Курсовая теория на тему Источники трудового права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1. Характеристика, признаки и структура системы источников права. 6
1.1.
Характеристика системы источников права. 6
1.2.
Признаки и структура системы источников права. 9
Глава
2. Характеристика источников трудового права. 15
2.1.
Иерархия правовых актов в системе источников трудового права. 15
2.2.
Классификация источников трудового права. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Актуальность темы. Общественные отношения, возникающие при
использовании труда, требуют правового регулирования, которое осуществляется
принятием соответствующих юридических норм, находят выражение в форме
государственных актов органов законодательной власти, актов высших органов
государственного управления, уполномоченных выдавать такие акты в пределах их
компетенции, актов управления конкретных предприятий, учреждений, организаций
по согласованию с трудовыми коллективами или с их представительными органами.
В
современных условиях радикальные перемены в российском праве, связанные с
социально-экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике и
становлением новых демократических институтов и ценностей в области прав
человека, не могут не отражаться на развитии трудового права и его принципах. Характерным для нынешних кодексов
Российской Федерации, включая Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), является наличие
учредительных (исходных) норм, в том числе норм-принципов, выражающих основные
начала отрасли законодательства как основные принципы правового регулирования
трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). Это
свидетельствует о стремлении законодателя объективировать основные положения,
исходные начала отрасли права, усиливающие с принятием Конституции РФ свою
регулятивную роль на развитие данной системы норм.
Трудовое право Российской Федерации в общественной жизни
выступает в виде конкретных прописей, регламентирующих отдельные стороны
поведения субъектов трудового права в трудовых и тесно с ними связанных иных
правоотношениях. Право — не только совокупность норм и установок, но и правовые
принципы, которые лежат в основе законодательства. Правовые принципы являются
следствием отражения экономических отношений. Они важны для нормотворческой и
правоприменительной деятельности, помогают глубже осознать содержание
конкретных норм и определяют тенденцию развития законодательства. Под
принципами права в юридической науке понимаются выраженные в праве основные
положения, определяющие его общую направленность и наиболее существенные черты
содержания
Источник (форма) права – это внешний способ выражения
государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил
поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой
отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то
внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования,
своеобразного «документирования» государственной воли.
Исследованию проблемы определения источников права уделяли
внимание известные ученые, такие, как В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов, Н.А.
Сулейманова, Гусова К.Н., Толкунова В.Н. и другие.
Трудовое право является одной из важнейших отраслей в
системе национального права Российской Федерации. Именно из-за его значение для
общества исследования источников трудового права является актуальным.
Целью данной курсовой работы является проведение научного
поиска и обоснования новых теоретических позиций, опираясь на те наработки,
которые были сделаны учеными в теории источников трудового права, для выработки
единого подхода к определению источников трудового права Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Охарактеризовать систему источников права;
¾
Изучить признаки и структуру системы источников
права;
¾
Выявить иерархию правовых актов в системе
источников трудового права;
¾
Проанализировать классификацию источников
трудового права
Предметом
курсовой работы — анализ фундаментальных проблем, связанных с выявлением
сущности основных источников трудового права.
Объектом
исследования является реализация источников трудового права, в трудовых и
связанных с ними отношениях.
Понятно, что основные идеи могут считаться основными источниками
трудового права лишь тогда, когда они соответствуют определенным требованиям.
Стоит заметить, что понятие источников трудового права полностью основывается
на основных источниках принципов права, поскольку является их отраслевым
разновидностью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Система источников права, как уже было отмечено, является
широким понятием и комплексом взаимосвязанных и взаимосогласованных
нормативно-правовых предписаний, объективировано в соответствующих внешних
формах права.
В состав системы источников права входят системы
нормативно-правовых актов, которая представляет собой комплекс
нормативно-правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах
(законах и подзаконных актах), а в состав последней входят две подсистемы:
законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов. При этом под системой
законодательства нужно понимать комплекс предписаний, содержащихся в законах.
Эти подсистемы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках системы источников
права, обеспечивая ее целостность, то есть нормативно-правовую организацию,
необходимую для правового регулирования общественных отношений. Эти и другие
вопросы требуют углубленного анализа и важны для характеристики современной
системы источников права Российской Федерации.
Учитывая изложенное, можно предложить определенный перечень
признаков источников (форм) права:
1) правовой характер нормы, содержащейся в той или иной
форме внешнего выражения;
2) правовая норма устанавливает новое правило поведения или
расширяет или уточняет правовое регулирование существующих правил поведения;
3) распространение формы, в которой закреплена правовая
норма, на неограниченное количество однородных повторяющихся правоотношений;
4) принятие формы выражения правовой нормы уполномоченным
(признанным) субъектом правотворческой деятельности (государством или народом);
5) определенность формы внешнего выражения правовой нормы:
источниками права являются не любые формы выражения и существования права, а
лишь те, что признаны уполномоченным субъектом правотворчества (государством
или народом) и в силу этого оказывают нормам, в них содержатся, характер норм
обеспеченность юридической обязательности норм, содержащихся в источнике права,
силой государственного принуждения.
Предложенный перечень признаков форм права, является
максимально полным и позволяет всесторонне охарактеризовать исследуемое явление
и углубить его понимание, что соответствует требованиям диалектического метода
познания.
Применение понятия формы права позволяет объяснить различные
формы и средства правотворчества более правильно, чем это может быть связано с
позицией понятие «источников права». Использование термина «источник права»
может быть оправдано в приложении к нормативным актам, судебных прецедентов,
правовых обычаев, содержащих нормы права.
Итак, исходя их поставленных задач курсовой работы, можно
сделать выводы:
Во-первых, значительная часть нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, разрабатывается и принимается
специализированными органами исполнительной власти федерального уровня:
Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также федеральной
службой по труду и занятости, которая подведомственна указанному министерству.
Эти органы издают нормативные правовые акты, направленные на применение и
разъяснение (правильное единообразное толкование) федеральных законов о труде,
указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и касающиеся вопросов
правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда,
порядка предоставления льгот и компенсаций отдельным категориям работников. Это
могут быть приказы, перечни, инструкции, письма, разъяснения, правила и другие
нормативные правовые акты.
Во-вторых, в системе источников трудового права существенную
роль играют соглашения различного уровня (разрабатываемые и принимаемые
сторонами трудовых отношений) и локальные нормативные акты.
В-третьих, в разработке и принятии нормативных актов в сфере
правового регулирования несамостоятельного труда активно принимают участие сами
работники непосредственно или через свои представительные органы.
В-четвертых, в системе источников трудового права отражаются
единство и дифференциация. Единство проявляется в принятии нормативных правовых
актов, содержащих нормы права, которые распространяются на всех работников
несамостоятельного труда. Дифференциация выражается в принятии специальных
нормативных правовых актов, содержащих нормы права, распространяющиеся на
отдельные категории работников: женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных
отраслях экономики; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах и т. п.
Источник (форма) права – это внешний способ выражения
государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил
поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой
отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то
внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования,
своеобразного «документирования» государственной воли.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика,
признаки и структура системы источников права
1.1. Характеристика
системы источников права
Теория права оперирует этим понятием уже несколько веков.
Под источником права понимают как те факторы, которые обусловливают правовые
нормы, вызывают их к жизни, так и формы объективации норм права. Но именно в
юридическом смысле источник права является формой выражения, объективации
нормативной государственной воли — внешними формами права.
Источник права является метафорой, образно показывает
исходный пункт, происхождения, концентрацию правовой материи. И использование
термина «источник права» в аспекте юридического формализованного проявления как
документального носителя правовых норм дает основания отождествлять его с
понятием формы права [10].
При этом нужно учитывать специальную юридическую
терминологию, свойственную именно для правоведения. А значит, и на то, что
понятие «внешняя форма (источник) права» имеет категориальный статус в юридической
науке и отражает определенную систему научных знаний (прежде всего, в рамках
теории права) [2].
Так, категория «внешняя форма (источник) права» отражает
многозначность понятия «источник права», указывая с помощью термина «внешняя
форма» на грани соответствующего контекста, то есть наличие правового
документа. Важно и выявление юридической природы внешних форм (источников)
права [16].
В юридической литературе отмечается, что, как правило, все
источники права являются:
1) формально
обязательным волеизъявлением компетентных субъектов;
2) содержат
нормативно-правовые предписания, с помощью которых объективируются принципы или
нормы права;
3) имеют
общеобязательный характер;
4) письменную
внешнюю форму выражения, определены границы действия, юридической силы и
направленные на урегулирование, охрану и защиту общественных отношений.
Наличие этих свойств позволяет различать источники права
между собой. В юридической литературе выделяют следующие основные внешние формы
(источники) права: нормативно-правовой акт; нормативно-правовой договор; правовой
обычай; правовой прецедент; принципы права; правовая доктрина; религиозные
источники [15].
В каждой правовой системе мира, а также в межгосударственных
правовых системах источники права имеют характерные особенности, обусловленные
социальными факторами, различия по количеству и удельного веса конкретных
источников. В соответствующем типе правовых систем, национальной или
межгосударственной правовой системе функционирует и специфическая система
источников права, которая формируется в конкретно-исторических условиях и
зависит от уровня развития конкретного общества.
Термин «система источников права» все чаще используется в
отечественной юридической литературе, хотя, несмотря на это в российской юридической
науке и практике устойчивое использование имеет понятие «система
законодательства» в широком смысле (как совокупность нормативно-правовых
актов). Последнее свидетельствует о том, что единственная отечественная
концепция «системы источников права» не сформирована до сих пор, а это
порождает ряд проблем в отечественной юридической науке и в юридической
практике. В юридической литературе высказаны некоторые позиции относительно понятия
система источников права [23].
Так, Н.М. Пархоменко в монографии «Источники права: проблемы
теории и методологии» характеризует систему источников права как органическую,
комплексную, многоуровневую, динамическую и открытую систему, составные
элементы которой объединены структурными связями, каждый элемент которой
является самостоятельным и может быть исследован отдельно.
Система источников права — совокупность всех форм
юридического закрепления и организационного обеспечения информации об
общеобязательных правилах поведения (юридические нормы) в совокупности их
взаимосвязей (генетических, структурных и функциональных), через которые
объективируются нормативные предписания области права нормативные составляющие
национальной или региональной (наднациональной) правовой системы или
международного правопорядка.
Система источников права — это комплекс взаимосвязанных и
взаимосогласованных нормативно-правовых предписаний, объективирован в
соответствующих внешних формах и образуют нормативно-правовую организацию,
необходимую для обеспечения правового регулирования в любом обществе.
Прежде чем перейти к анализу такого явления, как система
источников права, прежде всего, важно выяснить понятие «система». Этот термин
означает порядок, систематичность.
Толковые словари русского языка дают такое понимание термина
«система»: во-первых, это порядок, обусловленный правильным, планомерным
расположением и взаимными связями частей чего-либо; продуманный план; сводный,
принятый порядок; определенные принципы в расположении связанных между собой частей
чего-либо.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО
ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5
1.2. Понятие и классификация источников
трудового права. 5
1.2.
Особенности системы источников трудового права в России. 10
2. ВИДЫ
ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА.. 14
2.1.
Международно-правовые акты как источники трудового права Российской Федерации. 14
2.2.
Конституция и законы в системе источников трудового права. 17
2.4.
Подзаконные нормативно-правовые акты как источники трудового права 20
2.3 Локальные нормативные акты как
источники трудового права. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Актуальность темы рассмотрения
системы источников трудового права обуславливается тем фактом, что результаты
научного рассмотрения этого вопроса дают возможность повышения эффективности отдельных
правовых средств, содержащихся в разных формах жизни права и предназначенных
для правового регламентирования общественных отношений, относящихся к предмету
трудового права.
Сегодня научные
исследования, которые проводятся в этом направлении, обретают дополнительную
актуальность в силу того, что переход к рыночной экономике обусловил
необходимость изменения в методологии правового регламентирования трудовых и
непосредственно связанных с ними отношений, в которой осуществляется смещение
акцентов в применении средств прямого публично-государственного регламентирования
данных отношений, и расширяется сфера применения частноправовых средств их регламентирования
и саморегулирования.
Эти факты, в свою
очередь, предполагают укрепление государственно-правовых средств надзора и
контроля над соблюдением законодательства о труде и требований охраны труда, а
также средств судебной защиты трудовых свобод, прав и обеспечения осуществления
законных интересов разных субъектов трудового права.
В данной ситуации
возникает потребность в научных исследованиях, ориентированных на выяснение фактического
потенциала и роли разных источников права в частноправовом и публично-правовом
и регламентировании трудовых отношений, защите трудовых свобод и прав, а также
в обеспечении осуществления законных интересов субъектов трудового права.
Актуальность проблематики
видится также в следующем:
конституционные нормы, которые применяются к
отношениям в трудовой сфере, отнюдь не всегда выступают материальным
воплощением в определенные отношения, поскольку в содержании гражданского
процессуального законодательства мало способов для их осуществления.
Целью данной курсовой
работы является комплексное рассмотрение системы источников трудового права
России.
В соответствии с
поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
– изучить сущность понятия и
классификацию источников трудового права;
–
выявить особенности системы источников трудового права;
– проанализировать особенности
отдельных видов источников трудового права;
– на основании проделанной работы
сформулировать соответствующие выводы.
Объектом исследования выступают
общественные отношения, регламентируемые правом, в трудовой сфере.
Предметом исследования выступают
нормы права, которые регламентируют трудовые правовые отношения.
В работе использовались
методы общенаучного характера: анализа, дедукции, абстрагирования, синтеза,
диалектический, формально-логический, исторический и структурно-функциональный,
а также специально-юридические методы: формально-юридический (догматический),
герменевтический и сравнительно-правовой.
Структура работы
обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы,
разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Итак,
источники трудового права представляют собой систему, единство которой обуславливается
наличием единого метода и предмета отрасли, принципов регламентирования
трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.
Система
источников трудового права в сравнении с иными отраслями права обладает существенными
особенностями. Особенность системы источников трудового права состоит в наличии
вместе с нормативно-правовыми актами, принятыми органами власти государства,
актов органов местного самоуправления, нормативных соглашений, которые
заключаются сторонами трудовых отношений, и локальных нормативных актов, утверждаемых
работодателем единолично либо с принятием во внимание мнения представительного
органа сотрудников.
Значимым
отличием системы источников трудового права от системы источников иных правовых
отраслей выступает действие принципа не ухудшения положения сотрудника: каждый
акт меньшей юридической силы не должен ухудшать положение сотрудника в
сравнении с вышестоящим актом.
Данный
принцип является основой формирования всей системы источников трудового права,
отражением защитной (социальной) функции трудового права. Он законно закреплен относительно
некоторых видов источников трудового права.
Возможно,
в ближайшем будущем требуется исходить из того, что, во-первых, трудовые
отношения в России регламентируются как нормативно-правовыми, так и
коллективно-договорными актами. Во-вторых, складывающееся между ними
соотношение обладает неслучайным характером, потому недопустимо отвергать его
без достаточных на то оснований.
В-третьих,
перед обеими разновидностями актов поставлена единая цель — упорядочение
трудовых отношений и обеспечение социальной защиты работников. Данные
обстоятельства обусловливают необходимость гармонизации коллективно-договорного
и государственного правового регламентирования и соответственно нормативно-правовых
и коллективно-договорных актов.
Государственное,
и, в первую очередь, законодательное, регламентирования в сложившейся ситуации
должно устанавливать минимум социальных гарантий для работника по каждому
институту трудового права. Законодательство также должно устанавливать пределы
и правила коллективно-договорного регламентирования, т.е. определять порядок
ведения коллективных переговоров и предмет регламентирования, которое
осуществляется социальными партнерами. Мы полагаем, что проблемой развития
системы источников трудового права является соотношение коллективного договора
и локального нормативного акта.
Большая
часть вопросов, имеющих значение на уровне организации, могут разрешаться либо
в коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте. Коллективный
договор имеет приоритет перед локальным актом.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2. Понятие и
классификация источников трудового права
Основой
правового регламентирования труда выступают его источники. Источником
трудового права именуется нормативно-правовой акт трудового законодательства, или
акт, который содержит нормы данной правовой отрасли. В качестве формы выражения
трудового законодательства источник может включать нормы лишь трудового права,
к примеру, Трудовой Кодекс РФ,[1] а
может быть и комплексным, т. е. включать нормы и других правовых отраслей. Таким
образом, источниками трудового права являются разнообразные нормативно-правовые
акты, которые содержат нормы трудового права, регламентируют трудовые отношения
и отношения. Непосредственно связанные с трудовыми. Поэтому источники трудового
права, содержащие нормы трудового законодательства, надо отличать от правовых
актов применения трудового законодательства. Решение суда по конкретному
трудовому спору — это акт применения норм трудового законодательства, а не источник
права.
В источниках
трудового права России отражаются материальные условия жизни социума, и с их
изменением должны изменяться и источники трудового права. Это происходит часто,
в силу чего трудовое законодательство активно совершенствуется, обновляется. С
изменением в настоящее время производственных отношений, преобразованием форм
собственности, разгосударствлением муниципальных и государственных предприятий меняются
трудовые отношения в них. Изменяется и трудовое законодательство, и его
источники в направлении их большего соответствия формирующимся рыночным
отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права дополняются,
изменяются, отменяются, появляются новые. [1] Трудовой кодекс Российской Федерации от
30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС Консультант Плюс
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Классификация источников трудового права РФ 5
§1.Конституция РФ — основной источник трудового права 5
§2.Законы РФ, ФЗ, законы субъектов РФ 9
Глава 2 Значение подзаконных нормативных актов в системе источников российского трудового права 16
§1. Значение указов президента и Постановлений Правительства в трудовых правоотношениях 16
§2.Ведомственные НПА 17
§3. Локальные нормативные акты (уставы и коллективные договоры) 21
Заключение 29
Библиографический список 31
Введение:
Актуальность темы. Источники российского права — одна из главных и сложнейших тем в отечественной правовой науке, актуальность которой возросла в современных условиях трансформации системы источников права.
Система источников российского права прошла сложный исторический путь, неоднозначность которого в современных реалиях обуславливает необходимость проведения объективного исследования факторов, повлиявших на развитие источников права, а также изучение последствий изменения этих источников.
Нельзя не отметить процессы глобализации, касающиеся правовых систем, сближающие внешние формы выражения норм права в разных странах.
Воздействие данных процессов на правовую сферу малоизученно и вызывает дискуссионные вопросы, также как и вопросы о правовой природе и содержании источников права.
Вышеизложенными обстоятельствами в полной мере подтверждается актуальность изучения системы источников современного российского права.
Целью данной курсовой работы является изучение источников трудового права.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить Конституцию РФ как основной источник трудового права;
— рассмотреть законы РФ как источник трудового права;
— охарактеризовать значение указов Президента и Постановлений Правительства в трудовых правоотношениях;
— дать характеристику ведомственным нормативно-правовым актам;
— выявить особенности локальных нормативных актов.
Объект и предмет исследования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и пяти параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Заключение:
Термин «источник» или «форма» права не нашли однозначного определения в юридической науке.
Относительно соотношения понятий «форма права» и «источник права» существует несколько взглядов. Некоторые ученые полагают, что данные термины представляют собой обособленные самостоятельные понятия с собственным содержанием, т.к. форма права указывает на способы официального закрепления и внешнего существования юридических норм, а источники права являются основой и факторами общественного характера, обуславливают существование права и его внутреннее содержание.
В соответствии с другой точкой зрения, данные понятия тождественны, т.к. источники права являются способом выражения государственной воли – а значит и формой права.
Широкое распространение на сегодняшний день получило третье мнение, в соответствии с которым источники и формы права следует рассматривать как понятия, совпадающие только частично в формально юридическом смысле.
Многообразие определения понятий объясняется различиями в правопонимании. Представляется, что под источниками права следует понимать базовые принципы и нормы правового регулирования, а под формами – способы их официального закрепления, информационные, документальные, фактические носители, которые содержат данные нормы. Источники права представляют собой более широкую по смыслу категорию, в связи с чем, различают источники права в историческом, материальном, идеальном, формально-юридическом и других значениях.
Источник права — это конечный результат правотворческой деятельности конкретных субъектов, в компетенцию которых входит функция по формированию права. Источнику права присущ нормативный и официальный характер, он имеет своей целью стабильность и предсказуемость.
Источник права получает закрепление в определенных письменных формах, что обеспечивает его доступность, публичность, единое правопонимания и практику применения.
В настоящее время практикой правового регулирования и юриспруденцией выделяется несколько видов источников права. Самыми популярными являются: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт.
Начиная с середины XX в. термин «система источников права» получил распространение не только в общей теории права, но и в различных отраслях права.
В данной курсовой работе были рассмотрены источники трудового права.
В источниках трудового права содержатся предписания общего характера (кроме правового прецедента), которые рассчитаны на многократное применение в течение длительного периода, что характеризует систему как стабильную и устойчивую. Помимо этого, системе источников трудового права свойственны активность, динамичность, внутренняя согласованность и субъективно-объективный характер. Таким образом, система источников современного трудового права — это органичная система.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Классификация источников трудового права РФ
§1.Конституция РФ — основной источник трудового права
Источником права является совокупность нормативных актов, содержащих нормы права, направленных на регулирование того или иного вида общественных отношений.
Источник права в формально-юридическом значении – это «способ выражения (оформления) и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объективной действительности, то, где содержится норма права, то, откуда юристы практики черпают знания о нормах позитивного права» . Формально-юридическое представление об источнике права является наиболее распространенным и употребляемым.
В научной литературе периодически ставился вопрос об источниках субъективного права, которое рассматривалось «как нравственная возможность, или иначе как законная свобода что-то делать или требовать» . Сохраняется и традиция рассмотрения материальных, естественных и иных реальных источников права преимущественно в теоретическом аспекте, а формально-юридических источников – преимущественно в практическом плане.
Применительно к позитивному и частично естественному праву предпринимаются попытки их классификации по различным критериям. В зависимости от природы, характера, содержания, степени определенности и формы выражения источники права подразделяют на реальные и формальные, первичные (материальные и иные) и вторичные (формально-юридические) .
Независимо от критериев классификации источников права, их видов, понятия и содержания они в рамках конкретной правовой системы представляют собой единое целое, формирующее эту систему и наполняющее ее нормативным содержанием.
Определенной национальной правовой системе присуща собственная система источников права. При этом отдельные источники права могут выходить за пределы такой системы, формируя правовые семьи. Это, прежде всего, формально-юридические источники права: законы, декреты и т.д.
Иерархический характер источников права проявляется не только в делении их на материальные, социальные и т.п. (первичные) и формально-юридические (вторичные), но и в характере отношений между первыми и вторыми.
Формально-юридические источники (законы, постановления правительства, министерские приказы и др.) в зависимости от их юридической силы находятся в строгом иерархическом, соподчиненном порядке, дополняя и детализируя друг друга. Взаимозависимость и взаимообусловленность существуют и в системе первичных источников права, материальных и социальных факторов, выступающих в качестве таковых.
Правообразование, правотворчество и законотворчество отражают процесс формирования, становления и развития права и его составных частей, включая источники права.
Хотя понятия «источник права» и «форма права» считают «традиционно устоявшимися, а противоречия – преодоленными, проблема форм и источников права продолжает оставаться актуальной, поскольку она имеет не только терминологическую, семантическую сторону, но и содержательную» .
Содержание:
Введение 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ 4
1.1 Понятие и главные особенности источников трудового права 4
1.2 Классификация источников трудового права 7
1.2.1 Конституция РФ 8
1.2.2 Законы Российской Федерации 9
1.2.3 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 12
1.2.4 Постановления Правительства РФ 14
1.2.5 Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ 15
1.2.6 Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ 17
Глава 2. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА 19
2.1 Место норм международного права в системе источников российского трудового права 19
2.2 Применение международных норм о труде 21
Заключение 27
Список использованных источников 31
Введение:
Тема данной работы — «Источники трудового права».
Актуальность избранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что правовое регулирование трудовых отношений с каждым годом становится все более сложным, насыщенным, широко развитым и детально проработанным. С развитием рыночной экономики значительно возрастает роль правового регулирования трудовых отношений, которые представляют ее организационную основу. В условиях, в достаточной степени, разветвленной системы действующих нормативных правовых актов основой правового регулирования трудовых отношений выступает Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), который по праву можно назвать конституцией труда страны, основой рыночных отношений.
Кодификация играет крайне важную роль в развитии права в целом и выступает в качестве наиболее радикального способа систематизации законодательства, особого типа законотворчества. Целью кодификации является обеспечение единого и упорядоченного нормативного регулирования определенного типа отношений, в результате чего происходит систематическое развитие законодательства в определенной области. Это в полной мере относится и к ТК РФ, в котором согласно принципа преемственности сочетаются разрозненные нормативные материалы предыдущего законодательства, если оно соответствует требованиям современного общественного развития, с новыми нормативными материалами, которые позволяют упорядочить общественные отношения, которые изменились с изменением вектора экономического развития государства.
Объектом настоящего исследования выступают нормативные акты, которые приняты в области трудового права.
Предметом настоящего исследования выступают источники трудового права в РФ.
Целью данной работы является изучение существующих в настоящее время источников трудового права в РФ.
Для достижения этой цели в исследовании были поставлены следующие основные задачи:
— определить основы действующего трудового законодательства РФ;
— изучить действующее трудовое законодательство РФ;
— выявить существующие источники трудового права, а также рассмотреть каждый из них в отдельности.
При изучении вопросов, поставленных в работе, использовались такие методы:
— формальный метод, позволивший сделать вывод о месте источников трудового права в общей системе действующего законодательства РФ, их составляющих, а также содержания и юридической силы,
— аналитический метод, который был использован для выявления структуры источников, выделения их взаимозависимости воздействия друг на друга,
— сравнительный метод — сравнение положений Конституции РФ, ТК РФ и других нормативных актов, относящихся к трудовому праву, между собой, а также с устоявшейся правовой теорией и практикой, которые позволили найти наиболее оптимальные способы решения проблем, поставленных в работе.
На эту тему имеется значительное количество литературы различных авторов, точки зрения которых были тщательно исследованы при выполнении исследования, некоторые из которых основаны на ней.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка
использованных источников, который включает 28 наименований.
Заключение:
Все источники трудового права классифицируются по разным признакам: по степени их важности и подчиненности; по системе трудового права, его институтах; для органов, которые приняли нормативный акт; по форме акта; по объему; по степени обобщения. Более того, по нашему мнению, классификация по юридической силе обладает огромным практическим значением, т.к. правильное понимание этой классификации позволяет избежать практических ошибок в применении трудового законодательства в случаях, когда существуют противоречия в актах различных уровней и, следовательно, должен применяться акт более высокого уровня.
Все источники трудового права объединены в систему, которая представляет собой состав, соотношение, внутренние отношения и расположение последовательно по предмету ими регулируемому, всех актов действующего трудового законодательства в едином комплексе. Главной особенностью системы источников трудового права выступает наличие в ней коллективных договоров социальных партнеров на различного рода уровнях, локальных актов, принятых на уровне организации. Еще одной немаловажной особенностью системы источников трудового права выступает отражение в ней принципа единства и дифференциации правового регулирования труда, подразумевающего существование общего трудового права, которое распространяется на всех работников в Российской Федерации, и особых, которые распространяются на ограниченный круг работников. Более того, основополагающими факторами дифференциации на в условиях современности выступают: а) субъективный состав; б) условия и характер труда; в) характер трудовых правоотношений между работником и работодателем; г) регион, где осуществляется трудовая деятельность. Также крайне важно подчеркнуть, что в условиях современности существует необходимость формирования новой отрасли права — трудового процессуального права, который обеспечивал бы реализацию прав и обязанностей материального характера и регулировал разрешение всевозможных трудовых споров и конфликтов. Эта отрасль должна сочетать различные виды процедур, которые в настоящее время включены в предмет трудового права.
Система источников трудового права в РФ включает в себя международно-правовые акты, которые в силу приоритета международного права по Конституции РФ над национальным законодательством обладают наивысшей юридической силой. Основным сводом международно-правовых актов о труде выступают конвенции и рекомендации специализированного учреждения ООН, МОТ, которая принимает акты в строгом соответствии с принципами универсальности и трипартизма, сочетая разработку и принятие норм с контролем за их соблюдением.
Среди национальных источников трудового права Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой. Она устанавливает основные принципы трудового права и основные права граждан в качестве субъектов трудовых отношений, предопределяя тем самым институты особой части трудового права, а также обеспечивая единство правового регулирования труда.
Основным ФЗ, который регулирует трудовые отношения, выступает ТК РФ, который, являясь кодифицированным источником трудового права, регулирует практически весь комплекс трудовых и смежных отношений. Но ТК РФ обладает целым рядом существенных недостатков, которые препятствуют его использованию. Эти недостатки могут быть устранены путем тщательного изучения и обобщения практики применения ТК РФ и внесения соответствующих изменений.
Источники трудового права достаточно разнообразны и многочисленны, и их можно классифицировать по-разному. По характеру установления источники трудового права можно разделить на источники, принятые государственными органами (законы, указы и т. п.), принятые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и т. п.), а также принятые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ).
До недавнего времени ФЗ были основными источниками трудового права. Но их значение в регулировании трудовых отношений на сегодняшний день значительно снизилось. До принятия нового ТК РФ, законы регулировались отдельными трудовыми правовыми институтами. Но ТК РФ по существу систематизировал действующие законодательные акты и теперь более детально регулирует правоотношения по сравнению с соответствующими законами (к примеру, институт социального партнерства, коллективных трудовых споров и т. п.), что, главным образом, обусловливает их необходимость. Применение большинства законов на сегодняшний день прекращено, хотя они продолжают действовать в той части, которая не противоречит ТК РФ. Особым значением в условиях современности обладает только лишь ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», т.к. он выступает основным регулятором института трудоустройства и занятости.
Система источников трудового права включает в себя большое количество подзаконных нормативных актов. Необходимо отметить, что подзаконные акты играют немаловажную роль в регулировании отношений в области труда. Среди указанных актов наибольшую юридическую силу имеют Указы Президента РФ, которые определяют главные направления государственной политики в сфере правового регулирования труда. Решения Правительства принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством РФ и Указами Президента РФ с целью их непосредственного выполнения и, по сути, охватывают весь спектр трудовых и смежных отношений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА, ИХ ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ
1.1 Понятие и главные особенности источников трудового права
Источником права является условно-правовое обозначение, значение которого может быть раскрыто на основе исторического подхода к вопросу относительно происхождения права в целом. С позиции возникновения права, его источником выступают материальные условия общества, преобладающий тип производственных отношений. В области материального производства появляются общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Происходит процесс формирования права (законотворчества), который заканчивается разработкой соответствующих правил поведения, правовых норм, которые выражены в форме государственных (законов) либо иных актов, изданных по велению или с санкции высшей общественной власти (законодателя). Изучение порядка и форм выражения права выступает самостоятельным разделом юридической науки.
Формы выражения права могут варьироваться в зависимости от степени важности регулируемых общественных отношений, отраслевой принадлежности, а также компетенции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, распоряжения и иные нормативные правовые акты.
Применительно к той или иной области общественных отношений, нормативные акты выступают в качестве источников права в формальном смысле, то есть в конкретной форме. Именно в данном понимании термин «источник права» используется в юридической науке при исследовании определенных правовых систем и правовых отношений, регулируемых этой системой права.
В этом конкретном понимании термин «источник права» выступает синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Они выражают одно и то же явление: форму, в которую облачается результат нормотворчества, воля законодателя. В данном исследовании термин «источник трудового права» будет использоваться в названном смысле, т.е. для обозначения определенных форм выражения правовых требований в области трудовых отношений, которые исходят как от государственных органов (законодателей), так и от органов управления, издающих нормативные акты в рамках своей компетенции, на основании и в соответствии с действующим законодательством.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1. Понятие и место трудового права в правовой системе России 4
1.2. Понятие и классификация источников трудового права 6
2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 12
2.1. Международно-правовые акты как источники трудового права Российской Федерации 12
2.2. Конституция и законы в системе источников трудового права 15
2.4. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники трудового права 18
2.3 Локальные нормативные акты как источники трудового права 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Основой правового регламентирования трудовых и других непосредственно связываемых с ними отношений выступают источники трудового права, или правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязанности и права участников данных отношений. Понятие источников права связывается с непосредственной деятельностью уполномоченных государственных учреждений по формированию права, придания данному праву формы законов, указов, постановлений и иных правовых документов. Отсюда источники трудового права различаются согласно тем юридическим формам, в которых воплощены общеобязательные нормы поведения участников определенных отношений, издаваемые от имени государства определенными органами управления и власти. Правильное регламентирование трудовых отношений не представляется возможным без знания источников трудового права и их классификации согласно разным основаниям, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является изучение источников трудового права России.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить понятие и определить место трудового права в трудовой системе России;
— рассмотреть понятие источника трудового права, их особенности и классификацию;
— дать характеристику отдельных видов источников трудового права;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В итоге, под источниками трудового права понимаются формы выражения правотворческой деятельности компетентных органов, которые содержат нормы трудового права.
Согласно ст.15 Конституции “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Таким образом, международные акты о труде стали источниками российского права. Речь идет о должным образом ратифицированных конвенциях МОТ, статьях Международных пактов о правах человека, относящихся к труду, нормах Европейской конвенции по правам человека в части, касающейся трудовых отношений, а также иных международных соглашениях, связанных с применением наемного труда, его охраной, защитой интересов работников.
Став составной частью правовой системы РФ, указанные акты должны применяться на территории России наряду с национальными источниками трудового права. Таким образом, возможность восприятия международных актов о труде российским законодательством закреплена на конституционном уровне.
Существует множество нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, принятых как на федеральном, региональном уровне, так и на местном уровне. Основополагающим источником трудового права является Конституция Российской Федерации. Данный источник права характеризуется прямым действием и непосредственным применением.
Следует, что все остальные принимаемые нормативные акты на разных уровнях, должны соответствовать нормам закрепленных в Конституции Российской Федерации. Следующим приоритетным источником трудового права выступает Трудовой кодекс Российской Федерации. Кодекс определяет содержание всех институтов трудового права, выполняя ключевую роль в механизме правового регулирования трудовых отношений, закрепляя права работников и работодателей, их гарантии и способы их защиты.
Федеральные законы устанавливают особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников. Например, для лиц, трудящихся и проживающих в районах Крайнего Севера. Для данной категории наемных работников, существует применение более льготных условий, которые позволяют улучшить их труд в суровых климатических условиях.
Важное положение занимают так же локальные правовые акты, в системе источников трудового права. Главной характеристикой которых, является нормотворчество в организации, позволяющее более точно отрегулировать трудовые отношения работодателя и наемного работника в рамках конкретной организации. Это обусловлено тем, что они могут приниматься как самостоятельно работодателем, так с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива работников.
В заключение я хочу отметить, что любой нормативно-правовой акт должен адекватно отражать реальность как политическую, экономическую, так и социальную, что должно обеспечивать эффективное регулирование данных общественных отношений. Действующий Трудовой кодекс необходимо постоянно усовершенствовать, для того чтобы трудовые отношения были урегулированы в полной мере, в соответствии с реальностью.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и место трудового права в правовой системе России
Трудовое право выступает отраслью права России, которая регламентирует трудовые правоотношения, появляющиеся между работодателем и работником относительно выполнения работником собственных трудовых функций. Вместе с тем требуется отметить, что отрасль российского трудового права регламентирует вышеуказанные правовые отношения и определяет ответственность участников этих отношений. Таким образом, можно сказать, что отрасль трудового права регламентирует не только правоотношения, в основании которых заложен человеческий труд, а и отношения, которые тесно связаны с правовыми отношениями.
Трудовое право тесно связывается с таким понятием как труд. Данное понятие можно рассматривать с разных позиций, например, в качестве процесса человеческой деятельности, приносящей ему доход либо же в качестве полезной деятельности, направленной на развитие всего социума.
Множество современных исследователей, изучая вопрос о предмете российского трудового права, придерживаются мнения о том, что в с. 1 ТК РФ раскрываются правоотношения, которые включаются в сферу регламентирования трудового права. Ярчайшим примером такого мнения, может являться точка зрения Г.Г. Чибрикова о том, что отношения, регламентированные нормами ТК РФ, а также другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, выступают содержанием предмета трудового права.
Под трудовыми правоотношениями нынешние исследователи понимают отношения, основанные на соглашении между работодателем и работником, заключенном относительно личного выполнения работником за вознаграждение собственных трудовых функций, а вместе с тем осуществлением со стороны работодателя собственных обязательств, по обеспечению оптимальных условий труда его работникам. Касаясь вопроса о личном осуществлении собственных трудовых функций работником, требуется сказать, что на самом деле, замена сторон трудового договора может иметь место лишь в случае согласия на это двух сторон – работодателя работника. Например, если работник трудится в должности дворника, то, вероятно, работодателю не очень важно, кто убирает снег, главное для него — чтобы результат отвечал условиям трудового контракта. А если человек является судьей, то здесь уже недопустимо говорить о том, чтобы даже в случае согласия работодателя, о том, чтобы сменить сторону трудовых правоотношений. Поскольку именно работник, являющийся стороной трудового договора, лично несет ответственность за осуществленную работу.
Также можно сказать, что помимо трудовых правоотношений в предмет отрасли трудового права включены другие социальные отношения, которые тесно связываются с трудовыми, обозначенными в нормах ТК РФ.
Социальные отношения, связанные трудовыми отношениями, а также способные им предшествовать, например, деятельность службы занятости по предоставлению поддержки в поиске работы кандидату на соответствующую должность; сопутствовать, например, трудовые отношения относительно повышения квалификации сотрудника; а также следовать — например, отношения, которые связаны с трудовыми спорами в случае увольнения.
Рассуждая о предмете российского трудового права, нужно сказать, в действующем ТК РФ данное понятие было введено впервые. При этом, также необходимо подчеркнуть, что не вполне удачно, поскольку, кодекс включает в себя несколько статей, согласно которым, мы можем понять, что входит в предмет правого регламентирования трудового законодательства, а не одну отдельную норму, способную представить указания по этому вопросу.
Главную роль российского трудового права, можно усмотреть в регламентировании нормами трудового права поведения людей в ходе их трудовой деятельности. Данные нормы ориентированы, прежде всего, на защиту интересов работников.
Следовательно, исходя из всего сказанного выше, можно заключить, что важнейшая роль трудового права регулятивная, то есть она заключается в том, что в процессе трудовой деятельности утверждаются правила поведения субъектов трудовых правоотношений, соответствующих требованиям трудового законодательства. В таком случае, в первую очередь, речь идёт о выполнении и утверждении обязанностей и прав субъектов трудовых отношений. Трудовое право преследует цель повышения производительности труда работников при наличии условия выполнения ими собственных обязанностей, а кроме того, повышения эффективности производства, укреплению трудовой дисциплины в коллективе и совершенствованию условий трудовой деятельности людей.
Следовательно, трудовое право регламентирует широчайший комплекс социальных отношений, которые являются предметом, как трудового права, так и других правовых отраслей России.
1.2. Понятие и классификация источников трудового права
Основой правового регламентирования труда выступают его ис-точники. Источником трудового права именуется нормативно-правовой акт трудового законодательства, или акт, который содержит нормы данной правовой отрасли. В качестве формы выражения тру¬дового законодательства источник может включать нормы лишь трудового права, к примеру, Трудовой Кодекс РФ, а может быть и комплексным, т. е. включать нормы и других правовых отраслей.
Таким образом, источниками трудового права являются разнообразные нормативно-правовые акты, которые содержат нормы трудового права, регламентируют трудовые отношения и отношения. Непосредственно связанные с трудовыми.
Поэтому источники трудового права, содержащие нормы тру¬дового законодательства, надо отличать от правовых актов при¬менения трудового законодательства. Решение суда по конкрет¬ному трудовому спору — это акт применения норм трудового за¬конодательства, а не источник права.
В источниках трудового права России отражаются материаль¬ные условия жизни социума, и с их изменением должны изменяться и источники трудового права. Это происходит часто, в силу чего трудовое законодательство активно совершенствуется, обновляется. С изменением в настоящее время производственных отношений, преобразованием форм собственности, разгосударствлением муниципальных и государственных предприятий меняются трудовые отношения в них. Изменяется и трудовое зако¬нодательство, и его источники в направлении их большего соот-ветствия формирующимся рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права дополняются, изменяются, отменяются, появляются новые.
Источники трудового права требуется рассматривать в двух аспектах. Первый из них характеризуется формальное выражение источников трудового права. В данном аспекте под источниками трудового права необходимо понимать всю совокупность нормативных правовых актов и норм, которые направлены на регламентирование отношений, являющихся предметом трудового права. Действительно, изначально нормам права придается соответствующая форма. Однако придание такой формы вовсе не значит, что правовому источнику гарантируется реализация в отношения, для регламентирования которых он был создан. Источники трудового права материализуются при реализации в определенные отношения, превращая их в категорию правовых отношений, то есть отношений, регламентируемых правовыми нормами. Это дает нам возможность говорить о материальном аспекте источников трудового права. Рассмотрение источников права в материальном аспекте подразумевает рассмотрение процесса их реализации в отношения, которые входят в предмет трудового права. Лишь после перехода данных отношений в категорию правовых можно говорить о материальном проявлении источников трудового права.
Следовательно, между формальным и материальным выражением источников трудового права находится процесс реализации.
Потому источники трудового права требуется рассматривать не только с позиции содержащихся в них правил поведения. Исследование процесса реализации источников трудового права дает возможность выявить как способы, не приведшие правовые нормы в соответствующие отношения, так и способы, которые обеспечивают реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права дает возможность выделять нормы, использование которых не вызывает сложностей, а вместе с тем нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному проявлению. Выявление данных норм дает возможность совершенствования либо их содержания, либо процесса их реализации.
Источники трудового права обладают определенными особенностями. Во-первых, они могут издаваться на разных уровнях правового регламентирования труда: локальном, местном, региональном и федеральном. Во-вторых, источники трудового права могут приниматься не только государственными учреждениями, а и согласно их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, рассматриваемые источники отражают как общие, так и специальные формы регламентирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут быть использованы не только исходя из придаваемой им юридической силы, а и согласно принципу отражения в них интересов работника. Нормативный акт, который содержит дополнительные льготы для сотрудников, может применяться и в том случае, когда данных льгот нет в вышестоящем по юридической силе нормативно-правовом акте.
В-пятых, множество источников трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному проявлению. При этом в правоприменительной деятельности нормативно-правовой акт, который имеет большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, не желающим предоставлять сотрудникам предусматриваемые в нем льготы. Существующие способы реализации норм трудового права сопряжены с подачей жалобы сотрудника на работодателя. Отнюдь не каждый сотрудник способен жаловаться на работодателя. В связи с этим нормы трудового права не исполняются. Сказанное дает возможность заключить, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, которые бы обеспечивали их переход от формального к материальному проявлению. Такие способы могут появиться только благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который будет предусматривать намного больше способов защиты трудовых прав работников, чем предоставляет действующий Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.
Источники трудового права классифицируются согласно различным основаниям: согласности степени важности и субординации; согласно системе трудового права, ее институтам; согласно органам, которые приняли нормативный акт; согласно форме акта; сфере действия; уровню обобщенности.
Основной классификацией источников трудового права выступает расположение их согласно юридической силе.
Иерархия источников трудового права располагается таким образом согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы РФ;
международные нормативные акты и договоры, которые были ратифицированы Российской Федерацией;
федеральные законы, среди которых особенное место отведено Трудовому Кодексу РФ;
законы субъектов РФ относительно вопросов их ведения;
Указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные акты ведомств и министерств, среди которых особенное место отведено нормативным актам существовавшего раньше Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
нормативные акты учреждений власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с учреждениями власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
нормативные акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по важнейшим признакам соответствуют правовым источникам, однако имеют наименьший уровень юридической силы, поскольку не могут вступать в противоречие с законодательством, и имеют наименьшую сферу действия — конкретное предприятие.
К источникам трудового права также необходимо относить соглашения и договоры коллективного характера, или социально-партнер-ские соглашения на всех уровнях и коллективные соглашения и договоры в организациях, которые содержат локальные нормы трудового законодательства.
Согласно форме акта источники трудового права классифицируются на декла¬рации, конвенции, законы, распоряжения и указы главы государства, распоряжения и постановления Правительства России, правила, положения, приказы, решения, рекомендации, разъяснения, соглашения, договоры и прочие формы.
Согласно сфере действия источники трудового права классифицируются на международные, общефедеральные (к примеру, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и иных субъектов РФ (краевые, областные), ведомственные (отраслевые), межотраслевые (стандарты, правила техники безопасности, охране труда), местные (муниципальные) и ло¬кальные (в пределах отдельного производства), а согласно контингенту работников — на общие, распространяемые на всех ра¬ботников, и специальные источники, которые распространяются на определенные категории работников.
Согласно степени обобщенности акты тру¬дового законодательства бывают кодифицированные, текущие и комплексные.
Из всей этой классификации, прежде всего, необходимо выде¬лить юридическую субординацию источников трудового права на законы и подзаконные акты России и ее субъектов, при этом отдельно по каждому институту отрасли. Все законы о труде и подза¬конные акты трудового законодательства должны находиться в соответствии с Конституцией РФ, а все подзаконные нормативно-правовые акты еще — и Трудовому кодексу РФ. Конституция РФ и Трудовой ко¬декс — это основа всех источников трудового права и их системы.