Курсовая теория на тему Исследование уровня притязаний у студентов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У СТУДЕНТОВ.. 5
1.1 Сущностная
характеристика уровня притязаний человека. 5
1.2 Психологическая
характеристика студентов. 10
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У СТУДЕНТОВ.. 14
2.1 Технологический
процесс исследования уровня притязаний у студентов. 14
2.2 Рекомендации по
вопросу «исследование уровня притязаний студентов». 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 21
Введение:
Актуальность.
На сегодняшний день образование выполняет не только обучающую
функцию, но и призвано создавать условия, которые обеспечат всестороннее
личностное становление человека, развитие
его познавательных, творческих, профессиональных, спортивных
способностей, а также формирование социально-гражданской активности и
нравственных ценностей.
Подобные задачи отражены в действующих законодательных актах,
включая «Концепцию долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Социальным
требованием к высшим учебным заведениям, заявленным в федеральных
государственных образовательных стандартах, является ориентация образования не
только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и
на развитие его личности. Так как от этого зависит выстраивание студентом
стратегии поведения в социуме с использованием имеющихся индивидуальных ресурсов, в том числе в зависимости от его
уровня притязаний.
Современные психологи прослеживают взаимосвязь между уровнем
притязаний у студентов с их мотивационной сферой и самооценкой. Следовательно,
уровень притязаний личности это сложный психологический концепт, от которого
зависит стремление к выполнению той или иной деятельности и достижение успеха в
ней.
Студентов
выделяют в качестве отдельной категории также исходя из отличающих ее черт от
остальных групп, к которым относится социальный престиж и статус в обществе,
активное взаимодействие с социальными институтами и группами, поиск жизненных
смыслов, стремление к новым идеям.
Поскольку, студенты это категория населения, формирующая
профессиональный, интеллектуальный и творческий резерв общества именно поэтому
важно проводить исследования с целью выявления у них уровня притязаний, для
понимания способности реализация их потенциала по преобразованию общества и
окружающего мира в целом.
Степень
разработанности.
Основу изучения уровня притязания составляют работы таких авторов
как Батурин Н.А., Курганский Н.А., Бороздина Л.В., Калита Н.Г., Козелецкий Ю., Мельниченко О.Г.. Уровень
притязания личности взаимосвязан с другими составляющими личности, в частности,
про взаимосвязь уровня притязания и целеполагания подробно описано у Братусь
Б.С.. Мотивацию и уровень притязания исследовали Ильин Е.П., Мерлин В.С.,
Степанский В.И., Субботин В.Е.. Влияние
интеллектуальных способностей на формирование уровня притязаний отмечено у
Гербачевского В.К., групповое влияние на притязание отдельного человека изучено
Глоточкиным А.Д. и Кашириным В.П., влияние рефлексивных способностей у Шигабетдиновой Г.М., эмоций у Рейковского Я.
и Субботина В.Е. Студенчество
как психологический период рассматриваются в научных изысканиях Донцова Д.А., Донцовой М.В., Егоровой Ю.А., Зимней И.А., Исаева
И.Ф., Малютиной Т.В., Мироновой А.В., Першиной
Л.А.. С процессом исследования уровня
притязаний можно ознакомиться в работах Бороздиной Л.В. и Ерамасовой А.А.
Цель
исследования: теоретические обосновать и разработать рекомендации по
исследованию уровня притязаний у студентов.
Объект
исследования: исследование уровня
притязаний.
Предмет
исследования: исследование уровня притязаний у студентов.
В соответствии с целью курсовой
работы были определены следующие задачи:
1. Определить сущность «уровня
притязаний» человека;
2. Рассмотреть психологическую
характеристику студентов;
3. Изучить, как
происходит технологический процесс исследования уровня притязаний у студентов;
4. Разработать
рекомендации по вопросу «исследование уровня притязаний у студентов».
Логика исследования определяет структуру работы, включающую в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В
ходе выполнения курсовой работы были выполнен ряд задач, а именно:
1. Определена сущность «уровня
притязаний» человека;
2. Рассмотрена психологическую
характеристику студентов;
3. Изучено, как
происходит технологический процесс исследования уровня притязаний у студентов;
4. Разработаны
рекомендации по вопросу «исследование уровня притязаний у студентов».
Анализ литературы и научных публикаций по исследованию уровня притязаний
студентов позволил сделать ряд выводов
— Уровень
притязания человека это совокупность выбора трудности цели, самооценка личности
собственных способностей и качеств,
ожидаемый результат, к которому стремится индивида в процессе деятельности и
общения.
— Уровень
притязаний тесно взаимосвязан с процессами самооценки человека, его
рефлексивными и регулятивными способностями, уровнем интеллекта, особенностями
темперамента, а также с предыдущим опытом достижения успеха или его не
достижения.
— Студенчество
является важным этапом становления молодого человека как личности,
профессионала и члена общества. Исходя из рассмотрения противоречий и
новообразований данного периода, можно сделать вывод о том, что он является
довольно продуктивным для личности студента, здесь происходит построение
жизненного плана, приобретение внутренней стабильности и гармонии и многое
другое, а значит происходит формирование уровня притязаний.
Процесс
исследования уровня притязаний у студентов включает в себя, постановки цели,
формулировки гипотезы, подбора диагностического инструментария и описание
сценария эксперимента, проведение собственно диагностирования и эксперимента,
первичную и вторичную обработку полученных данных, а также
математико-статистическое подтверждение сделанных выводов.
Рассмотрение
теоретических и практических аспектов исследования уровня притязаний позволило
разработать методические рекомендации, которые заключаются в:
— качественном подборе и анализе литературы по
теме исследования;
— адекватности
подбора диагностического инструментария или хода эксперимента;
— дополнительной математической обработке полученных данных;
— создание
комфортной и безопасной среды исследования;
— информирование
испытуемых о целях, этапах и времени проведения исследования;
‑ соблюдение законодательных и
общечеловеческих законов при проведении исследования;
— своевременном отслеживание
уровня притязаний у студентов с целью предотвращения развития безынициативности, не принципиальности, понижения
общественной активности;
—
учете при работе со студентами с неадекватным уровнем притязаний включенность у
них психологических защитных механизмов.
Таким образом, поставленные перед нами задачи выполнены в полном объеме, а
цель была достигнута.
Данная работа создает перспективы для
дальнейшего углубления вопроса об исследование уровня притязаний у студентов. Важной
перспективой исследования будет являться возможность проведения исследования на
новом уровне (вузовский, региональный, федеральный).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У СТУДЕНТОВ
1.1 Сущностная характеристика уровня притязаний человека Исходя из предмета
настоящей курсовой работы – исследование уровня притязаний у студентов, важным
представляется рассмотрение основных его составных частей, а именно изучение
сущности уровня притязаний, рассмотрение психологических характеристик студентов
как основной категории исследования. Современное
научное сообщество связывает уровень притязаний с мотивационной сферой личности,
и понимает под ним характерное индивиду свойство в самооценивание имеющихся
способностей и достижение результатов в какой-либо деятельности. Результат
действий человека можно определить как «успех» или «неуспех» в случае
отрицательного результата или его отсутствия, следовательно, качественные и
количественные показатели «успеха» и составляют притязание личности. Стоит
отметить, что человек сложно биосоциальное существо, выполняющее множество
действий в разных сферах жизнедеятельности, а значит постоянно выстраивающее
ожидание по отношению будущих результатов. Можно сделать вывод, что вне
зависимости от сферы деятельности уровень притязаний сопутствует индивида на
протяжении всей жизни. В
частности, Ю. Козелецкий рассматривает уровень притязаний, как степень
реализации целей, которые приносят личное удовлетворение индивиду принимающему
решение по отношению к стремлению достижения цели [16, с. 291]. В
ходе анализа научных публикаций и литературы по теме курсовой работы были найдены следующие трактовки «уровня
притязаний»:
— качественные и количественные показатели
производительности удовлетворяющие
человека (В.Н. Мясищев) [22, с. 170];
— человеческое притязание на оценку как
проявление его оценочных потребностей ( Б.Г. Ананьев) [1,
с. 146];
— уровень трудности
решаемых задач, на осуществление которых претендует индивид побуждаемый
определенными мотивами (М.С. Мерлин) [20, с. 211];
— процесс самооценивания человека по
отношению к качеству и количеству собственной деятельности (В. Гошек) [3, с.
145];
— притязание личности выражают ее
ценности, установки и потребности в достижение определенных результатов в
процессе общения и деятельности, а также оценку этих результатов и собственных
качеств и способностей ( А.Д. Глоточкин) [7, с. 69].