Курсовая теория на тему Использование учебного пособия Grammarchants в процессе формирования продуктивных грамматических навыков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Понятие
грамматического навыка. 5
1.1
Понятие грамматических навыков. 5
1.2 Содержание обучения
грамматике. 10
1.3 Подходы в обучении
грамматике. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
Введение:
Информационно-коммуникационные технологии представляют
большой потенциал для преподавания иностранного языка. Эффективное владение
иностранным языком зависит от ряда факторов: рациональной организаций учебного
процесса (практических занятий и самостоятельной работы), использования
современных аутентичных материалов, совершенствовании навыков по всем видам
речевой деятельности, использование аудио и видео материалов, коммуникативная
направленность.
Подбор учебного материала, который будет отвечать всем требованиям
учебного процесса является главной задачей преподавателя. Работа с аудированием
остается основным видом деятельности. Понимание аддитивных текстов способствует
успешному усвоению лексического и грамматического материала, что в свою очередь
помогает улучшить коммуникативные навыки. Но для лучшего освоения материала
важно разнообразить учебный процесс и расширить знания.
Вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс формирования
продуктивных грамматических навыков. В
качестве предмета исследования выступает комплекс заданий для формирования
продуктивных грамматических навыков в средних классах с использованием учебного
пособия Grammarchants.
Цель данной работы – разработать комплекс упражнений для формирования
продуктивных грамматических навыков в средних классах с использованием учебного
пособия Grammarchants.
Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие грамматических навыков;
2. изучить содержание обучения грамматике;
3. рассмотреть подходы в обучении грамматических навыков;
4. охарактеризовать разные виды средств обучения;
5. выявить методический потенциал учебного пособия Grammarchants
как средства формирования продуктивных грамматических навыков в средних
классах;
6. разработать комплекс упражнений для
формирования продуктивных грамматических навыков с применением учебных пособий.
В ходе исследования использовались следующие
методы:
· изучение и анализ психолого-педагогических и методических
источников по теме исследования;
· изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическую базу исследования составляют общая
теория речевой деятельности, основы подходов к формированию грамматических
навыков, сформулированные Г.В.Роговой, Р.К.Миньяр-Белоручевым.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования разработанных комплексов упражнений в реальном
учебном процессе в средней школе.
Курсовая
работа включает в себя Введение, две главы, Заключение, Список использованных
источников и Приложение. В первой главе излагаются теоретические основы обучения
иностранному языку в грамматическом аспекте; вторая глава содержит описание
методических разработок.
Заключение:
Формирование грамматических навыков у подростков является
одним из важных составляющих всего процесса обучения. Для того, чтобы получение
знаний проходило интересно, и дети не утомлялись, необходимо использовать такие
методы, которые повысят интерес учащихся к английскому языку, поэтому мы
исследовали эффективность использования различных средств наглядности на уроках
иностранного языка на среднем этапе обучения.
Одной из причин того, что учащиеся школ не в полной мере,
владеют иностранным языком, является недостаточная сформированность
грамматических навыков. Учащиеся очень часто испытывают трудности при обучении
грамматике на уроках иностранного языка. Это происходит из-за сложностей,
которые возникают у них в процессе обучения. Они не понимают важность изучения
грамматического материала и где они могут использовать те или иные
грамматические явления. Поэтому, при овладении грамматикой в школьном курсе
иностранного языка особое внимание должно быть уделено как теории, так и
оптимальному сочетанию ее с речевой практикой.
Приступая к обучению грамматике, учитель должен владеть
теорией, должен знать, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы
и методы. Два подхода в обучении грамматике — это эксплицитный и имплицитный.
Эксплицитный подход отличается объяснением грамматических правил и явлений.
Имплицитный характеризуется повторением и заучиванием грамматически верных
структур. Эксплицитный подход реализуется двумя основными методами —
индуктивным и дедуктивным. Так, на младшем этапе обучения лучше подойдет
индуктивный метод, т.е. объяснение от единичного к общему, а на старшем —
дедуктивный, предполагающий движение от правила к речевым образцам.
Опираясь на знание явлений внутриязыковой и межъязыковой
интерференции, учитель может грамотно спланировать урок по введению
грамматических явлений и подобрать систему упражнений на закрепление
грамматического материала. Следует помнить, что в содержание обучения
грамматике входят правила и грамматические явления, а также грамматические
навыки употребления явлений, конструкций и грамматических структур. Овладение
грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и
письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и
чтении. Коммуникативные умения в устной и письменной речи можно считать
сформированными, если учащиеся научатся устно общаться на изучаемом языке в
минимально допустимом объеме. Грамматические навыки делятся на рецептивные
(аудирование и чтение) и продуктивные (говорение, письмо), а грамматический
минимум на активный и пассивный. Для формирования грамматических навыков
существует система языковых и речевых упражнений. Без отработки грамматических
навыков, без выхода в речь грамматические правила не могут служить средством
коммуникации. К основным этапам работы над грамматикой относятся: введение
грамматического материала, первичное и вторичное закрепление грамматического
материала, практика в общении, контроль. Одним из основных методических
принципов обучения грамматике английского языка является принцип
последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается от
простого к сложному.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Понятие
грамматического навыка
1.1 Понятие грамматических навыков Основной целью обучения грамматике является развитие навыков
и умений грамматически правильной речи: «… в обучении грамматике главная
трудность – овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в
предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)» [3].
В содержание обучения грамматическому материалу входит
следующее:
— Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и
функций.
— Значение правил употребления этих форм в зависимости от
ситуации общения и контекста.
Развитие умений и навыков в употреблении грамматического
материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих
навыков [6]:
— выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу
говорящего и соотносящейся с ситуацией;
— оформление говорящим отобранных слов для заполнения
типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;
— выбор служебных слов и правильное сочетание их со
знаменательными словами.
Грамматическим навыком является способность автоматизировано
вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для
речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.
Речевой грамматический навык – это автоматизированное
употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.
Языковой грамматический навык – это операционные навыки,
образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий
речевой коммуникации [12].
Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком
задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему
только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических
упражнений. Человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет
языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной. Для
языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность,
некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка
характерны: дискретность (прерывность) коммуникативность и ситуативность.
Обобщенно под речевым грамматическим навыком понимается
автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и
рецептивной речевой деятельности => различают продуктивный и рецептивный
грамматические навыки.
Продуктивный грамматический навык – это способность
говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее
соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо
сообщить, убедить и т.п.
Рецептивный грамматический навык – это способность читающего
или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным
значением.
В своем формировании и развитии грамматический навык
проходит ряд стадий:
— восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);
— подстановка (воспроизведение на основе аналогии);
— трансформация;
— репродукция (изолированное и самостоятельное употребление
усвоенной модели);
— комбинирование (перенос с модели на модель).
Грамматический навык формируется при определенном и систематичном
воздействии на учащегося правил и структур, которыми ему необходимо овладеть в
ходе обучения, а также при взаимодействии с учителем. Существуют речевой и
языковой грамматические навыки.
Речевой грамматический навык – это автоматизированное
употребление грамматических явлений
на основе грамматического чувства и можно выделить продуктивный и рецептивный
грамматические навыки [8].
Языковой грамматический навык – это операционные навыки, образование
отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий
речевой коммуникации.
Продуктивный грамматический навык – это способность
говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее
соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение
что-либо сообщить, убедить и т.п. [7]
Рецептивный грамматический навык – это способность читающего
или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их сопределенным
значением.
Как в действии синтезированном, в грамматическом навыке
можно выделить составляющие его более частные действия:
— выбор структуры, соответствующей данной ситуации;
— оформление грамматических единиц, которыми заполняется структура
в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;
— оценка правильности и адекватности этих действий.
Е. И. Пассов в грамматическом навыке выделяет два поднавыка
[17]:
а) поднавык выбора структуры;
б) поднавык оформления структуры.
Наибольшей проблемой при обучении грамматике являются также возрастные
особенности учащихся, ведь очень важно подобрать методы и приемы обучения,
которые подходят для данной возрастной категории [13].
Обучение грамматике на среднем этапе включает в себя ряд особенностей,
которые необходимо учитывать при проведении уроков иностранного языка [14].
Учащиеся с большим энтузиазмом откликаются на необычные и захватывающие
задания, они ищут пути решения трудных ситуаций, т.к. средний возраст характеризуется
избирательностью. Это говорит о том, что построение грамматического материала
должно быть захватывающим и неоднообразным, иначе учащиеся быстро потеряют
интерес. В связи с этим на уроках по формированию грамматических навыков необходимо
использовать наглядность, с помощью которой можно осуществлять закрепление и
формирование грамматического материала. Но самое главное то, что при выполнении
упражнений с помощью средств наглядности учащиеся говорят и слушают не потому,
что учитель заставляет это делать, а потому, что им это интересно [2]
Основным требованием к объему грамматического материала, подлежащего
усвоению в средней школе, является его достаточность для использования в речи,
в заданных программой пределах и реальность для усвоения их в тех или иных
условиях. Большой объем грамматического материала плохо сказывается на качестве
владения им учащихся.
Грамматика на протяжении многих лет является предметом интенсивных
дискуссий и обсуждений. Если рассматривать грамматику, как раздел науки о языке,
то можно сказать, что это совокупность правил о том, как построить предложение.
Через грамматику происходит формирование умения устного и письменного общения,
поэтому важно при обучении грамматике не только изучать теорию и прорабатывать
ее, но и выдвигать в качестве первостепенной задачи практическое применение и
закрепление особенностей иностранного языка.