Курсовая теория на тему Исследование этнических особенностей празднично-игровой культуры как фактора нравственно-эстетического воспитания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания 5
1.1. Понятие нравственно-эстетического воспитания 5
1.2. Народная культура как средство нравственно-эстетического воспитания 9
Глава 2. Особенности празднично-игровой культуры 17
2.1. Этнические особенности празднично-игровой культуры русского народа 17
2.2. Масленица как пример этническо-игровой культуры и ее влияние на нравственное воспитание 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 1. 32
Введение:
Актуальность: Главным средством восстановления этнических традиций русского народа является возрождение традиционных народных праздников.
В образовательной системе нашей страны в настоящее время актуализировались проблемы этнокультурного воспитания и обучения молодежи. Обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, что губительно для нас и нашего Отечества.
Знание народных традиций, составлявших культурное поле наших предков, необходимо как для знания своей национальной культуры, так и для понимания культуры другого народа. Чем раньше мы начнем приобщаться к традиционной национальной культуре, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, но сейчас теряется, утрачивается, не будучи востребованным. Немногие учреждения опираются в практике своей работы на традиционную народную игру – культурно – педагогический феномен в развитии и воспитании молодежи. Народная игра – национальное достояние, в ее содержании — история, мифология, труд и быт наших предков. Она выполняет роль памяти народа, осуществляет связь поколений и времен. Народная игра с пением, танцами, движением – часть народного культурного творчества, народно-игровой фольклор, использование которого в воспитательно-образовательном процессе способствует не только развитию музыкальности, но и формированию нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей. Однако, народные игры исчезают из обихода: теряют свою былую привлекательность, забываются, иногда просто не понимаются как детьми, так и взрослыми, педагогами и родителями.
В этом как раз и заключается актуальность темы нашего исследования.
Целью работы является провести исследование этнических особенностей празднично-игровой культуры как фактора нравственно-эстетического воспитания.
Предмет исследования: исследование этнических особенностей празднично-игровой культуры как фактора нравственно-эстетического воспитания.
Объект исследования: празднично-игровая культура как фактор нравственно-эстетического воспитания.
Задачи:
Выделить понятие нравственно-эстетического воспитания.
Охарактеризовать народную культуру как средство нравственно-эстетического воспитания.
Выделить этнические особенности празднично-игровой культуры русского народа.
Показать на примере масленицы особенности игровой культуры и ее влияние на нравственное воспитание.
Идея: С помощью театрализации и народных игр и забав погрузить в атмосферу народной игровой культуры России.
Проблема: Недостаток организованного досуга, направленного на ознакомление с традициями и обычаями родного народа. Сейчас характерна тенденция восприятия западной культуры, что приводит к формированию у детей и молодежи спутанности своей этнокультурной идентичности, противоречивости во взглядах, суждениях, идеалах. Анализ научной литературы и практики общего и культурного воспитания позволил выявить противоречие между большим развивающим потенциалом народно-игрового фольклора и ограниченным его использованием в условиях клуба и домов культуры, а также недостаточной практической разработанностью данного аспекта в педагогической теории и практике культурного воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов. Он утверждал, что народная педагогика — «не столько система, сколько сумма знаний, умений» и охарактеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. Народная педагогика, по мнению Г.С.Виноградова, это – народная практика, поэтому назвать народной педагогикой следует совокупность народных взглядов, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания.
Высоко оценивая воспитательный потенциал народной педагогики, К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [25, с.54].
Вслед за К.Д. Ушинским принцип народности как опора в педагогическом творчестве на житейскую мудрость, «обыкновенный здравый смысл», последовательно проводился в системах воспитания А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.
В последние годы в педагогической науке появилась такая отрасль, как этнопедагогика, изучающая народное воспитание, педагогику в различных этносах. Эта область знания имеет непосредственное отношение к традиционной культуре воспитания, фольклорной, обыденной педагогике, ее предметом является педагогическая культура народа.
В 1950-х годах Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры, место педагогических традиций в духовной культуре народа.
По определению Г.Н.Волкова, «педагогическая культура народа — это та сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием молодежи». Она, по мнению исследователя, проявляется во многих элементах народной жизни, в том числе и в детском фольклоре, игровых песнях, подвижных играх, традиционных детских праздниках. Дети, по его мнению, представляют народ в наиболее чистом виде. Педагогическая культура народна, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.
Традиционность педагогической культуры, внимательное отношение народа к сохранившимся и широко бытующим древним традициям воспитания – признак высокой культуры народа. На ранних ступенях воспитатели из народа опирались на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость. Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта. В процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются, но и перерабатываются, совершенствуются и обогащаются. Воспитанием обеспечивается преемственная связь поколений, с народностью в воспитании связана национальная преемственность. Педагогический прогресс означает одновременно духовный прогресс народа в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания
1.1. Понятие нравственно-эстетического воспитания
Современная педагогика рассматривает эстетическое воспитание как воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитии эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает воспитание у учащихся эстетических вкусов.
Большие успехи в философском исследовании чувственного источника наших знаний у Джона Локка и его последователей дали возможность эстетике XVIII века поставить и обсудить такую еще не разработанную проблему, как проблема вкуса. Вкус обсуждался во Франции Вольтером, Мармонтелем («Опыт о вкусе»), Монтескье («Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства»), Юмом, в Германии – Кеннгом, Мейером, Кантом и многими другими. Необходимость в разработке проблемы эстетического вкуса была обусловлена стремлением найти правильный критерий вкуса, поскольку существовали разные направления в искусстве и различные эстетические оценки как художественных произведений, так и явлений самой действительности [34, с.56].
В XVIII века аристократическое искусство перестает быть господствующим, образуется мощная струя демократического искусства, выражающего интересы и вкусы читателя и зрителя из среды «третьего сословия». Категория эстетического вкуса разрабатывалась философами на протяжении нескольких столетий параллельно с такими категориями эстетики как «красота», «прекрасное», «безобразное» и др. Одну из самых первых таких попыток еще в досократовской философии сделал Пифагор – великий мыслитель и математик VI века до нашей эры. Он считал, что красота заключается в гармонии, в соразмерности. Он даже искал числовое выражение красивым отношением, которое, по его мнению, внесли в мир при его создании во всеобщую гармонию. При этом он и его ученики особое значение придавали музыке, в которой они видели образец гармонии. Под влиянием теории Пифагора античный скульптор Поликлет создал так называемый «канон» числовое выражение пропорции красивого человеческого тела. Это нашло практическое воплощение в известной статуе «Дорифор» [34, с. 22].