Курсовая теория на тему Источники права социального обеспечения РФ и их характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 8
1.1 Понятие источников права социального обеспечения 8
1.2 Классификация источников права социального обеспечения 10
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 15
2.1 Международно-правовое регулирование социального обеспечения 15
2.2 Система национального законодательства РФ в сфере социального обеспечения 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Проблемы и вызовы, встающие перед нашим государством в условиях политической и социально-экономической нестабильности, вызванные проводимой внешней политикой государства, распространением коронавирусной инфекции, в настоящее время требуют чрезвычайных и адекватных решений, в том числе и путём использования права, направленных на поддержку не только экономики страны и бизнеса в целом, но и наиболее незащищённых слоёв населения.
Меняющиеся условия жизни требуют соответствующих экстраординарных изменений и в законотворческой деятельности государства. При этом не надо забывать и о том, что в процессе реализации Концепции реформирования пенсионной и социальной системы в условиях проводимой экономической реформы с целью усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение возникли новые формы взаимодействия между субъектами пенсионных и социальных правоотношений, требующие правового регулирования со стороны государства.
Для урегулирования новых взаимоотношений государство вынуждено устанавливать соответствующие действующим реалиям правила поведения, носящие общеобязательный характер и контролируемые его принудительной силой, то есть использовать право.
Право без внешней формы проявления не существует, поскольку общеобязательное значение оно приобретает только через своё внешнее выражение, а потому «форма (источник) права» является значимой категорией любой отрасли права, в том числе и права социального обеспечения, без понимания которой невозможно разобраться в сущности и содержании самого права, а также в вопросах правотворческой деятельности государства в праве социального обеспечения.
Исключительно с помощью форм (источников) права можно определить сферу его действия во времени, пространстве и т.п.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на достаточную изученность темы форм (источников) права, незыблемость и фундаментальность этих знаний, несомненным остаётся факт отсутствия в доктринальной науке единого подхода к пониманию форм (источников) права и их видов, обусловленный постоянно растущим многообразием форм (источников) современного российского права, порождающим новые взгляды учённых на само понятие «форма (источник) права», и, как следствие, нескончаемые дискуссии среди учёных на эту тему.
Стремительное развитие правоотношений в сфере социального и пенсионного обеспечения, связанное с проводимыми в стране реформами, способствует увеличению темпов и объёма законодательного процесса, который не всегда успевают за их динамикой.
В таких условиях сложно обеспечить надлежащую согласованность нормативных правовых актов, а потому в правовой системе появляются многочисленные коллизии – различия или противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же или схожие социально-обеспечительные правоотношения.
При этом в юридической науке, как и в правоприменительной деятельности, не сложилось единого подхода к решению вопросов коллизии правовых норм, в частности отсутствует единая классификация способов разрешения коллизий, отсутствует чёткое представление о правовой природе и взаимодействии между собой способов устранения и преодоления коллизий в отечественной системе законодательства.
Указанное свидетельствует об актуальности темы курсовой работы, обусловленной необходимостью дальнейшего дополнительного исследования форм (источников) права социального обеспечения для формирования современной юридической науки и понимания правотворческой деятельности государства в сфере пенсионного и социального обеспечения.
Степень разработанности темы курсовой работы. Категория «формы (источники) права социального обеспечения» всегда порождала целый ряд дискуссий между учёными – теоретиками права. Вопросы теории и практики форм (источников) права социального обеспечения рассматривались в трудах значительного ряда учёных. Наиболее известные публикации в данной области исследования принадлежат Е.И. Астрахану, В.С. Андрееву, В.И. Смолярчуку, С.И. Кобзевой, В.А. Тарасовой, М.О. Смирновой, Ю.В. Васильевой и другим.
Существенный вклад в развитие социально-правовой методики исследования форм (источников) права социального обеспечения внесли работы М.О. Смирновой «Источники права социального обеспечения», В.С. Сазонова «Развитие советского законодательства о пенсионном обеспечении», Е.И. Астрахана «Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим» и другие.
Тем не менее, несмотря на обширный массив научных публикаций и разработок по теме форм (источников) права социального обеспечения, многие вопросы остаются дискуссионными и вызывают различные споры как теоретического, так и практического характера. В частности, до сих пор спорными являются вопросы о правовой природе форм (источников) права социального обеспечения, их видах и особенностях, взаимообусловленности, о необходимости кодификации законодательства в сфере социального обеспечения и другие.
Следовательно, в силу динамичности правового регулирования в области права социального обеспечения и многоаспектности выбранной темы курсовой работы, последнюю нельзя считать достаточно изученной.
Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы – комплексное исследование доктринальных источников и законодательства в сфере социального обеспечения по вопросам, относящимся к формам (источникам) права социального обеспечения, для выделения основных аспектов и особенностей указанной категории права социального обеспечения на современном этапе, необходимых для формирования современной юридической науки и понимания правотворческой деятельности государства в сфере социального обеспечения.
Для достижения указанной цели является необходимым решение следующих задач:
-определить понятие и сущность формы (источника) права социального обеспечения;
-определить виды форм (источников) права социального обеспечения;
-провести анализ классификации форм (источников) права социального обеспечения, определив её критерии;
-определить иные официально непризнанные источники (формы) права социального обеспечения и их фактическое регулятивное влияние на правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Объектом исследования является совокупность социально-обеспечительных правоотношений, связанных с формированием и развитием форм (источников) права социального обеспечения.
Предмет исследования – доктринальные исследования и нормы законодательства, связанные с вопросами форм (источников) права социального обеспечения.
Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию темы форм (источников) права социального обеспечения, позволившем сформулировать новые рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения, выводы и предложения, связанные с формами (источниками) права социального обеспечения, могут быть положены в основу последующих научно-правовых исследований.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности для совершенствования действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере социального обеспечения.
Методологическую основу исследования составила совокупность всеобщих, общенаучных и частных методов познания. В качестве основного использовался всеобщий диалектический метод познания. Также применялись иные научные методы познания – формально-логический, сравнительно-правовой, системный анализ, статистический — позволяющие решить поставленные в исследовании задачи.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ и нормативные правовые акты отраслевого законодательства.
Эмпирическую базу исследования составляют определения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Комплексный анализ доктринальных источников и отраслевого законодательства по вопросам, относящимся к формам (источникам) права социального обеспечения позволяет сделать следующие выводы:
1. Несмотря на достаточную изученность темы форм (источников) права социального обеспечения, незыблемость и фундаментальность этих знаний, несомненным остаётся факт отсутствия в доктринальной науке единого подхода к пониманию форм (источников) права социального обеспечения и их видов, обусловленный постоянно растущим многообразием форм (источников) современного российского права, порождающим новые взгляды учённых на само понятие «форма (источник) права».
2. В современной юридической науке под источником права социального обеспечения понимается внешний официальный способ выражения воли государства путём закрепления в нём правовых норм.
3. Доктринальное понятие источников права социального обеспечения значительно уже их толкования в правоприменительном смысле, поскольку не отражают в должной мере современные правовые реалии, в которых все чаще роль источника права играют формы права, не являющиеся внешним официальным способом выражения воли государства, формально не отнесенные к числу источников права.
4. Главенствующей формой (источником) права социального обеспечения в Российской Федерации является нормативный правовой акт.
5. Подзаконные нормативные правовые акты могут быть источниками права социального обеспечения только в том случае, если они не противоречат законам
6. Судебный прецедент официально не признаётся в Российской Федерации источником права социального обеспечения, тем не менее, он играет немаловажную роль в регулировании социально-обеспечительных правоотношений, поскольку устраняет пробелы в законодательстве, обеспечивает стабильность правоприменительной деятельности и совершенствует правовые механизмы защиты прав и свобод граждан и законных интересов юридических лиц.
7. Оставаясь не включённым в систему источников права социального обеспечения, судебный прецедент не может в должной мере выполнять свои функции в качестве источника права ввиду неопределённости его субординационных и координационных связей.
8. Источники права социального обеспечения, представляя собой иерархичную систему с субординационными связями, обеспечивают в сфере социально-обеспечительного регулирования реализацию принципа верховенства закона.
9. Отсутствие законодательного закрепления иерархии нормативных правовых актов внутри одного вида порождает многочисленные коллизии в правовой системе, в вопросе разрешения которых не сложилось единого подхода как в юридической науке, как и в правоприменительной деятельности, что делает неэффективным правовое регулирование социально-обеспечительных правоотношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие источников права социального обеспечения
По общему правилу право должно иметь внешнюю «оболочку», обеспечивающую его формальную определённость и недвусмысленность понимания. В настоящее время такая «оболочка» в доктринальной науке называется формой или по другому источником права.
«Источник права» – это основная, базовая категория в доктринальной науке, поскольку является отправной точкой в познании самого права, но, несмотря на это, до сих пор остаётся дискуссионной темой в теоретической юриспруденции.
Многоаспектность того или иного научного понятия говорит о сложной структуре отображаемого им явления. Категория «источник права социального обеспечения» здесь не исключение, поскольку в современной российской правовой науке так и не сложилась единая точка зрения относительно содержания доктринального понятия «источник права социального обеспечения», и единая концепция источников права социального обеспечения, отражающая их природу, многообразие и особенности.
Неопределённость, содержащаяся в доктринальных источниках, автоматически порождает неоднозначность употребления указанного понятия в контексте языкового оформления нормативных правовых актов, судебных решений и предписаний публичных образований.
В 60-х годах прошлого века теория о возможности подмены понятия «источника права» понятием «формы права» в силу их тождественности, впервые выдвинутая профессором А.Ф. Шебановым, не нашла должной поддержки у коллег-цивилистов, а породила лишь суждения о необходимости уточнения существовавшего в то время понятия «источника права» .
Однако спустя всего лишь двадцать лет на свет появились первые учебники, содержащие в себе главы об источниках права, называвшиеся «источники (формы) права».
На сегодняшний день в доктринальной литературе понятие «источник права социального обеспечения» понимается в трёх значениях: источник права в материальном аспекте, источник права в идеологическом аспекте и источник права в формальном аспекте.
Источник права в материальном аспекте представляет собой совокупность отношений между индивидами, складывающихся в процессе их совместной деятельности и дающих начало непосредственному праву.
Под источником права в идеологическом смысловом значении понимается общность человеческих представлений о праве и его явлениях в обществе, отражающих объективные потребности последнего в своём развитии.
Источник права в формальном аспекте – это форма внешнего выражения норм действующего права.
Понятие источника права в формальном смысловом значении, тождественно понятию формы права, поскольку в данном случае они равнозначны. Такое мнение преобладает в научной литературе, однако встречаются и другие взгляды, отсутствие концептуального выражения которых, а также их противоречивость и несистематизированность не дают им право на «здоровую» конкуренцию с уже сформировавшейся вышеуказанной теорией.
Для целей настоящего исследования за основу необходимо брать понятие источника права социального обеспечения в формальном смысле, поскольку именно в этом понимании все виды источников права социального обеспечения можно выстроить в единую систему.
В источнике права социального обеспечения в формальном смысле находят своё закрепление права и свободы человека, механизм их обеспечения и способы их защиты. Общеобязательный характер источника права обеспечивается его признанием со стороны государства и возможностью применения мер государственного принуждения. Источник права распространяет своё действие на всех участников правоотношений на территории его действия.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в современной юридической науке под источником права социального обеспечения понимается внешний официальный способ выражения воли государства путём закрепления в нём правовых норм.
Вместе с тем, такое определение «источника права социального обеспечения» не отражает в должной мере современные правовые реалии, в которых все чаще роль источника права социального обеспечения играют формы права, не являющиеся внешним официальным способом выражения воли государства, формально не отнесенные к числу источников права.
Таким образом, юридической науке требуется новое определение «источника права социального обеспечения» в формальном смысловым значении, аккумулирующее в себе все свойства и признаки этой правовой категории.
1.2 Классификация источников права социального обеспечения
Под системой источников права социального обеспечения принято понимать совокупность источников (форм) права социального обеспечения, содержащих правовые нормы, регулирующие социально-обеспечительные правоотношения. Критериями для классификации источников права социального обеспечения, входящих в их систему, выступают разного рода основания. Например, источники права социального обеспечения разделят на виды в зависимости от их юридической силы, от сферы их действия, от органа их принявшего, от формы акта, от источника финансированного и т.д.