Курсовая теория на тему Источники, отрасли конституционного права: понятия, классификация, юридическая сила
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Источники, отрасли конституционного права: понятия,
классификация, юридическая сила. 4
Заключение. 9
Список литературы 10
Введение:
Многообразные отношения в обществе регулируются разными
нормами – моральными, корпоративными, религиозными, техническими, этническими и
др. Особое место в системе регуляторов общественных отношений занимают нормы
права.
Исходя из содержания, т.е. предмета правового регулирования
право делится на различные отрасти: конституционное, административное, финансовое
и др. права.
Ведущей, основополагающей отраслью российской системы права
является конституционное право, отличающееся от других правовых отраслей
содержанием регулируемых им общественных отношений. На основе и в соответствии с конституционным
правом функционируют все другие отрасли российского права (административное, гражданское,
уголовное, трудовое, семейное и т.д.).
Нормы конституционного права закрепляют и регулируют основы
конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека
и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и системы
органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой
статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной
власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими
нормативно-правовые акты, систему органов местного самоуправления. В иных же
сферах нормы конституционного права устанавливают исключительно основные начала
и принципы.
Цель работы – рассмотреть понятие, классификацию и
юридическую силу источников отрасли конституционного права.
Заключение:
Конституционное право – ведущая отрасль, относящаяся к
публичному праву, поскольку регулирует деятельность государственных органов
власти и управления, взаимоотношения государства и человека. Также является
юридической основой демократического строя («власть народа»). Именно с этой
отрасли формируются все отрасли государства. Ее предметом являются устройство
государства и охрана свобод человека.
Виды источников конституционного права в РФ представлены:
1. Международными актами – актами, принятыми мировым
сообществом, действующими на территории РФ.
2. Конституцией РФ. Конституция России в форме
нормативно-правового акта имеет высшую юридическую силу в системе всех
нормативных правовых актов государства, совместно с этим – главный
правоустанавливающий нормативный акт, определяющий базисы системы источников
существующего в государстве позитивного права.
3. Федеральными конституционными законами, которые принимают
по вопросам, связанными с Конституцией РФ.
4. Федеральными законами — актами, принимаемыми органами
законодательной власти и регулирующими главные общественные отношения.
5. Законами субъектов, распространяющимися только на определенной
территории.
6. Указами и распоряжениями Президента обязательными для
исполнения на территории РФ, не противоречащими Конституции РФ и федеральным
законам.
7. Постановлениями и распоряжениями правительства.
8. Решениями и постановлениями Верховного и Конституционного
судов.
9. Внутригосударственными договорами.
Фрагмент текста работы:
Источники, отрасли конституционного права: понятия,
классификация, юридическая сила Источники права – это формы, при помощи которых в юрисдикции
воля государства возводится в ранг общеобязательных норм. Они занимают важное
место в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их
исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также
взаимообусловленность источников права и характера правоотношения [5].
Как и любая отрасль права, конституционное право РФ имеет
собственные источники, в которых действуют нормы конституционного права, т.е. внешние
формы их выражения.
Источники конституционного права представляют собой
совокупность установленных Конституцией РФ и другими актами норм, которые
регулируют главные принципы организации государственного устройства, структуры
власти, устанавливают основные права и обязанности граждан [5].
Главенствующее роль среди источников конституционного права
занимает Конституция РФ [1], которую общепринято характеризуют как основной
закон государства.
Главные юридические признаки Конституции РФ как основного
закона:
1. Учредительный, основополагающий характер Конституции РФ,
который предполагает, что она контролирует достаточно обширную сферу общественных
отношений, главные из которых затрагивают важные интересы всех членов общества.
2. Юридическая база законодательства Конституции РФ
выступает центром правового пространства, определяющим согласованность
систематизации и развития права.
3. Степень обязательности Конституции РФ, которая
предполагает, что Конституцию РФ обязаны соблюдать все без исключения: органы
власти государства, органы самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
4. Прямое действие Конституции РФ говорит о том, что
установленные ею принципы и нормы используются непосредственно и прямо при
урегулировании конкретных отношений, а также отсутствует требование по принятию
дополнительных нормативно-правовых актов.
5. Стабильность Конституции РФ обеспечивается особенным
порядком по ее принятию и изменению. Конституцию РФ характеризует устойчивость,
она обладает защитой от необдуманных корректировок особенным порядком внесения
в нее изменений. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ принимают или на
референдуме, или на специально созываемом Конституционном Собрании [4].
Итак, Конституция России обладает высшей юридической силой в
системе всех нормативно-правовых актов государства, совместно с этим она
выступает главным правоустанавливающим нормативным актом, определяющим базисы
системы источников существующего в государстве позитивного права.
В отличие от законов, Конституция РФ закрепляет
государственный строй, в ней указаны права и свободы граждан, определяет форму
государственной власти. Она стабильна, обладает прямым действием, ее сложно
изменить, она всегда будет базой для текущего законодательства.
Следующим по значимости источником конституционного права
являются законы.
Закон – это постоянно меняющийся институт, привязанный к
конкретно-исторической правовой среде, в связи с чем, меняются взгляды на
закон, его признаки и черты [3].
Закон является высшей формой выражения государственной воли
народа, в нем воплощается его суверенитет. Нормы, содержащиеся в других
нормативных актах, основаны на нормах закона, в них как бы развиваются и
конкретизируются его положения, они производны от закона.
Ключевые признаки закона представлены:
— нормативностью закона;
— принятием закона исключительно высшими представительными
органами государственной власти (в России – Федеральное Собранием,
— регулированием основополагающих, важнейших общественных
отношений;
— точностью, четкостью и ясностью;
— наличием высшей юридической силы закона среди иных источников
права;
— установлением законом общих, обязательных правил поведения
для всех физических и юридических лиц, органов и общественных организаций;
— устойчивой, стабильной формой волеизъявления закона, его
можно изменить, дополнить или отменить только в исключительных случаях по
причине наличия такой необходимости [3].
Вышеуказанные признаки позволяют выделить закон в общей
системе нормативно-правовых актов.
Закон обладает своей структурой, которая представлена:
наименованием принявшего закон органа; названием; преамбулой; содержанием;
опубликованием закона и датой его вступления в силу; подписью компетентного
должностного лица (в основном, глава государства или региона).
Основания деления закона на различные виды, следующие:
1. По субъектам законотворчества: законы, принятые народом
на референдуме, законы, принятые законодательным органом.
2. По принципу федерализма: федеральные законы, законы
субъектов.
3. По юридической силе: Конституция РФ, федеральные
конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов [2].
Источниками конституционного права выступают также
нормативные акты, которые могут изменять (пересматривать, вносить поправки)
Конституцию РФ. Это акты Конституционного Собрания РФ, возможность принятия,
которых предусмотрена, но пока не реализована в ст. 135 Конституции РФ и законы
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.
Принятие федеральных конституционных законов связано с
вопросами, предусмотренными Конституцией РФ и во исполнение Конституции РФ.
Принятие федеральных законов происходит, когда Конституция
РФ предусматривает регулирование общественных отношений именно федеральным
законом, и когда в силу важности общественных отношений субъекты права
законодательной инициативы признают необходимость их первичного регулирования с
помощью федерального закона разработают его и внесут в Государственную Думу
Федерального Собрания РФ [3].
Также к важным источникам конституционного права, которые
обладают меньшей юридической силой, относят следующие подзаконные акты: указы и
распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
Также выделяют и иные источники конституционного права:
— конституции республик, которые входят в состав РФ;
— уставы субъектов федерации (краев, областей, городов федерального
значения, автономных округов);
— правовые акты палат Федерального Собрания (постановления,
регламенты);
— законы и подзаконные акты субъектов федерации;
— акты органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы субъектов Федерации
представляют собой акты, содержащие нормы, которые закрепляют правовой статус субъекта Федерации,
основы его устройства, компетенцию, а также структуру органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Особое место среди источников конституционного права РФ
занимают акты Конституционного Суда РФ и уставных судов субъектов Российской
Федерации. Конституционный Суд РФ и соответствующие ему органы субъектов
федерации не выступают органами, которые принимают нормативно-правовые акты, но
при этом содержащиеся в их решениях правовые позиции обладают юридическим
значением. На их основе утрачивают силу нормативно-правовые акты, которые
признаны не соответствующими Конституции РФ либо уставам.
Источники конституционного права – это также внутригосударственные
договоры между федеральными органами власти и органами власти субъектов
федерации (о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий)
[5].
Нормативный договор – это установленное соглашение, которое
определяется при помощи общеобязательных правил поведения. Договор такого типа
может применяться во всех сферах общественных отношений. Главное его отличие от
остальных документов заключается в том, что в нем содержатся правила общего
характера, которые обязательны для исполнения некоторым кругом лиц. Для
реализации договора необходимы такие факторы, как: согласие всех сторон;
познание воли сторонами; возможность ее содержания данными сторонами [2].
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ источником российского
конституционного права выступают общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ [1].
Оригинальные источники конституционного права РФ
представлены правовыми актами Союзного государства России и Беларуси,
различными декларациями (Декларация о суверенитете РФ, Декларация прав и свобод
человека гражданина), решениями Конституционного Суда РФ. В декларациях
формулируются принципы, которые обязательны для всего конституционно-правового
развития государства.