Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Исследование особенностей межличностных отношений в группе подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ
ПОДРОСТКОВ.. 6

1.1 Изучение
межличностных отношений в современной психологии. 6

1.2 Особенности
межличностных отношений подростков……………………10

Выводы по
первой главе. 17

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ.. 18

2.1 Описание
методов исследования межличностных отношений подростков. 18

2.2
Индивидуальные типы отношения к сверстнику в группе подростков. 21

Выводы по
второй главе. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

 

Актуальность
исследования
. Опыт межличностных отношений с другими
людьми, взрослыми или ровесниками, являются фундаментом для развития личности
подростка, становлением его самопознания. Последнее время особенно привлекает
внимание психологов и педагогов проблемы взаимоотношений подростков. Изучение
вопроса межличностных отношений имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Исследование этой проблемы много в многом связано с
более глубоким психолого – педагогическим изучением подростка, проникновением в
область контактов детей со взрослыми и ровесниками.

Человек — существо
социальное. Включение личности в общественные отношения обусловлено первичной
роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно
считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности
подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач
воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности
общаться. В подростковом возрасте ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками.

Человек не может
существовать изолированно от общества. Он постоянно находится в движении,
приобретает новые знания и обменивается информацией с окружающими. В течение
жизни существования человека постоянно меняется, у него формируются новые взгляды
и интересы. Еще с самого детства, с рождения человека окружает семья, которая
воспитывает в нем чувство уважения и любви и постепенно открывает путь во
взрослый мир. От того, в каком окружении находился человек, какие советы и
наставления он получал, будет зависеть и его жизнь. Будет понятно, сможет ли он
достичь чего-то в жизни и стать тем, кем стремится быть.

Поэтому, как видим,
проблема взаимоотношений весьма актуальна и требует обсуждения.

Цель
исследования:
изучить особенности межличностных отношений
в группе подростков.

Объект
исследования:
межличностные отношения.

Предмет
исследования:
особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте.

Цель работы
предусматривает выполнение таких задач:

— проанализировать
межличностные отношения в современной психологии;

— рассмотреть особенности
межличностных отношений подростков;

— охарактеризовать
особенности взаимодействия детей на разных этапах школьного возраста.

Гипотеза
исследования:
Высокий уровень межличностных отношений
между учащимися формируется при условии создания благоприятного
психологического климата в коллективе.

Методологические
и теоретические основы исследования:
Методологической основой
исследования стали исходные положения теории воспитания, а также исследование
межличностных отношений в группе подростков. Отдельные аспекты работы
базируются на исследовании, проведенных в русле когнитивной психологии рядом
зарубежных ученых.
Теоретическими основами исследования
послужили труды
Л. Выготский, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского
по проблеме межличностного взаимодействия, работы А.Д. Глоточкина, Я.Л. Коломинского,
И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна об особенностях межличностных отношений подростков
со сверстниками.

Методы
исследования:

— теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы;

— методы количественной и
качественной обработки экспериментальных данных.

Эмпирическая
база исследования:
МБОУ «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа». В исследовании приняли участие учащиеся восьмого
класса в количестве 31 человек.

Практическая
значимость:
заключается в возможности научного
использования результатов исследования, в нём изучены особенности межличностных
отношений подростков со сверстниками.

Материалы данного
исследования могут быть использованы в практической деятельности
педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования
в развитии межличностных отношений подростков со сверстниками.

Структура
работы:
работа состоит из введения, двух глав по два
параграфа в каждой, выводов по главам, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст –
один из самых трудных и важных периодов в формировании личности, поскольку в
этом возрасте формируются социальные установки, закладываются основы
нравственности, складывается отношение к себе, и к обществу в целом. Ведущим
видом деятельности становится общение, поскольку оно играет существенную роль в
развитии и становлении самосознания и позитивного образа «Я». Именно на основе
него формируется соответствующее мировоззрение, система ценностей и убеждений,
а также моральные качества личности.

Межличностные отношения
возникают и развиваются в процессе общения. Общение – это взаимодействие двух
или более людей, которое направленное на согласование и объединение усилий с
целью налаживания определенных отношений и достижения общего результата.
Согласно социально — психологическим взглядам, именно в общении происходят
такие важные процессы, как реализация и развитие системы человеческих
отношений.

Общение со сверстниками в
подростковом возрасте реализует ряд важных функций: функция обмена информацией;
совершенствование навыков взаимодействия с сверстниками; обогащение
эмпатических навыков; налаживание контактов с противоположным полом и усвоение
гендерных ролей; становление автономности подростка, его независимости от
взрослых; обретение опыта и обретение приемлемого социального статуса. Каждая
из них имеет свою роль в становлении личности подростка.

Важный вклад в
формирование моральных качеств подростков делают родители. Налажены отношения в
семье создают положительный психологический климат, который способствует
гармоничному развитию моральных качеств личности. В семье ребенок обучается
формам поведения в различных жизненных ситуациях и в различных сферах
общественной жизни. Так у него постепенно формируется опыт семейной жизни и
отношение к семье.

Важное значение для
подростка имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений,
способностей и возможностей. У товарищей он находит сочувствие, адекватное
восприятие своих радостей и невзгод, которые взрослым часто кажутся
незначимыми.

Группе
подростков-ровесников характерны непостоянство, изменяемость отношений и
интересов. Смена симпатий, авторитетов, усиление и ослабление влияния
сверстников в группе является свидетельством постоянного внутреннего осмысления
и переосмысления, переживания, примерки поступков и отношений друзей к
требованиям морали.

Итак, общение в
подростковом возрасте является ведущей деятельностью, без него невозможно
нормальное развитие. Только в контакте со взрослыми, сверстниками подросток
видит себя со стороны, сравнивает свои возможности, пробует разные социальные
роли, формирует и совершенствует себя.

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Изучение межличностных отношений в современной психологии

 

В психологии
"отношения" обычно рассматриваются в двух ипостасях: во-первых,
как" связь, зависимость", что означает — как отношение, общение, и,
во-вторых, как "мнение, оценка" и, следовательно, как социальное
отношение, ценностная ориентация.

Например, для В. Н.
Мясищева отношения — это "целостная система индивидуально-избирательных
целенаправленных связей индивида с различными сторонами объективной
реальности"[17]. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений
человека с другими людьми формирует его систему внутренних отношений к миру. А
для С. Л. Рубинштейна отношения — это, прежде всего, "родовое свойство
человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому".
"Отношение к другому человеку, к людям — это очевидная ткань человеческой
жизни, ее сердцевина. "Сердце" человека целиком соткано из его
человеческих отношений к другим людям…Психологический анализ человеческой
жизни, направленный на выявление взаимоотношений с другими людьми, является
стержнем жизненной психологии." Отношение к другим генетически является
более ранней формой, чем отношение к самому себе, и, согласно Рубинштейну,
ребенок проявляет себя как понимание других прежде самого себя [26].

Указывая на
расплывчатость понятия "отношения" и недостаточную разработанность
методов и приемов изучения, Л. И. Божович также рассматривал субъективный и
объективный аспект этого понятия, подчеркивая, что только через изучение
отношения подростка к действительности и, прежде всего, к социальной
деятельности можно изучать его личность [4].

Область проявления и
формирования отношений подростка с окружающим миром — это область общения и
взаимодействия; по мнению А. А. Леонтьева, "общение — это актуализация отношений"[11].

Психологический словарь
определяет межличностные отношения как связи между людьми, которые субъективно
переживаются и объективно проявляются в характере и методах межличностного
взаимодействия, то есть взаимного влияния людей друг на друга в процессе их
совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций и
ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и
оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями,
ценностями и организацией совместной деятельности, одновременно служа основой
для формирования социально-психологического климата в коллективе.

Анализируя
«месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической
литературе, Г. Андреева отмечает, что «природу межличностных отношений можно
правильно понять, если не ставить их в один ряд с общественными отношениями, а
увидеть в них особый ряд отношений, которые возникают внутри каждого вида
общественных отношений, не вне их»
[1].

Итак, природа
межличностных отношений существенно отличается от природы общественных
отношений, поскольку они основываются и возникают складываются на основе
определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Эмоциональная основа межличностных отношений включает аффекты, эмоции и
ощущения. Социальная психология концентрирует внимание именно на ощущениях,
набор которых не имеет границ. Однако г. Андреева предлагает возвести их в две
большие группы: конъюнктивные и дизъюнктивные ощущения [1].

По выражению А.
Леонтьева, «отношение человека к окружающей среде всегда опосредованы его
отношением к людям, к обществу», то есть включены в общение [11]. Здесь
особенно важно подчеркнуть мысль о том, что в реальном общении отражаются не
только межличностные отношения людей, выявляются не только их эмоциональные
привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения вплетаются и
общественные, безличные по своей природе, отношения.

Многообразие человеческих
отношений не охватываются только межличностным контактом, поскольку положение
человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной
системе, где его место определяется не ожиданиями индивидов, взаимодействующих
с ним, также требует определенного построения системы его связей. А этот
процесс может быть реализован только в общении. Таким образом, вне общения
человеческое общество просто немыслимо.

Развивая положения
стратометрической концепции, отечественные психологи считают, что в процессе
формирования взаимоотношений подростка, ведущую роль играет его совместная с
ними деятельность. Т.А. Репина обращает внимание на сложную зависимость
межличностных взаимоотношений подростков и их совместной деятельности [26].
Ученый обращает внимание на взаимное влияние характера деятельности и
параметров взаимоотношений партнеров. Отношения, сложившиеся на основе
совместной деятельности, в свою очередь, существенно влияют на саму
деятельность, на ее эффективность, а значит и на формирование личности.

В зарубежной психологии
различным аспектам проблемы межличностных отношений посвящен ряд исследований.
Это, прежде всего, исследование влияния межличностных взаимоотношений на
развитие личности (Л. Берк, Е. Мелибруда, Дж. Мид, Я. Морено, К. Хорни) и
попытки классифицировать межличностные взаимоотношения и выделить основные их
параметры (Дж. Брунер, У. Джемс, М. Росс, Т. Шибутани)
[30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы