Теория инноваций и инновационных процессов Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Источники возникновения инновационных идей ( П. Друкер и др)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИННОВАЦИЙ 5
1.1. Понятие инновации в трудах зарубежных и отечественных ученых 5
1.2. Взаимосвязь циклов, кризисов и инноваций 11
2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ 23
2.1. Источники инновационных идей в теориях экономического роста Йозефа Шумпетера и Питирима Сорокина 23
2.2. Семь источников инноваций в теории Питера Друкера 26
2.3. Базисные инновации и «технологические паты» Герхарда Менша 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

  

Введение:

 

Общественные преобразования, осуществляемые в России, предполагают активный поиск инновационных путей и средств для кардинального обновления экономики. В связи с этим понятен интерес к феномену инновации отечественных ученых, которые наряду с зарубежными специалистами предпринимают активные попытки к его всестороннему изучению.
После эпох эффективности (50-60-е гг. XX в.), качества (70-80-е гг.), гибкости (80-90-е гг.) нынешнее время можно назвать эпохой инноваций. Инновационная деятельность — единственно реальный способ обеспечения устойчивого конкурентного преимущества для большинства компаний, которым можно успешно пользоваться как в настоящий момент, так и в ближайшем будущем.
Условия для появления инновационных идей формируются в обществе непрерывно, однако по множеству причин они часто бывают незамеченными. Большинство людей — руководители предприятий, бизнесмены, финансисты — не замечают или остаются равнодушными к различным «симптомам» назревающих перемен в промышленности, торговле, интересах потребителей и т. д. Обнаружение инновационных возможностей, понимание их значения и своевременная реализация обеспечивают успех в экономической деятельности.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в последнее время термин «инновационная идея» встречается все чаще и на всех уровнях общества: в научной сфере, в бизнесе, в государственном управлении и пр. Во многом это связано с объективной необходимостью модернизации экономики и общества в целом., однако достаточно сложно встретить четкое определение того, что же такое на самом деле инновационная идея и чем она отличается от обычной идеи.
Целью данной работы является изучение возможных источников возникновения инновационных идей.
Задачи работы:
• Раскрыть понятия инноваций и инновационных идей,
• Изучить взаимосвязь циклов, кризисов и инноваций,
• Проанализировать эволюцию подходов к пониманию источников возникновения инновационных идей в трудах ведущих теоретиков-экономистов.
Объектом исследования в данной работе являются источники возникновения инновационных идей.
Предмет исследования – существующие подходы к пониманию источников возникновения инновационных идей.
В структуру работы входит: введение, основная часть, состоящая из двух глав, объединяющих пять параграфов, заключение и список используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что инновационные идеи являются двигателем экономического развития. С одной стороны, они повышают уровень жизни человека, а с другой могут негативным образом сказаться на условиях его существования.
По причине большого количества источников инновационных идей в современном мире всего за два-три десятка лет общество полностью преобразовывается: происходит смена мировоззрения в социуме, претерпевают изменения базовые ценности, трансформируются социальные и политические структуры, искусство становится другим. Иными словами, со всеми ключевыми общественными институтами происходят серьезные изменения. По прошествии пятидесяти лет это уже совершенно иной мир, и люди, рожденные в нем, не могут даже представить себе время, в котором жили их недавние предки, даже период, в котором родились их собственные родители. Промежуток времени, равный по продолжительности одной человеческой жизни, и есть эта эпоха больших перемен. Это объясняет роль инновационных идей в цикличности развития экономики и общества
Согласно Шумпетеру, ключевым фактором экономического роста и эффективности развития организации в современных условиях становятся нововведения. Причем, что характерно, новаторство не ограничивается сосредоточением внимания на одной — двух идеях и их реализации, а заключается в поддержании постоянного потока новых идей, предложений, изобретений, в ускорении рыночной реализации новшеств, в поиске новых форм хозяйствования, в поддержании творчества и инициативы.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что, согласно Шумпетеру, источник формирования инновационных идей всегда заключается в изменении.
Согласно, Питириму Сорокину, основным источником инновационных идей является само общество: если состоит из талантливых, внутренне свободных и волевых лиц, создаст предпосылки к более совершенной форме жизни, то в таком обществе с гораздо большей вероятностью будет наблюдаться тяга к инновационному развитию.
По мнению Питера Друкера, переход к новой модели социума определяется «сдвигом в сторону общества, основанного на знаниях». Друкер пришел к выводу, что знания являются намного более ценным ресурсом в экономике, чем земля, труд или капитал, и только знания формируют основу для общества, определенного им как посткапиталистическое. Чуть позже, Друкер заявил, что повышение показателей производительности труда работников интеллектуального труда — это и есть «огромный вклад в развитие компании, который предстоит сделать менеджменту в XXI веке».
Среди основных источников формирования инновационных идей, Друкер выделил такие элементы как неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде); несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках; потребности производственного процесса; изменение в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»; демографические изменения; изменения в восприятии и настроениях потребителей; новое знание (научное и ненаучное). Можно говорить о том, что, согласно Друкеру, инновация – это всегда разработка и внедрение нового.
Исследователь инновационных идей из ФРГ – Герхард Менш выраал мнение о том, что все изобретения – это осуществимые идеи, которые могут быть экономически нерелевантными, если не используются в хозяйственной деятельности. Инновационные идеи, то есть приносящие пользу не только на текущий момент, но и в обозримом будущем, предполагают практическое хозяйственное применение, и только они приносят экономическую пользу.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1. Понятие инновации в трудах зарубежных и отечественных ученых

В современном постиндустриальном мире инновациям отводится первоочередная роль в развитии экономики и общества. Несмотря на повышенный интерес исследователей к данному феномену, единства подходов к определению термина «инновации» не выработано до сих пор.
В общей сложности можно выделить пять основных подходов к раскрытию сущности инноваций (рис.1).
Согласно объективному подходу под инновациями следует понимать результат научно-технического прогресса. В то же время процессный подход утверждает, что инновации есть процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей.
Объективно-утилитарный подход рассматривает инновации двояко: с одной стороны, воспринимает их в качестве объекта, а с другой – делает акцент на их утилитарном характере (способности к удовлетворению общественных потребностей с большим полезным эффектом) [14, c.39].
Согласно процессно-утилитарному подходу инновации следует отождествлять с комплексным процессом создания, распространения и использования новых практических средств. Наконец, процессно-финансовый подход рассматривает инновации с позиции процесса инвестирования в них.
Так или иначе, понятие инноваций тесно связано с такими терминами, как новации (новшества) и нововведения. Новация (новшество) – это новый порядок, обычай, метод, явление или изобретение. Нововведение – это процесс использования новшества [2, c.4]. Таким образом, инновации можно воспринимать в качестве нововведений, получивших реальное воплощение в производственном процессе и фактически используемых.
Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо процессов, используемых в практической деятельности. Также инновация может быть определена в качестве результата процесса формирования и распространения качественно отличных от предшествующих аналогов изделий, услуг, технологий и управленческих методов. Это новшество, приобретающее экономическое содержание.
Согласно точке зрения Широковой И.В., основными свойствами инноваций являются [23, C. 50]:
• новизна;
• производственная преемственность;
• коммерческая реализуемость.
Это означает, что все новшества, новации и нововведения, прежде всего, должны символизировать наличие новизны в виде технико-технологических сдвигов, организационных либо управленческих преобразований. Помимо этого, нововведения должны быть внедрены в производство и реализуемы на рынке, то есть востребованы. Лишь в этом случае, при соблюдении описанных выше условий, нововведения могут считаться инновациями.
Все инновационные идеи подлежат множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рис.2.
Экономист Янсен Ф. пишет о том, что, в зависимости от содержания и формы реализации инновации могут быть представлены в виде продукта или процесса. В первом случае речь идет о получении новых продуктов или услуг, нацеленных на удовлетворение определённых рыночных потребностей, а во втором – о новых элементах, вводимых и организационные, управленческие, производственные, маркетинговые и иные процессы [24, c. 69]. По степени новизны и своему инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базисными) и модифицированными (ординарными). Первые ориентированы на создание принципиальных новшеств, не имеющих аналогов в прошлом, а вторые носят улучшающий характер и являются новшествами относительной новизны. Как показывает практика, в современном мире наиболее важная роль отводится последним.
Дирлав Дез утверждает, что все инновационные идеи могут быть ориентированы на удовлетворение уже устоявшихся либо новых общественных потребностей [8, c.112-113]. В зависимости от своей способности к распространению инновации делятся на единичные и диффузные. Первые осуществляются в рамках какого-либо одного объекта, а вторые – широко распространены. По механизму своего осуществления инновации также могут быть завершенными либо незавершенными, успешными или неуспешными.
Помимо прочего инновации в зависимости от типа новшеств делятся на две группы: материально-технические и социальные. Первые представлены промышленными материалами, техникой и технологиями, а вторые могут быть экономическими, правовыми, социально- и организационно- управленческими и даже педагогическими. По области своего применения инновации могут быть техническими, технологическими, организационно-управленческими, информационными и социальными.
По причине своего возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Первые появляются в качестве реакции на нововведения конкурентов, а вторые формируются в целях получения конкурентных преимуществ. В зависимости от особенностей инновационного процесса, инновации принято разграничивать на внутри- и меж- организационные.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы