Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Исследования самооценки в российской и зарубежной психологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМООЦЕНКЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Понятие самооценки в психологической науке 5
1.2. Функции и сущностные признаки самооценки 9
1.3 Классификация видов самооценки 11
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ 18
2.1. Диагностические методы исследования самооценки 18
2.2. Экспериментальные исследования самооценки 26
Вывод по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изучение феномена самооценки и разработка данной проблемы является одной из ключевых задач различных отраслей психологической науки – социальной психологии, психологии личности, психологии спорта и т.д. Это, прежде всего, связано с тем, что самооценка является ключевым фактором, определяющим успешность личности в различных видах деятельности. Данная работа на начальном этапе посвящена изучению исследований самооценки в российской и зарубежной психологии. Изучение феномена самооценки дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами и развиваться. В представление о самооценки много мифов и недопонимания. Самооценка, чтобы быть эффективной, должна учитывать ценности, интересы, тип личности и способности человека.
Цель исследования: изучение феномена самооценки в российской и зарубежной психологии.
Объект исследования: самооценка личности.
Предмет исследования: взаимодействие понятий самооценки в Российской и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к исследованию самооценки личности.
2. Рассмотреть эмпирические методы исследования самооценки личности.
3. Рассмотреть функции самооценки: регуляторная, защитная, адаптационная, развивающая, отражающая (или сигнальная), эмоциональная, корригирующая, ретроспективная, мотивирующая, терминальная.
Методики:
1.

Перспективы дальнейшей разработки темы:
Исследования самооценки в российской и зарубежной психологии — это адаптационный этап начала изучения самооценки. В дальнейшем работа будет акцентирована на изучение и приобретение знаний о самооценки, для того чтобы полностью разбираться во внутреннем «я», опираться на самого себя и иметь все возможные знания в этой сфере.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно отметить, что существует большое количество взглядов на понимание и структуру самооценки, однако большинство ученых сходится во мнении, что самооценка представляет собой комплекс представлений о собственных личностных качествах, способностях, возможностях и ресурсах, а также о соотношении собственного идеального Я и реального Я. Также авторами выделяется ряд функций самооценки (защитная, регулирующая и др.), а также множество видов самооценки. В целом можно говорить о том, что определенный уровень самооценки оказывает большое влияние на жизнедеятельность и поведение, общение человека с окружающими в целом. Например, низкая самооценка заставляет человека отказываться даже от посильных задач и зачастую замыкаться в себе, уходя от активного общения с окружающими.
В настоящее время разработано большое количество методик исследования самооценки, таких как, методика Дембо-Рубинштейн, методика Будасси, методика «Лесенка» и др.
Современные направления исследований самооценки связаны с исследованием самооценки школьников различного возраста. Это обусловлено тем, что ученые считают именно школьный возраст, начиная с младшего школьного возраста, является периодом активного становления самооценки, что необходимо учитывать в проектировании образовательной деятельности. Также большое значение в связи с развитием инклюзивного образования имеет исследование самооценки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, самооценка является весьма значимым компонентом личности, который активным образом исследуется в психологии и педагогике.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМООЦЕНКЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие самооценки в психологической науке

Самооценка выступает в качестве составляющего компонента самосознания, в который включена параллельно с представлениями о себе, оценка субъектом собственных физических характеристик, способностей, нравственных установок и действий [1].
В зарубежной психологии самооценка анализируется в составе «Я – концепции», которая интерпретируется как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящаяся с их оценкой [1].
Содержание «Я – концепции» содержит в себе:
1) «Я – Образ» — сочетание представления человека о самом себе;
2) Самооценка. С точки зрения Н. И. Козлова самооценка – это то, насколько высоко или низко субъект оценивает свои личные характеристики и потенциал [1].
3) Реакция в поведении, то есть конкретные действия, которые формируются, как итог взаимодействия «Я – Образа» и самооценкой.
Зигмунд Фрейд описывает человека, как существо, которое контролирует собственную агрессию, а инстинкты функционируют на подсознательном уровне. Он придерживался мнения, что человек не осознает себя, а также источники собственных действий и поведения. Соответственно, Фрейд мало уделял внимания феномену самооценки, которую в значительной мере он соотносится с функцией «суперэго».
С. Куперсмит под термином «самооценка» подразумевает «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей ценности, значимости» [1].
Американский философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Р.Бернс отмечает, что У.Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином «самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.
Роберт Бернс анализирует самооценку в составе «Я-концепции», которая интерпретируется им, как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящееся с их оценкой. «Я-концепция» – это относительно стабильная, в более или менее значительной мере осознанная и переживаемая как уникальное сочетание представлений индивида о самом себе, на базе которой он конструирует собственное взаимодействие с окружающими и относится к себе. Такое понимание позволяет сделать вывод, что «Я-концепция» представляет собой систему отношений субъекта как к себе, так и к окружающему миру: людям, объектам, феноменам и др. Информация, воспринятая субъектом из окружающего мира, интерпретируется им в рамках системы таких отношений, и, отталкиваясь от уровня соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе содержит воспринятая информация – угрозу или одобрение, – субъект конструирует собственное поведение. Сложилось мнение о том, что «Я-концепция» представляет собой центр системы саморегуляции индивида. Фундаментом «Я-концепции» выступает самооценка и уровень притязаний [2].
Самооценка – оценка личностью самой себя, собственного потенциала, характеристик и положения в кругу остальных субъектов. Это самый значимый и максимально исследованный в психологии аспект самосознания личности.
А. В. Захарова рассуждает так: самооценка – многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания. Основным средством самооценки является обращение субъекта к анализу самого себя и своей деятельности. Огромную роль в системе самооценивания играет младший школьный возраст, постепенно, в ходе возрастного развития самооценка приобретает рефлексивно-критический характер и усиливается ее регулятивная функция [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы