Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Использование творческих игровых приёмов и средств в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Определение общего недоразвития речи 5

1.1. Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития 6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика 7

1.3. Коррекция общего недоразвития речи 13

Заключение 20

Список использованной литературы 22

  

Введение:

 

Одной из главных задач воспитания и обучения школьников является развитие речи, речевого общения. Знание родного языка и умение правильно строить предложения. Ученик должен научиться говорить.

Этот тип рассказа должен состоять из предложений, характеризующих основные аспекты и характеристики описываемого предмета или события, и должен быть последовательным и естественно связанным друг с другом, то есть речь учащегося должна быть связной.

Связная речь — это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая имеет характер связного, систематически детализированного изложения.

Для достижения связности в речи требуется интонация, умелое использование логического ударения, коррекция необходимых слов для выражения заданной мысли, построение сложных предложений и использование вербальных средств для соединения предложений.

Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики показывают, что сегодня наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными навыками языкового развития.

При общем недоразвитии речи наблюдаются различные виды сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушается формирование всех элементов речевой системы, связанных со звуковыми и смысловыми аспектами.

В данном случае одним из основных показателей готовности ребенка к школе является уровень артикуляции связной речи. Это определяет актуальность проблемы с целью определения особенностей связной речи детей с общим недоразвитием речи школьников с целью формулирования наиболее эффективной коррекционной работы.

Вопросы формирования связной речи исследовались Елизаветой Ивановной Тихеевой, Алисой Михайловной Бородич, Феликсом Алексеевичем Сохиным, Львом Сергеевичем Выгостким, Алексеем Алексевичем Леонтьевым и другими.

Проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи нашла собственное отражение в трудах Вадима Петровича Глухова, Татьяны Борисовны Филичевой, Людмилы Николаевны Ефименковой, Татьяны Александровны Ткаченко, Надежды Сергеевны Жуковой и других.

Цель данной работы состоит в исследовании использования творческих игровых приёмов и средств в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Объект данной работы является связная речь учащихся.

Предмет данной работы является особенности речи у учащихся с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

— изучить определение общего недоразвития речи;

— дать психолого-педагогическую характеристику общему недоразвитию речи;

— изучить использование творческих приемов и средств в коррекционно-логопедической работе.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций для воспитателей по формированию связной речи у учеников с общим недоразвитием речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Структура работы: курсовая состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, основной части, в которой описываются основные вопросы исследования, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Связная речь представляет собой развернутое смысловое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание между людьми. Формирование связной речи, изменение ее функции является следствием усложнения деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и формы общения с ребенком. Речевые функции формируются с развитием мышления и тесно связаны с тем, что учащийся отражает с помощью языка.

Часто распространенным типом коммуникативного расстройства является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом. В типичном недоразвитом состоянии ключевые компоненты речевой системы нарушают или отстают от норм, таких как словарный запас, грамматика и фонематический строй.

При рассказывании сказок дети, отражающие общее недоразвитие речи, с трудом составляют фразы, прибегают к перефразированию и жестикуляции, теряют основную нить содержания, путают события, с трудом выражают свои основные мысли. Фразы. Такие речи сбивают с толку и слабы в выражении решимости.

Недостаточное общение замедляет развитие речи и других психических процессов. Существует и обратная связь, чаще всего наблюдаемая при различных отклонениях в развитии, когда дефицит общения и речи приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Основные черты общего недоразвития речи и развития словарного запаса детей имеют большее значение, чем нормальное несоответствие объема пассивного и активного словарного запаса.

Отрицательный словарный запас этих детей ограничивается бытовыми понятиями. Активный словарь состоит из нескольких фонетических комплексов, существительных и глаголов, обособленных от своего обычного содержания. Дети понимают значение многих слов. Однако использование слов в речи создает большие трудности. Они с большим трудом общаются, проявляя вербальную пассивность.

В результате недоразвития языкового лексического состава у детей с общеязыковой задержкой нарушаются коммуникативные функции языка (коммуникация). Отличительным признаком коммуникативных расстройств является полное отсутствие или бедность языка и недифференцированный словарный запас, выраженный дефицит устной лексики.

Поскольку дети не умеют ориентироваться в коммуникативных ситуациях, у них снижается потребность в общении и отсутствует интерес к общению. Этих детей «отбраковывают» и «изолируют» от детского коллектива. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и часто заканчиваются взрывами агрессии со стороны «незрелой» части.

Нарушения развития лексического строя языка существенно затрудняют развитие в дальнейшем устной и письменной речи, затрудняют усвоение школьной программы и отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности.

Кроме того, для дошкольников с общей задержкой речи характерны кратковременный интерес, беспокойное внимание, быстрая утомляемость.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Определение общего недоразвития речи

Общее недоразвитие речи указывает на различные типы сложных языковых расстройств, при которых нарушается формирование всех элементов речевой системы, а именно звуковых и семантических аспектов.

Впервые определение общего недоразвития речи было введено в середине прошлого столетия основоположником дошкольной логопедии в России Розой Евгеньевной Левиной (1908-1989 гг.), советский педагог, психолог. Понятие общего недоразвития речи и по сегодняшний день активно применяется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях.

Общее недоразвитие речи можно наблюдать при сложных формах детской речевой патологии:

— алалии;

— афазии (всегда);

— ринолалии;

— дизартрии (иногда).

Несмотря на разного рода природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности .

Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи:

— первый уровень речевого развития можно охарактеризовать отсутствием речи, и такие дети применяют «лепетные» слова, звукоподрожания, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами;

— второй уровень речевого развития, когда помимо жестов и «лепетных» слов возникают хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеприменяемые слова; также стоит отметить, что произносительные возможности в значительной степени отстают от возрастной нормы и нарушается слоговая структура;

— третий уровень речевого развития можно охарактеризовать наличием открытой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также свободная коммуникация затруднена; дети данного уровня вступают в контакты с людьми исключительно в присутствии знакомых, которые привносят соответствующие объяснения в их речь .

1.1. Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития

Вопрос о разграничении понятия общего недоразвития речи на состояние временной обратимости, которое часто интерпретируется как задержка речевого развития, рассматривается различными исследователями.

Некоторые исследователи понимают общее недоразвитие речи как недоразвитие всех языковых систем и включают в это определение более обратимые состояния. Однако диалектический подход к проблеме языковых нарушений у детей требует проведения различия между различными нарушениями языкового развития в зависимости от динамики выражения и преодоления.

При проведении систематических логопедических занятий на определенном возрастном этапе некоторые дети, у которых не все аспекты формирования речи, могут полностью преодолеть речевой дефицит и в дальнейшем учиться в обычных школах.

Другие дети с подобным нарушением речи даже после систематических занятий с логопедом в некоторых случаях не в состоянии полностью преодолеть языковой дефицит, в дальнейшем они продолжают учиться в специальных школах для детей с нарушениями речи и продолжают испытывать заметные языковые нарушения.

Прежде всего, необходимо различать общее недоразвитие речи и задержку в темпах ее формирования. У детей с задержкой речевого развития речевое развитие отличается от нормального только скоростью. Кроме того, дети с задержкой речевого развития могут самостоятельно овладеть обобщением языка (например, дети понимают, что брюки и свитера — это часть одежды, а ложки и ножи — столовые приборы). Дети с общим недоразвитием речи усваивают языковые обобщения в первую очередь лишь в ходе логопедических занятий .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы