Основы языкознания Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Исследование концепции Фердинанда де Соссюра и её влияния в языкознании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. АВТОБИОГРАФИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ЛИНГВИСТА 5
1.1. Курс общего языкознания 8
1.3. Вторая треть 20 века. Доминирование системной структурной лингвистики 10
1.4. Последняя треть догм 20-го века 11
2. СОССЮР И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВКЛАД 13
2.1. Концепция языковой системы 15
2.2. Курс общей лингвистики 16
2.4. Семиология 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

 

  

Введение:

 

Фердинанд де Соссюр, родившийся 26 ноября 1857, был швейцарским лингвистом. Его идеи заложили основу для многих значительных событий как в лингвистике, так и в семиологии в 20 веке.
Он широко считается одним из основателей лингвистики 20-го века и одним из двух основных основателей (вместе с Чарльзом Сандерсом Пирсом) семиотики/семиологии. Соссюр оказал большое влияние на развитие лингвистической теории в первой половине 20 века.
Два его течения возникли независимо друг от друга, одно в Европе, другое в Америке. Результаты каждого из них включили основные понятия мысли Соссюра в формирование центральных принципов структурной лингвистики. По его словам, языковые сущности являются частями системы и определяются их отношениями друг с другом внутри этой системы. Мыслитель использовал игру в шахматы для своей аналогии, ссылаясь на то, что игра определяется не физическими атрибутами шахматных фигур, а отношением каждой фигуры к другим фигурам.
Основной вклад Соссюра является очень важным для становления и создания современной лингвистики. Кроме этого Соссюр был одним из основателей структурализма. В очень молодом возрасте он применил принципы структурного анализа для решения проблемы реконструкции индоевропейской языковой семьи.
Великое прозрение Соссюра состояло в том, что связь между звуком и значением произвольна и что все языки структурированы принципиально сходным образом. Его работы оказали огромное влияние на лингвистов Европы и Северной Америки
Другие лингвисты того времени обычно понимали языки как способ обозначения вещей и действий. Соссюр утверждал, что не вещи, а наша концепция вещей, действий и идей являются частью нашего языка; не имена, а схемы в мозге, способные вызываться определенными комбинациями звуков.В одной из своих последних лекций он ввел термины «означающий» для акустического образа и «означаемый» для понятия.
Истоки структурализма связывают с работой Фердинанд де Соссюра по лингвистике, наряду с лингвистикой Пражской и Московской школ.
Вклад Соссюра в язык был революционным. Его работы оказали глубокое влияние на многие аспекты лингвистики. Он способствовал появлению формальной мысли в науках об обществе и культуре и основанию общей семиологии». Нет ни одной общей теории, которая не упоминала бы его имени.
Именно поэтому тема данной курсовой является особо актуальной. Ведь мы просто обязаны знать историю лингвистики, а тем более имя такого выдающегося лингвиста как Фердинанд де Соссюр.
Новизна исследования заключается значимости швейцарского лингвиста, получивших широкое признание в лингвистике и создании языкознания.
Основной целью работы является освещение взглядов, понятия и мировозрения в понимании Фердинанда де Соссюра.
Для раскрытия основной цели работы необходимо решить следующие задачи.
1) Изучить автобиографию автора и обратить внимание на интерсные факты из его жизни.
2) Рассмотреть научную деятельность и основные взгляды в мировоззрении автора.
3) Обобщить и выявить отношение критиков на взгляды философа — Моисея Когана.
Структура данного реферата состоит из введения, содержания, основной части, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фердинанд де Соссюр – основоположник структурного направления в языкознании. Его системный подход к языку характеризуется как семиологический, призванный изучать язык как особую знаковую систему. Он разделил лингвистику на внешнюю и внутреннюю. Внешняя лингвистика занимается, главным образом, описанием географических (диалектных) особенностей языка, внутренняя лингвистика призвана изучать имманентную структурную организацию языковых феноменов (без учета каких-либо внешних факторов, например, говорящего субъекта и обозначаемой действительности).
Язык в структурной теории Ф. де Соссюра вычленяется из Речевой деятельности и противопоставляется Речи. Соответственно различаются два вида отношений языковых знаков – ассоциативное (вертикальное), или парадигматическое (у Н. Крушевского это ассоциативное отношение по сходству) и синтагматическое (линейное, горизонтальное, – ассоциативное отношение по смежности). Языковые элементы, связанные данными отношениями, модифицируют свое значение и приобретают определенную значимость в зависимости от окружения и позиции в ассоциативном плане или в речевой связке.
Не исключая из рассмотрения диахроническую (эволюционную) лингвистику, Ф. де Соссюр предлагал сосредоточить основное внимание на синхронической (статической) лингвистике. Языковой знак был определен как единство акустического образа материального, произносимого звука и значения (смысла, понятия), и, что особенно важно, он должен осознаваться как таковой только в корреляции с другими языковыми знаками и с обозначаемым внешним объектом.
Известно, что Ф. де Соссюр не оставил даже набросков своих лекций. «Он уничтожал, как только отпадала в том необходимость, наспех составленные черновики, в которых он фиксировал в общем виде те идеи, какие он потом излагал в своих чтениях». (Из предисловия к первому изданию Курса). «Важнейшим событием стало издание под именем Ф. де Соссюра курса лекций, текст которого был подготовлен к печати и вышел в свет под названием «Курс общей лингвистики»(1916, т.е. после смерти Ф. де Соссюра; первый русский перевод: 1933; в нашей стране недавно изданы два тома трудов Ф. де Соссюра на русском языке: 1977 и 1990). Издателями «Курса» были его женевские ученики и коллеги Альбер Сеше и Шарль Балли, внёсшие немало своего» (см. Сусов И. П. История языкознания. М., 2006. – с. 208).
Наиболее «чужеродными» в «Курсе общей лингвистики» являются, на наш взгляд, такие понятия как «означающее» (звуковая форма) и «означаемое» (значение), которые внесли определенный сумбур в объяснение сущности языкового знака у многих последователей структурного направления в лингвистике.
Следует отметить, что в своих ранних (оригинальных) работах, представленных в более точном переводе на русский язык, Ф. де Соссюр использовал понятие «обозначаемое» (внешний объект), а не «означаемое», подчеркивая при этом неразрывную связь языковой формы и значения, что в большей мере соответствует билатеральной природе языкового знака. Более критично следует относиться также к таким лингвистическим оценкам структурного наследия Ф. де Соссюра, согласно которым «материальная (звуковая и физиологическая) сторона» исключается автором из определения языка, а «внешние объекты», обозначаемые с помощью языка, не принимались им во внимание.
Вклад Соссюра в язык был революционным. Его работы оказали глубокое влияние на многие аспекты лингвистики. Наконец, следующее высказывание Эмиля Беневениста отразит его вклад: «Предтеча в учениях, которые за пятьдесят лет преобразовали теорию языка, он открыл нам незабываемые перспективы на высшей и таинственной способности человека… он способствовал появлению формальной мысли в науках об обществе и культуре и основанию общей семиологии». Нет ни одной общей теории, которая не упоминала бы его имени.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. АВТОБИОГРАФИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ЛИНГВИСТА

Фердинанд де Соссюр (26 ноября 1857-22 февраля 1913) был швейцарским лингвистом и семиотиком, идеи которого заложили основу для многих значительных событий в лингвистике в двадцатом веке [4,5]. Он широко считается «отцом» лингвистики двадцатого века [6,7.8,9], один из двух основных основателей (вместе с Чарльзом Сандерсом Пирсом) семиотики/семиологии [10], и его работа заложила основу для подхода, известного как структурализм в более широкой области социальных наук. Хотя его работа установила существенную структуру будущих исследований, его идеи содержали много ограничений и фундаментальных слабостей, поскольку более поздние ученые признали, что основная структура и правила, в то время как информативный, не могут быть единственным детерминантом значения и ценности в любой социальной системе.
Родился в Женеве в 1857 году. Его отцом был Анри Луи Фредерик де Соссюр , минералог, энтомолог и таксономист . Соссюр проявил признаки значительного таланта и интеллектуальных способностей уже в четырнадцать лет.[14] осенью 1870 он начал посещать учреждение Martine (ранее учреждение Lecoultre до 1969), в Женеве. Там он жил с семьей одноклассника Эли Дэвида.[15]]. Получив высшее образование, Соссюр рассчитывал продолжить учебу в гимназии Женевы, но отец решил, что в четырнадцать с половиной лет он еще недостаточно взрослый, и отправил его в Женевский колледж. Соссюр был недоволен, так как жаловался: «я вошел в Женевский колледж, чтобы потратить там год так же, как можно потратить впустую год.»[16].
После года изучения латыни, древнегреческого и санскрита и прохождения различных курсов в Женевском университете, он начал аспирантуру в Лейпцигском университете в 1876 году.
Два года спустя, в 21 год, Соссюр опубликовал книгу под названием «Mémoire sur le système primitif des voyelles dans les langues indo-européennes» (Диссертация по примитивной системе гласных на индоевропейских языках).
После этого он учился в течение года в Берлинском университете под руководством Приват -Доцентена Генриха Циммера, с которым он изучал кельтский язык, и Германа Ольденберга, с которым он продолжал изучать санскрит. Он возвратился в Лейпциг, чтобы защитить докторскую диссертацию De l’emploi du génitif absolu en Sanscrit , и был награжден докторской степенью

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы