Курсовая теория на тему Источники басенных сюжетов И.А. Крылова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение 3
2. Истоки басенного творчества И.А. Крылова (античные и новоевропейские) 5
3. Идейно-художественное своеобразие басен И.А. Крылова 10
4. Заключение 22
Список литературы 24
Введение:
Центральное место в творческом наследии И.А. Крылова занимает жанр басни. Вся его многообразная литературная деятельность в качестве драматурга, сатирика, лирического поэта в отношении к басням являлась всего лишь подготовкой. Именно этим объясняется тот факт, что свои ранние произведения И.А. Крылов так и не объединил в сборники. Напротив, к басенному своему творчеству он относился с особой тщательностью.
Имя великого русского баснописца И.А.Крылова стоит в ряду имен любимых народом поэтов, основоположников русской литературы. Его басни являют собой образец словесного мастерства. В них нашли свое отражение талант и дар Крылова как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца.
Поэтическую законченность и исключительную выразительность придают его басням гармоническое единство стиля при разнообразии тем, сюжетов, персонажей, поэтических средств. Басни Крылова сохранили свое значение, свою жизненность и в наше время. В баснях Крылова отразилась суровая правда с глубокой языковой живостью. На них воспитывались и воспитываются многие поколения. Басни Крылова приобрели мировое признание. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. Они сохраняют свое значение, жизненность. Их народная мудрость, беспощадное осмеяние пороков и дурных свойств людей, привитых собственническим, эксплуататорским обществом, являются и поныне действенным оружием против пережитков старого, омертвевшего, мешающего движению вперед. В баснях Крылова воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
Мастерство Крылова-баснописца остается непревзойденным. Ему удалось условно-дидактический жанр сделать формой подлинно реалистических произведений, предварив многие открытия Грибоедова и Пушкина. В баснях Крылов использовал весь предшествующий литературный опыт: от драматургии он берет остроту и динамичность сюжета, мастерство в построении диалога, речевую характеристику персонажей; от прозы — простоту и естественность рассказа, психологическую достоверность мотивировки поведения героев; от фольклора — народные образы и язык. Именно язык басен Крылова стал подлинным открытием для русской литературы, проложившим дальнейшие пути развития прозы, драматургии и поэзии. До него никто не писал так просто, доступно и метко.
В качестве источников сюжетов крыловских басен послужили басни Эзопа, Лефонтена, Федра. Актуальность исследования связана с тем, что изучение источников басен Крылова способствует более глубокому пониманию их идейно-образного содержания.
Цель исследования – рассмотреть источники басенных сюжетов И.А. Крылова. Цель определила решение следующих задач:
— определить истоки басенного творчества И.А. Крылова;
— выявить идейно-художественное своеобразие басен И.А. Крылова.
Объект исследования – творчество И.А. Крылова.
Предмет – истоки басенного творчества И.А. Крылова.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться учителями при изучении творческого наследия баснописца И.А. Крылова.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что И.А. Крылов внес большой вклад в русскую литературу. Отталкиваясь от лучших традиций басенного творчества Эзопа, Федра, Лафонтена, он сумел представить басенный жанр на совершенно новом уровне. Ему удалось переосмыслить сюжеты выдающихся баснописцев античности и Европы. Для античных басен характерно аллегорическое сюжетное изображение, практически нет места характерам. В основе басен И.А. Крылова, напротив, лежит истинное раскрытие характеров. Басни Эзопа написаны прозой, Крылов передал их в стихотворной форме.
Небывалого расцвета басенный жанр достиг во времена великого французского баснописца Лафонтена, который придал басням живой характер, наполнил их юмористическими сюжетами. В то время лафонтеновские басни воспринимались в качестве образцовых сочинений. Они оказали значительное влияние на поэтику жанра в русской литературе и стали ценным источником для Крылова. Лафонтену удалось выйти за границы аллегоризма. Однако в социальную сатиру в полной мере данный жанр превратил именно И.А. Крылов.
Крылов воспринимал басенный жанр в духе рассказа. В первую очередь он отталкивался от художественных целей и на их основе приходил к моральному выводу. Безусловно, в баснях Крылова свое отражение нашло все богатство мировой басенной традиции. Однако большинство его басен наполнялись сюжетами, продиктованными русской действительностью.
В басенном наследии Крылова нашли свое отражение злободневность и высокий нравственный пафос. При раскрытии характеров в баснях нашли свое отражение мастерство драматурга, умение отразить существующую реальность.
Басни И.А. Крылова отличаются идейно-художественным своеобразием. В их основе лежит истинная народность и высокие патриотические чувства автора. Крылов являлся сторонником просветительского демократизма, что нашло свое отражение в басенном творчестве. Он стал выразителем настроений и стремлений простого русского народа.
В баснях Крылова отразилась истинная история российского государства: война 1812 года, готовящееся декабристское восстание. Так, появился новый жанр – социально-боевой, который во многом предопределил дальнейшее развитие басенного творчества. Главной идеей баснописца являлось общественное переустройство. Однако произойти оно должно было мирным путем при помощи просвещения и реформирования. Тем не менее, ряд басен Крылова наполнен революционным содержанием.
Посредством басен он обращается со словами поддержки к простому русскому народу. Крылов противопоставляет крестьянина, работающего на общество, эгоистам из высшего общества.
В основе басен Крылова лежит глубокая нравственность. Он прославляет трудолюбие, скромность, формирует в читателях товарищеские чувства. В то же самое время он критично относится к лживости, хвастовству, лицемерию правящего класса.
Большое значение в творческом наследии Крылова имеют художественные особенности его басен. Баснописец тщательно подходил к их языковому воплощению. В них впервые в истории русской литературы был представлен язык простого человека. Крылов совершенно не боялся «низкой» лексики, в то же самое время он стремился к сохранению эстетического вкуса.
Фрагмент текста работы:
2. Истоки басенного творчества И.А. Крылова (античные и новоевропейские)
Впервые отечественные басни обрели свою оригинальность благодаря творчеству А.П. Сумарокова. Именно он придал басне как назидательно-дидактическому жанру сатирическую злободневность. В притчах Сумарокова был найден стих русской басни – вольный ямб с интонациями живой речи. В творчестве русского баснописца И.А. Крылова соединились сатирическая злободневность, высокий нравственный пафос, стихия противоречия и живость занимательного рассказа. В основе ценностей для Крылова лежит практический смысл и достоинство человека, который живет своим трудом. Большая часть его басен восходит к Эзопу, Федру и Лафонтену. Так, например, басня Крылова «Стрекоза и Муравей» восходит к басням Эзопа «Кузнечик и Муравей» и Лафонтена «La Cigale et la Fourmi». Уже Сумароков передал эту басню Лафонтена хореем. Крылов перенимает у Сумарокова рассказ о бедственном положении Стрекозы, отсутствующий у Лафонтена, однако передаёт его в дружески-фамильярном, легкомысленном тоне, в котором Стрекоза обращается к Муравью. В отличие от Лафонтена и Сумарокова, Крылов даёт в реплике Стрекозы подробное описание её летнего времяпрепровождения, рисуя его в таких ярких красках, в столь характерном описании русской природы, что Стрекоза сразу же воспринимается как живой персонаж, наделённый чертами легкомысленной, беспечной девушки.
Наибольшую славу в развитии мировой басни снискали древнегреческие басни Эзопа. Скорее всего, это был вымышленный человек, которому приписывали басни из народа, датируемые VI в. до н. э. Подобные басни представляли собой тот богатейший потенциал, откуда свои сюжеты заимствовали другие баснописцы. Они по-своему использовали данные сюжеты по отношению к современности и осмысливали их совершенно по-иному. В античной басне находит свое отражение аллегорическое изображение сюжета, отсутствует раскрытие характеров.