Курсовая теория на тему Исследование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. 9
1.1.
Психолингвистические основы формирования связной речи у дошкольников 9
1.2. Характеристика детей с ОНР. 9
1.3. Особенности формирования связного речевого высказывания детей с ОНР 9
Глава
2. Исследование уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного
возраста с ОНР. 10
2.1.
Методика исследования уровня сформированности связной речи у детей с
общим недоразвитием речи. 10
2.2. Анализ результатов исследования. 10
2.3. Коррекционная работа по
формированию способностей к связной речи. 10
Заключение. 10
Список
литературы.. 11
Введение:
Речь — особая
и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе
речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг
на друга. Речь — важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
Речь – это форма общения, сложившаяся в процессе деятельности людей. Речь
развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным
развитием ребёнка и служит показателем его общего развития [20].
Те функции которые выполняет речь, формируют экспрессивную (внешнюю) и
импрессивную (внутреннюю) речь.
Внутренняя речь является необходимым этапом подготовки к внешней
развернутой речи. На этом этапе внутренний смысл переводится в систему
развёрнутых, синтаксически организованных речевых значений.
Внутренняя речь, учитывая мнение А.А. Леонтьева, это речь, лишённая
звукового дизайна и протекающая с внедрением языковых значений, хотя вне
коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь не делает
функции общения, а только обслуживает процесс мышления определенного жителя
нашей планеты. Она выделяется по собственной текстуре свёрнутостью, неимением
побочных членов предложения[8].
Внешняя речь – это система используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации
мысли.
Внешняя речь включает в себя следующие виды:
— письменную (чтение и письмо);
— устную (монологическую и диалогическую).
Письменная речь – это графически оформленная речь, на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, предполагает углубленные
навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно
передать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму
выражения.
На развитие устной речи оказывает влияние усвоение письма и письменной
речи. В период овладения устной речью у ребёнка происходит неосознанная
обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений,
которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте [8].
Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов
вслух и восприятия их людьми на слух. Она включает в себя связную речь, которая
представляет собой сложную форму речевой деятельности.
Наряду с существенными отличиями отличается определённая общность и
взаимосвязь диалогической и монологической форм речи.
Сначала, их соединяет общественная система языка, монологическая речь,
образующаяся у ребёнка на базе диалогической, потом органически включающаяся в
диалог, разговор. Эти выражения имеют все шансы быть из нескольких услуг и
содержать различную информацию (куцее известие, добавление, простое
рассуждение). Устная монологическая речь в узнаваемых границах сможет дозволять
неполноту выражения, тогда и её грамматическое возведение имеет возможность
приближаться к грамматической текстуре.
Выделяют виды связной речи, принадлежащие детям:
— развёрнутые ответы на вопросы (в т.ч. и в беседе);
— устные рассказы детей по данному началу или концу;
— рассказывание художественных текстов, заученных на память;
— импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;
— различные виды драматизации, устного (словесного) рисования,
воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных
рассказов.
Связная речь быть может ситуативной и контекстной. Ситуативная речь
связана с определенной обстановкой и вовсе не отображает стопроцентно
содержание идеи в речевых формах. В контекстной речи её содержание ясно из
самого контекста. Сложность контекстной речи заключается в том, собственно тут
потребуется возведение выражения в отсутствии учёта определенной ситуации, с
опорой лишь на языковые средства [5].
Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М.
Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др. Проблема
развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П.
Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и
др.
Вопрос
коррекции связной речи очень сложен и обширен. Существует множество методик,
среди которых выделяется мнемотехника как наиболее информативная.
Данная методика позволяет
использовать естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Адекватное
отражение вещей настоящей реальности, их взаимосвязей и взаимоотношений
выявляется в предметно-смысловой организации выражения; отражение ведь хода
изложения лично думы имеет место быть в его закономерной организации выражения,
содействует чёткому, спланированному изложению идеи, другими словами свободному
и осознанному претворению в жизнь речевой работы. Исполняя речевую работа,
человек идет «внутренней логике» выявления всей текстуры предметных
взаимоотношений. Элементарное проявление смысловой связи – межпонятийная связь,
отражающая отношения между двумя компонентами. Основной тип меж понятийной
связи – предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в
развитии».
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. Исследование уровня сформированности связной
речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1. Методика исследования уровня
сформированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи Основное обследование
уровня развития связной речи проводятся с помощью специальных заданий. Возможности детей в построении достаточно
информативных, коммуникативно-полноценных связных высказываний в значительной
степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи . Детям предлагается ряд
диагностических заданий, взятых из научно методического пособия под редакцией
Ю.Ф. Гаркуши [5], диагностических методик по основным направлениям работы с
детьми старшего дошкольного возраста под редакцией Т.С. Комаровой и О.А.
Соломенниковой [12], а также методики изучения связной речи с помощью серии
заданий В.П. Глухова [7]. Данные методики помогают грамотно провести
комплексную дифференциальную диагностику, дают возможность, выбрать и
реализовать