавательные мотивы посещения, находить эффективные, функциональные и оригинальные интерпретации музейного собрания, проводить работу по формированию мировоззрения современной молодежи, обогащать культуры новыми духовными ценно-стями, развивать интеллект нации.
Современная экспозиционная практика характеризуется все возрас-тающей тенденцией к расширению функций экспозиций, увеличению объе-ма и возможности передачи зрителю объективной информации, сосредо-точенной в музейных предметах, к ее большей доступности, захватываю-щему характеру и легкости прочтения, театрализованному, драматургиче-скому характеру «постановки». Массовое восприятие диктует более рит-мичный темп построения визуально-вербального ряда информации, мак-симально доступного для восприятия. Это является причиной эволюции принципов построения экспозиционно-информативного ряда музеев ору-жия.
Меняется жизнь общества, вносятся коррективы в работу и содержа-ние музейных фондов и, конечно, появляются проблемы. Чтобы решить возникающие проблемы, необходимо их выявить и изучить.
Изучению места и роли музея в мировой культуре, оценке ситуации, в которой оказалось современное общество, культура и музеи, проблемам социальных функций музея посвящены труды Б. Б. Овчинниковой , Д. А. Равиковича . Исследования представляют систематизированный поэтап-ный анализ процесса развития музейного дела, музейной политики, прак-тики, коллекционирования, выставочного и фондового дела, музейной ар-хитектуры и сопоставлении их особенностей в различных странах мира в конкретные исторические эпохи.
Целью исследования является изучение правовых и организацион-ных современных проблем учета и хранения музейных коллекций.
Задачи исследования:
— проанализировать систему хранения музейных фондов;
— рассмотреть формы хранения и организацию музейной коллекции на примерах.
Объектом настоящего исследования являются музейные фонды.
Предмет исследования – современное состояние комплектования и хранения музейных фондов.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из всех функций музея, которые включают в себя приобретение, хранение, изучение и презентацию музейных предметов, хранение призна-но наиболее важной из них. Сохранение музейного объекта предполагает как проверку его наличия в физическом выражении, так и соответствие информации, имеющейся в учетных документах по данному предмету.
Именно поэтому понятия «учет» и «хранение» музейных ценностей неразделимы. Государственная регистрация музейных коллекций включа-ет в себя два этапа, отражающие степень изученности музейных предметов: первая регистрация, полученная музеем, и научная инвентаризация музей-ных предметов.
Первый этап позволяет определить, является ли выбранный предмет памятником истории или культуры, представляет ли интерес для изучения и использования в музейных и научных целях. Предмет представляют фондово-закупочной комиссии, которая проводит экспертизу и отбор му-зейных предметов. С положительного решения комиссии субъект подлежит регистрации, что юридически закрепляет его для музея, это предполагает первый этап государственного учета.
Основными юридическими документами государственного учета первичной регистрации музейных фондов являются акты приема на посто-янное хранение (пользование) и книги поступлений.
Учет музейных фондов представляет собой единый процесс, в кото-ром правовая защита всех материалов, хранящихся в музее, и научная об-работка музейных предметов тесно связаны. Результаты этого фиксируют-ся в бухгалтерских документах. Работа по учету фондов связана со всеми направлениями деятельности музея, поэтому правильный и своевременный учет повышает уровень музея в целом.
В контексте формирования информационного общества в кругово-роте информационных потоков музей должен осваивать новые достижения научно-технического прогресса, становясь гибким и мобильным, что обу-словливает необходимость пересмотра и модернизации многих традици-онных методов, приемов и методов музейного дела.
Будучи перестроенным, занимаясь новыми видами деятельности, му-зей не должен забывать свое первоначальное, традиционное назначение — сохранение исторического и культурного наследия общества. Современ-ный музей должен уметь сочетать открытость инновациям и в то же время поддерживать и выполнять свои основные специфические функции учета и хранения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава1. Система хранения музейных фондов

Задачами музейного хранения являются обеспечение сохранности музейных ценностей в хранилищах и при экспонировании. В музеях с большой коллекцией музейных предметов организуются отделы, а внутри отделов — группы музейных предметов для облегчения изучения и созда-ния соответствующих условий хранения. Классификация музейных пред-метов по типам предполагает объединение музейных предметов по основ-ному методу фиксации информации.
В настоящее время существует шесть основных типов музейных предметов или источников:
письменные (рукописные и печатные документы, редкие книги и т. д.),
одежда (памятники природы и истории, археологические коллекции, нумизматические коллекции, этнографические коллекции, изделия из ме-талла, дерево, керамика, ткани, оружие, мебель и т. д.),
изобразительные (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство),
кино-,фото- и фоноисточники (дагерротипы, негативы, позитивы, ви-деоматериалы, киноматериалы, пластинки, восковые валики и др.) .
Каждый тип музейных предметов делится на различные подтипы му-зейных предметов (по видам материала, видам искусства, технологии, назначению, коллекциям). Для небольших музеев, как правило, предлага-ется разделить фондовые материалы на 3-4 группы, включая единые тре-бования к условиям хранения памятников.
Наиболее важные внешние причины разрушения музейных предме-тов — резкие колебания и нарушения норм температуры и влажности, вредное воздействие света или его отсутствие, засорение воздуха вредны-ми газами, сажей, пылью, биологическими вредителями, использование хрупких материалов при изготовлении предметов (нестабильные краски, непрочные переплетения), небрежное отношение к предмету.
Основным условием правильного хранения является поддержание необходимой температуры и относительной влажности. Если температура и влажность в разных частях здания музея различны, необходимо учиты-вать особенности материалов при размещении музейных фондов. .
Например, в помещениях с повышенной влажностью допускается охранить камень, керамику, фарфор. В помещениях с низкой влажностью целесообразно хранить металл, стекло, гипс; в помещениях, где микро-климат близок к нормальному, возможно размещение коллекции органи-ческих материалов, картин, тканей, графики, дерева, кожи, фотоматериа-лов, зоологических и биологических коллекций и т. д.
Естественный свет обладает самым разрушительным эффектом. Не-допустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов, особенно на органические, драгоценные и полудрагоценные камни, мине-ралы, цветное стекло. Наиболее безвредными для освещения являются лампы накаливания. Изменения, происходящие под воздействием света, имеют два аспекта: выцветание и разрушение структуры материала, поте-ря прочности.
Старение и разрушение музейных предметов происходит из-за за-грязнения воздуха: пыли, сажи, хлоридов, газовых засорителей. Все му-зейное оборудование и окна должны регулярно очищаться от пыли. На мебель, скульптуры и т. д. следует одевать чехлы, для сохранения художе-ственного паркета целесообразно иметь чехлы на обувь.
Основные требования к музейному хранилищу и оборудованию: расположение, оборудование, освещение складских помещений, оборудо-вание для хранения музейных фондов. Основным условием, гарантирую-щим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания (крыши, водостоки, сухие подвалы), его систем отопления и венти-ляции. В зданиях музея действует только электрическое освещение, кроме того необходима автономная система аварийного освещения. Электриче-ское подключение должно быть централизованным. В помещениях музея, где электричество подвести невозможно, работы следует проводить только при дневном свете. Если здание музея / фонда представляет собой дере-вянное сооружение (памятник архитектуры, истории, мемориальное зда-ние), режим его освещения и обогрева должен быть согласован с органами по охране памятников истории и культуры.
Фонды музея размещаются в специально оборудованных хранили-щах, это просторные, светлые комнаты с регулируемыми системами вен-тиляции и отопления, которые обеспечивают необходимые условия для правильного хранения, а также для изучения музейных ценностей для их использования в необходимых случаях.
Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной про-тивопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование. Органы технического надзора должны проверять помещение хранилища для определения допустимой нагрузки и на пол. При хранилищах целесообразно иметь помещения для новых по-ступлений, кладовую для инвентаря, запасных витрин, помещения для ра-боты посетителей.
Музейное оборудование в хранилищах расставляется таким обра-зом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендику-лярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5-3 м, а проходы между ними не менее 1-1,5 м в зависимости от глубины поме-щения и размеров предметов хранения .
Стены могут быть оснащены подвижными панелями, штангами для подвешивания экспонатов. Оборудование изготовливается из металла или сухой древесины, обработанной антисептическим составом. Деревянное оборудование периодически проверяется на предмет своевременного вы-явления повреждений древесины. Разные виды мебели используются для размещения предметов разных типов.
Учет и хранение документальных источников осуществляется по правилам Росархива. При хранении музейных предметов на бумажной ос-нове необходимо учитывать атрибутивные особенности (дата изготовле-ния, технологии).
Большинство видов бумаги, изготовленной до 1870-х годов, являют-ся тряпичными и имеют высокую прочность. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода при его изготовлении из тряпичной массы к древесному волокну.
При хранении следует иметь в виду, что бумажная основа разруша-ется под действием света и высыхания; акварели, гравюры, лубки, черни-ла, текст легко выцветают под воздействием света; тексты и изображения, выполненные карандашом, углем, пастелью — стираются, осыпаются, чрез-вычайно чувствительны к сотрясениям, вибрации, транспортировке.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы