Курсовая теория на тему Исследование естественной освещенности помещения класса в рамках школьной программы по биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования естественной освещенности помещения класса в рамках школьной программы по биологии 5
1.1 Особенности преподавания биологии в рамках ФГОС 5
1.2 Гигиеническое нормирование естественного освещения 10
Глава 2. Организация исследовательской деятельности по биологии на примере исследования естественной освещенности помещения класса 15
2.1 Особенности организации школьного биологического исследования 15
2.2 Методика исследования естественной освещенности помещения класса 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение:
На сегодня высокие требования предъявляются к результатам освоения учебной программы учащимися средней общеобразовательной школы. В ходе обучения школьники должны овладеть основами исследовательской и проектной работы, кроме этого научиться обобщать материал, вычленять основное и второстепенное, ставить вопросы и уметь отвечать на вопросы учителя.
В результатах обучения заинтересованы не только учителя, но и родители и дети. Часто учителя и родители сталкиваются с нежеланием ребенка учится. Задача учителя заинтересовать в своем предмете, показать красоту своего предмета и его значимость, сформировать у учащихся потребность в знаниях, стремление к учению.
Для повышения эффективности учебного процесса многие ученые-педагоги считают важным организацию исследовательской работы на уроках и во внеурочное время. Развитие исследовательских умений позволяют школьникам лучше усваивать программный материал, развивают логические и коммуникативные способности внутри коллектива и отдельных групп.
Большие возможности в области применения метода проектов или исследовательских проектов есть на уроках биологии. Во время работы над такими проектами учащиеся развивают навыки в исследовательской деятельности, в индивидуальной, групповой и коллективной работе. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо учитывать их интересы и возможности, это способствует повышению уровня знаний и интерес учащихся к предмету. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Для проведения исследования нами была выбрана тема: «Исследование естественной освещенности помещения класса». В последнее время в системе образования особое внимание уделяется вопросам безопасности учебного процесса, в том числе и безопасности рабочего места, так как их благоприятное состояние становится обязательным условием и одним из критериев эффективности высших образовательных учреждений. Неудовлетворительное освещение может исказить информацию, получаемую человеком посредством зрения, увеличивает вероятность миопии в период всего обучения, кроме того, вызывает утомление организма в целом, отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы. Обеспечение требований санитарных норм к факторам световой среды для рабочих мест в учебных классах и аудиториях образовательных учреждений является важным фактором создания комфортных условий для школьников.
Исходя из вышеизложенного, исследование естественной освещенности помещения класса в рамках школьной программы по биологии является актуальным.
Объект: научно-исследовательская деятельность школьников.
Предмет: организация научно-исследовательской деятельности школьников по теме «Исследование естественной освещенности помещения класса».
Цель исследования – изучить организацию научно-исследовательской деятельности школьников по биологии по теме «Исследование естественной освещенности помещения класса».
Для достижения цели решали следующие задачи:
— рассмотреть особенности преподавания биологии в рамках ФГОС;
— рассмотреть гигиеническое нормирование естественного освещения;
— проанализировать особенности организации школьного биологического исследования;
— составить методику исследования естественной освещенности помещения класса.
Методы исследования курсовой работы – систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний, развитие навыков самостоятельной работы.
Заключение:
Таким образом, можно заключить, что современный стандарты образования включают в себя представление учащимся информации в форме, которая требует от них различать взаимосвязи в информации, а также структурировать и понимать информацию ее взаимоотношение. Эта форма самостоятельного обучения биологии может способствовать развитию более высоких форм мышления с помощью метакогнитивных стратегий. Учащиеся должны играть гораздо более активную роль в своем обучении.
Рассмотрев принципы нормирования освещенности становится очевидным важность освещения в создании благоприятных условий жизни и труда людей, большое значение уделяется здоровью человека, обеспечению максимальной его трудоспособности, безопасности, а также внимание направлено на экологичность, экономичность и энергосбережение в данном вопросе. С развитием количества специфик выполняемых людьми работ, с пополнением статистических данных о влиянии искусственного освещения на самочувствие и здоровье людей, с развитием и внедрением новых источников света и наблюдением за показателями их работы, показатели качества освещения меняются и в нормативные документы вносятся определенные поправки, тем самым непрерывно усовершенствуя уровень жизни и работы человека.
Следует отметить, что в мировой практике требования к естественной освещенности нормируются документами, регламентирующими требования к строительству зданий и сооружений. При этом требования в области естественной освещенности являются более жесткими (DF (КЕО), продолжительность инсоляции). В целом, не обращая внимания на разную терминологию, перечень нормируемых параметров естественной освещенности как в РФ, так и в зарубежных странах является идентичным. Однако стоит отметить отсутствие в европейских стандартах критериев проекции потоков естественного освещения, указания на обязательную ориентацию окон учебных классов общеобразовательных учреждений по сторонам горизонта.
Биология как наука, даже в школьном пространстве, требует наличия объектов исследования, ведь наука, основанная на одной лишь теории – неполноценна и нуждается в практических операциях, чтобы потрогать, почувствовать, вживую увидеть то, что изучаешь. А это очень не просто в условиях города, так как для банальной экскурсии на природу необходимо большое число различной документации и подготовительных операций с множеством разных «но», что очень отягощает организацию данного мероприятия.
Творческая работа, направленная на выполнение каких-либо действий с давних пор способствовала и по ныне способствует к развитию личности, к формированию у него умений и навыков, а также положительного отношения к изучаемому и познаваемому. Поэтому задача современного образования в том, чтобы как можно больше привлекать учеников к выполнению подобной работы, где возможно самим «прикоснуться» к тому, о чем не раз слышал или читал.
Провести своими собственными руками малый опыт, организовать небольшое исследование окружающей флоры или фауны и вживую познакомиться со всем многообразием животного или растительного мира, или каких-нибудь других явлений окружающей нас природы, изучаемых в школе. Приведенный в данной работе проект – это одна из возможных «искр» для ученика, которая поможет проявить интерес и любовь к предмету и поспособствует дальнейшему развитию и совершенствованию его творческой натуры.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЯ КЛАССА В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ
1.1 Особенности преподавания биологии в рамках ФГОС
На сегодняшний день требования к образованию стремительно растут, и его эффективность оценивают с самых разных сторон. Все больше требований общество предъявляет к образовательным результатам. Благодаря этому возникла острая необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Первой особенностью ФГОС является соответствие результатов запросов личности, семьи, общества, государства к результатам общего образования. Второй предусмотрено формирование личности учащихся, овладения ими универсальными способами учебной деятельности. А третьей является структура построения. ФГОС направлен ответить на современные запросы личности, общества и государства.
Новое поколение ФГОС предусматривает еще более внимательное отношение к воспитанию и развитию обучающихся в соответствии с актуально возникающими потребностями. Следовательно, растут требования и к компетенции педагога .
Сегодня выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
• предметная (знания в области преподаваемого предмета);
• общепедагогическая (знания в области психофизических и др. особенностей личности);
• инновационная (владение современными технологиями обучения);
• рефлексивная (умение проводить анализ своей деятельности);
• информационно-коммуникационная (владение основами ИКТ для более комфортного учебного процесса).
Учитель на современном этапе развития должен иметь широкий спектр качеств: гибкость мышления, умение творчески и неординарно подходить к решению педагогических задач, определять предполагаемый результат той деятельности, которой он занимается, ему необходимо организовать учебный процесс так, чтобы у обучающихся была мотивация к учению, они могли развиваться и самосовершенствоваться .
Важно иметь в виду, что с внедрением ФГОС меняются роли учителя и учащегося. Ученик наравне с педагогом ставит цели и задачи на предстоящий урок, а также выбирает какие формы и приемы обучения будут применяться.
Информационные технологии помогают воспитать личность, которая будет востребована обществом. Используя ИКТ на уроках биологии, информация, которую получают учащиеся, носит уже совершенно иной вид и формат, она становится живой, яркой и нестандартной, не как было бы при проведении стандартного урока. С помощью использования компьютера можно наглядно представить процессы и различные природные явления, которые будут кардинально отличаться от того, что может дать педагог в условиях лаборатории или специально оборудованного класса. Подготовка к таким интерактивным урокам требует много сил и времени, но результат не станет себя ждать, ведь самым важным является то, что ученики полностью вовлечены в учебный процесс и заинтересованы в приобретении новых знаний.
Информация, данная с помощью электронных помощников может быть не только наглядной, но и иметь аудио и видео формат, что будет способствовать еще более лучшему восприятию новой информации.
Технология проблемного обучения тоже имеет место быть в современной системе образования, ведь она направлена на воспитание и развитие всесторонне гармоничной личности обучающегося и создание качественной основы для получения дальнейших знаний. Учащиеся оказываются в условиях, когда им самим необходимо решить поставленную перед ними проблемную задачу, решение может быть, как коллективным, так и самостоятельным. Если у обучающихся возникают вопросы или сложности в выполнении заданий, то педагог корректирует их действия, оказывает помощь, стараясь подсказать, на каком этапе ученики допустили ошибку.
Например, изучая тему: «Кожа, строение и значение», рассматривая рисунок, возникает несколько вопросов для обсуждения: «Что художник на этом изображении хочет нам показать?», «Какие детали вызывают у вас вопросы?», «Что из ранее изученного представлено на рисунке?» Учащиеся, заинтересованные данными вопросами начинают изучать представленный рисунок и производить мыслительную деятельность, дабы решить возникшие вопросы.
На уроке могут быть выдвинуты как несколько проблемных вопросов, так и весь урок может быть посвящен решению одной единственной проблемы. Актуальным является проведение традиционных уроков с включением в их систему проблемных вопросов и задач для развития умственного потенциала подрастающего поколения. Знания, которые ученики получают путем самостоятельного поиска той или иной информации, вырабатывает у них еще больший интерес к процессу обучения и получению новых знаний .
Технология групповой деятельности имеет очень высокие результаты обучения. Дети, работая по микрогруппам, учатся совместно ставить цели, искать решения, выбирать и обсуждать единственно верное или комбинированное решение и представлять, защищать получившийся результат перед сверстниками и учителем. Важным является то, что они учатся отстаивать то решение, которое выдвинули сами. А состав микрогрупп можно и даже нужно менять каждый урок или же давать одной микрогруппе задание на несколько уроков. Меняя состав коллектива, педагог учит взаимодействовать ребят в новых условиях, позволяет попробовать свои силы в проявлении лидерских качеств или же быть «мозгом» команды и оставаться в стороне.
Итоговые тесты – важная часть учебного процесса. Россия много лет участвует в международных исследованиях, чтобы обеспечить объективную оценку качества образования по сравнению с другими странами. Согласно современным ФГОС учитель должен не только наблюдать деятельность ученика и фиксировать ее проявление, но должен проводить более тщательный анализ всех действий своих учеников, понимать как идет направление мыслей учащихся, устанавливать причины, по которым ученики совершают ошибки. Для преподавателя обязательными характеристиками должны быть активность мышления, сильно развитые аналитические и логические функции, воображение .
Согласно современным ФГОС ученик должен открывать знания самостоятельно, а также через универсальные учебные действия получать новый социальный опыт. Учитель же обязан формировать и развивать универсальные учебные действия, то есть помочь ученику в понимании того как выполнять учебные задания, которые изначально построены на действенных способах. Таким образом, учитель предоставляет ученику образец, на котором и строится дальнейшее развитие процесса.
Если говорить о преподавании биологии, то огромное значение имеют использование различных таблиц, схем, плакатов, которые могли бы наглядно объяснить учащимся темы уроков. В целом, можно сказать, что ФГОС списывает результат обучения через учебные действия. Таким образом, преподаватель должен так планировать свой урок, чтобы у каждого учащегося был гарантированный результат обучения. Для того чтобы обучение было более эффективным необходимо использовать на уроках такие организационные формы как фронтальная, парная, индивидуальная.