Курсовая теория на тему Исследование Педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологическая культура и сущность педагогической
рефлексии 6
1.1. Психологическая культура в деятельности педагога. 6
1.2. Сущность педагогической рефлексии. 15
Глава 2. Роль рефлексии в педагогической деятельности и
способы развития способностей к рефлексии. 22
2.1. Рефлексия как часть деятельности педагога. 22
2.2. Способы развития способностей педагогов к рефлексии. 24
Заключение. 31
Список
использованной литературы 33
Введение:
Фундаментальная трансформация культурной и
социально-экономической жизни страны породила появление новых ценностей
образования, создав в обществе устойчивый спрос на профессионально компетентных
педагогов, способных проектировать развивающуюся социально-педагогическую среду
и создавать психолого-педагогические условия для воспитания человека на
основных этапах его становления. По сути, единственной функцией школы является
передача культурного опыта новому поколению в виде логически завершенной
системы знаний, формирующей научную картину мира для учащихся. На смену ей
пришла новая функция образования — субъект социальных преобразований, развитие
самостоятельности личности и творчества.
Эта образовательная система требует от педагогов быть
профессионалами, ориентироваться на развитие способностей человека, не только
воспроизводить знания, умения, уметь взаимодействовать с учебным процессом,
устанавливать состояние образования в развитии, а не только составлять и решать
педагогические задачи; это и есть настоящая задача педагогики. Это должен быть
новый тип педагога, способного быстро реагировать на происходящие социальные
изменения и корректировать свою профессиональную деятельность в направлении
удовлетворения своих социальных потребностей.
Прежде всего, они должны быть профессионалами в
области педагогической деятельности, по сравнению со специалистами в узких
предметных областях, способными целенаправленно осуществлять обучение и
развитие учащихся, способными проектировать собственную деятельность, изменять
и развивать ее. Одной из характеристик его профессионального сознания должна
быть концентрация мышления на педагогических проблемах, на педагогическом
процессе как целостном явлении, принадлежащем к центру формирующейся личности ученика.
Социальная востребованность профессиональных
педагогов резко повысила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей
развития профессионального самосознания, профессиональной значимости и
профессионально необходимых личностных качеств. Учителя должны обладать набором
качеств, без которых достижение вышеуказанных целей практически невозможно.
Кроме того, профессиональный рост требует от
педагогов концентрации на самообразовании и саморазвитии. Важную роль в этом
отношении играет необходимость отражения развития педагогической деятельности.
Рефлексия педагога связана со специфическим
механизмом межличностного познания, перцептивной способностью педагога, управлением
познавательным процессом ученика, управлением образовательным учреждением,
психолого-педагогической культурой и способностями педагога, его личным стилем
деятельности и др.
Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в
большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г.М. Коджаспировой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.
Кулюткина, А.К.Марковой, А.И.Мищенко, Н.Ю. Посталюк, И.Н.Семенова,
В.В.Серикова, В.А. Сластенина, С.Ю.Степанова, Г.С .Сухобской, В.Н. Харькина и
др.).
Проблемы формирования рефлексии учителя обсуждались
О.С. Анисимовым, Е.В. Бережновой, В.В. Краевским, В.В. Сериковым, А.Н. Ходусовым
и др.
Актуальность данного исследования обусловлена
возросшей ролью рефлексивных процессов в психологии и педагогической науке и
практике, а также противоречием между неразвитостью условий, необходимых для
формирования педагогической рефлексии, и развитием рефлексивных функций
сознания будущего учителя.
Объект исследования: педагогическая рефлексия
учителя.
Тема исследования: процесс педагогической рефлексии
учителя.
Целью данного исследования является изучение
педагогической рефлексии как неотъемлемой части психологической культуры
педагогов.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение понятия психологической культуры учителя
на основе психолого-педагогической литературы;
2. Природа и значение исследовательской
педагогической рефлексии;
3. Изучение особенностей развития рефлексивных
способностей педагога;
4. Определение способов развития способности учителей
к рефлексии.
Исследование гипотез. Формирование педагогической
рефлексии учителя будет успешным при условии:
— Знания и понимания учителями важности
педагогической рефлексии как неотъемлемой части педагогической культуры;
— Навыка самоанализа профессиональной деятельности;;
— Развивития стимулирования обогащать умение обучать
рефлексии, в том числе самонаблюдению, самосознанию, самоанализу, самокоррекции
позитивного, смыслообразующего и рефлексивного мышления.
Теоретическая значимость данного исследования
заключается в обобщении опыта исследователей педагогической рефлексии и
расширении сущности педагогической рефлексии как общего феномена системы
профессиональной педагогической культуры современного учителя.
Практическая значимость данного исследования
заключается в изучении рефлексивной деятельности педагогов, направленной на
развитие способности педагогов обучать рефлексии с помощью деловых игр и
упражнений. Теоретические исследования по формированию педагогической
рефлексии, содержащиеся в работе, могут быть использованы для профессиональной
подготовки будущих педагогов.
Заключение:
Современная образовательная ситуация ставит
профессиональный уровень педагогов все выше и выше. Понятно, что достижение
целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом
педагога, его общей и профессиональной культурой.
Учитель в системе образования — это саморазвивающаяся
личность. Постоянно работая над собой, он совершенствует свои профессиональные
и личностные качества.
Современная школа нуждается в учителе со своим стилем
деятельности, как в учителе, сочетающем тематическое содержание, формы и методы
обучения, которыми он владеет на научно-теоретическом уровне, а также в
применении своего творчества при решении проблемных педагогических ситуаций,
раскрывая тем самым творческую позицию своего субъективного автора.
Формирование такой должности является яркой чертой
педагогической культуры, зрелости и профессионального мастерства современных
педагогов. Главным условием ее развития является качество системного
формирования педагогов, например рефлексия. Его главная особенность —
способность педагогов выбирать ценностную базу своих действий, искать смысл
происходящего, анализировать свою деятельность и принимать нестандартные
решения.
Успешное профессиональное развитие личности педагога
зависит от его способности всесторонне оценивать себя и свою профессиональную
деятельность, то есть от того, насколько специалист способен осмыслить все
важные аспекты своей специализации. Механизмом, ответственным за переход
специалистов вообще и педагогов в частности с одного профессионального уровня
на другой, является трансформация самого сознания рефлексии.
Рефлексия-самоанализ собственного поведения и
состояния может помочь осознать свои недостатки, стимулировать желание
исправить позитивные ситуации, изменить что-то в себе.
Рефлексия побуждает к самооценке-оценке своих качеств,
интересов, способностей и т. д., а полученный результат позволяет организовать
самостоятельную учебу.
Рефлексивная деятельность педагога развивает его
способность видеть проблему собственной профессиональной деятельности,
видоизменять ее за счет своих внутренних ресурсов, делать собственный выбор и
нести ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности
учителя становится его главным приоритетом.
Педагогическая рефлексия реализует способность
учителя творчески изменять окружающую действительность, интерпретировать и
понимать педагогические знания, использовать их для развития личности ученика,
а также саморазвития и самосовершенствования как личности, так и профессии.
Формирование педагогической рефлексии обеспечит
готовность педагогов к осознанному выбору педагогических концепций, творческому
изменению методов обучения, управлению внешними факторами для достижения
личностно-ориентированного образования.
Отличительными чертами педагогов, стремящихся к
достижению совершенства, являются постоянное самосовершенствование,
самокритичность, эрудиция и высокая психологическая культура. Поэтому
профессиональный рост педагогов невозможен без рефлексии. Анализ собственной
деятельности как процесса осмысления педагогического опыта является важным и
уникальным инструментом преодоления существующих трудностей в работе и
мотивации к самосовершенствованию. Развитие рефлексивной способности педагогов
является главным условием определения лучших сторон их профессиональной
деятельности и трудностей.
Фрагмент текста работы:
Профессия учителя — одна из старейших в мире. Учитель —
это мыслитель, общественный деятель, который формирует взгляды и убеждения
людей и помогает им найти свой жизненный путь.
В научной литературе широко рассматриваются
особенности формирования профессиональных качеств и умений педагогов,
педагогических способностей, личностно-профессионального развития (Л.М. Митина,
А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ф.
Талызина и др.).
Личность педагога характеризуется устойчивой
доминирующей системой педагогических ориентаций — мотивацией, убеждениями, способностями,
интересами и др.
Педагогическая направленность, педагогическое
мышление, рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое остроумие —
все это центральный уровень иерархической модели структуры личности учителя.
А. К. Маркова отмечает, что педагогическая
деятельность, педагогическое общение и личность являются тремя основными
аспектами педагогической деятельности. "Личность учителя является
центральным фактором в работе учителя и определяет его позицию в педагогической
деятельности и педагогических обменах" [14, С. 43]. В процессе работы
учителя три стороны учителя вступают в сложные диалектические отношения друг с
другом, когда каждая из них является либо предпосылкой, либо средством, либо
результатом развития другой. "С некоторым упрощением можно сказать, что
педагогическая деятельность — это"техника" учителя, педагогическое
общение-атмосфера и атмосфера работы, а также личностные ценности, идеалы,
внутренний смысл деятельности учителя"[14, С. 46].
Точно так же, как A.К. Маркова отмечает, что
"полноценное осуществление педагогической деятельности педагогами
предполагает реализацию (расширение и достаточно высокий уровень) всех ее
составляющих: самостоятельную подготовку педагогических целей и задач; широкое
воздействие на учащихся; непрерывный самоконтроль за процессом и состоянием их
педагогической деятельности" [15, С. 62].
А. К. Маркова относит к важным профессиональным
качествам: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание,
педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию,
педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическое
остроумие, педагогическое видение и педагогическую рефлексию [15, с. 63].
Главной предпосылкой успешного выполнения
педагогических функций является индивидуальная педагогическая культура.
Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н.в. Седова и др.
Рассматривать интеграцию, синтез педагогической культуры личности как
естественное и приобретенное личностное свойство, обеспечивающее высокий
уровень активности педагогов, воспитателей, досуговых работников — в общем,
педагогов в широком смысле. Профессиональная культура педагога — это выражение
зрелости и развития важных социально-личностных ценностных характеристик,
реализуемых в его профессиональной деятельности. Профессиональная культура —
это сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с
реальной педагогической культурой личности, готовой не только транслировать
знания, но и создавать гуманизированную среду для развития в образовательном
процессе [15, С. 23].
В работе А.Б. Орлова дается определение
психологической культуры профессии учителя: "истинная психологическая
культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, мыслей и
влияний, проявляющихся в культуре, связанной с ним самим, а также учениками.
Эта культура является результатом постепенного преодоления и устранения невротических
(то есть нереальных) компонентов их внутреннего мира в различных психотерапевтических
практиках"[16, С. 46]. Поэтому психологическая культура в этом смысле
проявляется как совокупность следующих компонентов: вера, опыт, мысли о себе
(рефлексия), педагогическое воздействие. Не вдаваясь в мнение о полноте данного
определения, отметим, что нас интересует, как это определение соотносится с
концептуальными аспектами общей (а не профессиональной) психологической
культуры личности.
Психологическая культура — в своем развитом виде это
достаточно качественная самоорганизация и саморегуляция любой человеческой
деятельности, различных типов базовых желаний и тенденций, а также личностных
отношений.
Психологическая культура, как и лучший образ жизни,
обеспечивает стабильное и гармоничное функционирование личности, а вместе с тем
и ее самовыражение.
Педагоги оказывают психологическую поддержку
образовательному процессу и выступают посредниками "великого исторического
времени и социальных условий жизни" (Б. Д. Эльконин), разъясняя ценности и
цели, "инициируя" ребенка в поиске способов видеть и понимать
окружающий мир, самого себя и других. Культурная функция образовательной
деятельности — это функция "гуманитарных наук" и " человеческого
производства". Учитель работает с целостной личностью ребенка, создавая
условия для того, чтобы "пригласить" его к культурной самореализации,
вдохновить его духовно-нравственные намерения и поступки, помочь ему найти
личные средства для работы, изменить и развить себя