Курсовая теория на тему Исследование темперамента в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ 5
1.1. Понятие темперамента в психологической науке 5
1.2. Особенности проявление темперамента у детей младшего школьного возраста 10
1.3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список литературы 18
Введение:
Актуальность темы. Проблема личности является центральной для персонализма, в рамках которого она признается первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Основатель французского персонализма Мунье считает личность единственной реальностью, кото-рую мы познаем и одновременно создаем изнутри, живой активностью са-мо творчества, коммуникации. Бердяев, разворачивая традицию славян-ского персонализма, отмечает, что личность не рождается, а творится Бо-гом. Личность есть Божья идея и Божий замысел, целостность и единство, которая имеет безусловную и вечную ценность. Вместе с тем в некоторых психологических школах ХХ века., прежде всего, социо-центрическая, личность понимается как социальная маска индивидуальности. Индивиду-альность – это основной признак личности, отражение социального субъ-екта в единстве общего, особенного и индивидуально неповторимого [7]. Сущностью индивидуальности личности является целостность личности, которая проявляется как определенное отношение личности к миру. Как индивидуальность, личность не может спрятаться за нормативностью лю-бых своих значимых общественных действий. В процессе жизнедеятельно-сти индивид стремится адекватного, полного раскрытия приобретенных сущностных сил, самореализации собственной индивидуальности. Бытие человека происходит как бы в трех сферах, а именно: созерцание, деятель-ности и общения. Деятельность стала ведущим объяснительным принци-пом в познании человека, важным фактором в развитии культуры, особен-но такой ее сферы, как искусство.
Одной из значимых тенденций нашего времени является признание важности человеческой личности. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.
Литературный обзор. Изучением особенностей темперамента зани-мались отечественные и зарубежные авторы. Изучения физиологических основ темперамента и свойств нервных процессов представлено в работах И. П. Павлова; психология памяти раскрыта Г. Эббингаузером; особенности темперамента студентов изучены в трудах Э. Кремчер, Б. М. Тепловой, В. М. Русаловой и др.; П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. На пути научной разработки указанных вопросов в проблематику особого содержания выделились также социальные способ-ности, вопросам диагностики развития которых посвящены работы Ч. Ханта, Е. Торндайка, Г.Олпорта, Г. Джереки, Д. Гилфорда, Г.Гарднера, Г. Стернберга и др.
На отечественной почве в советские и постсоветские времена психо-логическим исследованием способностей активно занимались Т.И. Артемь-ева, Д.Б.Богоявленская, Е.М.Борисова, Л.А. Венгер Е.А. Голубева,.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, И.И.Калмыкова, В.В. Клименко, Есть.А. Климов, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, С.Д. Максименко, А. Моляко, К.К. Платонов, В.А.Рыбалка, С.Л. Рубин-штейн, В.А.Житель Ромен, Г.А.Семенова, Б.М.Теплов, Н.А.Холодная, В.Д. Шадриков, и др.
Большое количество работ посвящена типологизации характера, определению определенных его черт и особенностей. Вместе с тем недоста-точно разработанными остаются вопросы формирования зависимости спо-собностей человека от такой основной составляющей характера, как тем-перамент. Несомненным остается то, что характер личности подлежит дей-ствию определенных факторов и зависит от них, но спорным является определение того, какой из них считать решающим в формировании тот или иной черты характера или способности человека.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности ре-бенка, которые, несмотря на одинаковое проявление в разнообразной дея-тельности остаются неизменными и постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [4].
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходи-мости рассмотрения темперамента в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования является личность младшего школьника.
Предметом исследования является исследование темперамента в младшем школьном возрасте.
Целью написания данной курсовой работы явилось изучение темпе-рамента в младшем школьном возрасте.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1.Изучить понятие темперамента в психологической науке ;
2.Рассмотреть особенности проявление темперамента у детей млад-шего школьного возраста;
3.Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
Информационной базой послужила современная научная и перио-дическая литература.
Методологическую основу написания работы составляют сравни-тельно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Эмпирическая база исследования:
Гипотеза исследования:
Объем и структура данной курсовой работы определены логикой системного исследования и характером изучаемых в нем проблем. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, они остаются постоянными на протяжении жизни человека [15]. Большинство ученых едины во мнении, что темпера-мент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя.
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся спо-собствует оптимизации процесса обучения и образования.
Нужно отметить то, что учет индивидуально-психологических осо-бенностей учащихся приобретает особое значение для процесса обучения предмету в силу его специфики, который может относится к числу слож-ных для усвоения: некоторые обучаемые не решаются говорить, с трудом преодолевают барьер в учебе.
В педагогической практике существует огромное количество случаев, когда очень способный и творческий человек с высокой самооценкой и ис-ходно сильной учебной мотивацией сталкивался с серьезными трудностя-ми в том или ином виде учебной деятельности и переставал двигаться впе-ред, в то время как гораздо менее одаренный его товарищ успешно пре-одолевал эти трудности и со временем добивался гораздо большего.
При объяснении этого феномена психологи и педагоги часто апелли-руют к таким индивидуально-психологическим особенностям учащихся, как уровень интеллекта, учебная мотивация, темперамент и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРА-МЕНТА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕ-НЫХ
1.1. Понятие темперамента в психологической науке
В психологии темперамент в широком смысле относится к последо-вательным индивидуальным различиям в поведении, которые биологиче-ски основаны и относительно независимы от обучения, системы ценностей и установок. Некоторые исследователи указывают на связь темперамента с формальными динамическими особенностями поведения, такими как энер-гетические аспекты, пластичность, чувствительность к специфическим под-креплениям и эмоциональность. Черты темперамента (такие как невротизм, общительность, импульсивность и т. д.) остаются отчетливыми паттернами поведения во взрослом возрасте, но они наиболее заметны и наиболее изу-чены у детей. Младенцы обычно описываются темпераментом, но про-дольные исследования в 1920-х годах начали устанавливать темперамент как нечто стабильное на протяжении всей жизни.
Хотя согласовано широкое определение темперамента, было разра-ботано много классификационных схем темперамента, и консенсуса нет.
Исторически понятие темперамента (первоначально » темпераменты «в переводе с латинского означает» смеси») было частью теории четырех юморов с соответствующими им четырьмя темпераментами [2,c.87].
Эта историческая концепция была исследована философами, психо-логами, психиатрами и психофизиологами с самых ранних времен психо-логической науки, с теориями, предложенными Иммануилом Кантом, Германом Лотце, Иваном Павловым, Карлом Юнгом, Герардом Хейман-сом и другими.
Совсем недавно ученые, ищущие доказательства биологической ос-новы личности, дополнительно изучили взаимосвязь между темперамен-том и нейромедиаторными системами и характер (определяемый в этом контексте как аспекты развития личности). Однако биологические корре-ляции трудно подтвердить. Несколько психиатров и дифференциальных психологов предположили, что темперамент и психические заболевания представляют собой в различной степени один и тот же континуум нейро-медиаторных дисбалансов в нейрофизиологических системах поведенче-ской регуляции.
На самом деле исходные четыре типа темперамента (холерик, мелан-холик, флегматик и сангвиник), предложенные Гиппократом и Галеном, напоминают умеренные формы типов психических расстройств, описан-ных в современных классификациях [10]. Более того, гипотеза Гиппократа-Галена о химических дисбалансах как факторах последовательных инди-видуальных различий также была подтверждена исследованиями в нейро-химии и психофармакологии, хотя современные исследования приписыва-ют это различным соединениям. Многие исследования изучали отношения между чертами темперамента (такими как импульсивность, поиск ощуще-ний, невротизм, выносливость, пластичность, общительность или экстра-версия) и различными нейро-трансмиттерными и гормональными систе-мами (т. е. теми же системами, вовлеченными в психические расстройства)
Хотя темперамент и психические расстройства могут быть представ-лены как соответственно слабые и сильные дисбалансы внутри одних и тех же регуляторных систем, неверно говорить, что темперамент является сла-бой степенью этих расстройств. Темперамент может быть предрасполо-женностью к развитию психического расстройства, но его не следует рас-сматривать как гарантированный маркер расстройств [8,c.200].
Теории темперамента имеет свои корни в Древней теории humorism. Возможно, она возникла в древнеегипетской медицине или в Месопотамии, но именно греческий врач Гиппократ (460-370 до н. э.) развил ее в меди-цинскую теорию. Он считал, что некоторые человеческие настроения, эмо-ции и поведение были вызваны избытком или недостатком телесных жид-костей (называемых «юморами»), которые он классифицировал как кровь, желтую желчь, черную желчь и мокроту. Гален (AD 129-c. 200) разрабо-тал первую типологию темперамента в своей диссертации de temperamentis и искал физиологические причины различного поведения у людей. Он классифицировал их как горячие/холодные и сухие/влажные, взятые из че-тырех элементов. Также может быть «баланс» между качествами, дающий в общей сложности девять темпераментов. Само слово » темперамент «про-исходит от латинского» temperare»,»смешивать». В идеальной личности комплементарные характеристики были изысканно сбалансированы между теплым-прохладным и сухим-влажным. В четырех менее идеальных типах одно из четырех качеств доминировало над всеми остальными. В осталь-ных четырех типах одна пара качеств доминировала над комплементарной парой; например, теплое и влажное доминировали холодное и сухое [11]. Последние четыре были темпераментными категориями, которые Гален назвал «сангвиническими», «холерическими», «меланхолическими» и «флегматичными» в честь телесных свойств. Каждый из них был результа-том избытка одного из юморов, который вызывал дисбаланс в парных ка-чествах.