Курсовая теория на тему Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.1.
Современное состояние проблемы речевого развития детей в
психолого-педагогических исследованиях. 4
1.2.
Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста. 9
1.3.
Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного
возраста. 18
Заключение. 25
Список
литературы.. 27
Введение:
В соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте».
Важнейшим в становлении
личности ребенка является освоение ребенком-дошкольником родного языка и
связной речи, в которых сходится вся совокупность линий психического развития,
язык является основным каналом приобщения ребенка к духовным и культурным
ценностям, служит условием воспитания и обучения. Дошкольное детство является
периодом активного усвоения и развития ребенком всех сторон речи: фонетической,
грамматической, лексической.
Значимость проблематики
развития речи у детей дошкольного возраста нашла отражение в лингвистических,
психологических, педагогических исследованиях, рассматривающих: зависимость речи
и мышления в онтогенезе (Ш. Бутон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн),
механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р.
Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина).
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинский, Е.И.
Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, А.М. Леушина, и др.) создали предпосылки для
комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Особенное значение в
дошкольном детстве приобретает игровая деятельность, которая исследуется
психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и др.) и
педагогами (Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко и
др.). В практике ДОО для развития речи детей
используются в основном дидактические игры, тогда как различные виды театрально-игровой
деятельности в силу ее трудоемкости, сложности подготовительной работы,
остаются за рамками внимания воспитателей.
Объект исследования:
процесс развития речи.
Предмет исследования:
театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного
возраста.
Цель
исследования: изучить возможности использования
театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели
исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Проанализировать современное состояние
проблемы речевого развития младших дошкольников в психологических и
педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности речевого развития
детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить значение театрализованной игры
как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования
— теоретические: анализ; синтез; обобщение; систематизация;
сравнение; изучение передового опыта.
Структура
работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Речь характеризуется смысловым единством,
полнотой содержания высказывания, объединением общей логикой, правильным
лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения. Основными критериями
связной речи являются цельность и связность. Последняя определяется
объединением отдельных элементов высказывания, логическим переходом мысли от
одного фрагмента изложения к другому и выражена соответствующими языковыми
средствами.
Под связной речью понимают сложную форму речевой деятельности, которая представлена
в форме последовательного развернутого изложения, выполняет коммуникативную
функцию и осуществляется в основных формах – диалога и монолога. Диалоговая речь первична по своему
происхождению, состоит из реплик, речевых реакций, обращений двух или
нескольких собеседников. Монологическая речь имеет непрерывный, односторонний,
произвольный характер высказывания.
Дошкольный возраст является периодом
активного усвоения ребенком разговорного языка, что предполагает становление и
качественное развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи.
В качестве ведущих задач речевого развития выступают воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя и связности
речи при соответствующем развернутом высказывании.
В качестве создания условия для речевой
практики дошкольников используются речевые упражнения, словесные игры,
рассказывания по сюжетным картинкам, описания, повествования, рассуждения,
способствующие точному употреблению детьми слов, активизации словарного запаса.
Комплексные задачи речевого развития — воспитание звуковой культуры речи;
формирование грамматического строя речи; словарная работа и совершенствование
связной речи.
В возрасте 3-4 лет происходят качественные
изменения в освоении способов словообразования, словотворчества. Дети получают
первичные представления о слове как звуковом процессе, тяготеют к
рифмообразованию, учатся подбирать близкие по звучанию слова. Наряду с этим
речь детей насыщена неологизмами.
Развитие речевой деятельности дошкольников
происходит в контексте ведущей деятельности — игре. Являясь первичной ступенью
воспитания, игра предоставляет наиболее благоприятные возможности для развития
языка. При речевом развитии детей могут быть использованы все виды игровой
деятельности, что предполагает дифференциацию функций и форм речи.
Театрально-игровая деятельность является
одним из наиболее эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры подразделяются на режиссерские игры и игры-драматизации,
являются разновидностью сюжетно-ролевых игр. Важнейшим структурным компонентом
в них является наличие роли, выполнение которой предоставляет ребенку
возможности для ее одновременного проговаривания и исполнения с опорой на
речевую импровизацию.
Механизм развития связной речи в условиях
театрально-игровой деятельности требует партнерских отношений и диалогового
общения между участниками; ориентацией
при совместной деятельности не только на игровое действие, но и на словесное
пояснение смысла партнерам; ориентацией на сюжет игры и диктуемое
речевое общение. Мощным стимулом развития связной речи у дошкольников жизни
является создание у них мотивации к рассказыванию, поддержание интереса к
игровой деятельности, основанной на диалоговом общении, поскольку это создает
условия для речевой активности детей.
Театральная деятельность способствует решению следующих задач: обучение детей игровому и речевому взаимодействию с
партнерами; овладение детьми способами ролевого поведения и коммуникативными
речевыми моделями; развитие творческой самостоятельности детей в организации
игры.
Фрагмент текста работы:
1.1. Современное состояние проблемы речевого развития детей в
психолого-педагогических исследованиях На современном этапе
общественного развития возрастает потребность определения путей повышения
развивающего эффекта дошкольного обучения с акцентом на развитии языковых
способностей.
В исследованиях Т.И.
Гризик, Л.Е. Тимощук связная речь интерпретируется как «отрезок речи,
обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее
законченные (самостоятельные) части» [11, с. 119], а также как «смысловое
развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание». С.В. Алабужевой
под связной речью понимается развернутое, логичное, последовательное,
правильное и образное изложение определенного содержания [1, с 223]; А.М.
Бородич определяет ее как развернутое смысловое высказывание, обеспечивающее
понимание и общение людей [6, с. 177].
Связность речи означает
связность мыслей, что позволяет по построению высказываний судить об уровне
речевого развития ребенка. Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь требует
развития таких взаимосвязанных качеств, как целостность и связность, которые отличаются
коммуникативной направленностью, логикой изложения и правильностью организации
языковых средств [37, с. 28]. Следовательно, связной можно назвать речь,
понятную с точки зрения содержания.
По мнению Н.П. Ерастова,
в связной речи присутствуют четыре основные группы связей, которые выступают в
качестве основных ее характеристик [14, с. 90]. К ним относятся следующие
связи: логические, которые характеризуют отнесенность речи к объективному миру
и мышлению; функционально-стилевые, характеризующие отнесенность речи к
партнерам общения; психологические, связанные с отнесенностью речи к сферам
общения; грамматические, которые характеризуют отнесенность речи к структуре
языка.
Овладение связной речью
заключается в умении выделять разные виды связей и сочетать их в соответствии с
нормами речевого общения. Таким образом, речь расценивается как связная, если
она характеризуется: содержательностью (знанием того, о чем говорится);
точностью (адекватным подбором слов и словосочетаний, наиболее подходящих к
данному содержанию); логичностью (последовательным изложением мыслей); ясностью
(понятностью для тех, кому адресовано речевое высказывание);правильностью,
чистотой, богатством (языковым разнообразием).
О.С. Ушакова подчеркивает
первичность диалогической речи, как естественной формы языкового общения [37,
с. 28]. Основой диалога, по мнению А.Р. Лурия, является общность ситуации,
знания предмета и восприятия ситуации [34, с. 103]. Что касается связной
монологической речи, то владение ею исследователи считают высшим результатом
речевого развития ребенка, поскольку в ней находит отражение освоение всех
сторон языка – грамматической, лексической, фонетической [38, с. 43]. По мнению
А.А. Леонтьева, связная монологическая речь является более сложной для
освоения, чем диалогическая [20, с. 76].
Монологическая речь может
встречаться в связной речи дошкольников в смешанном виде, когда, например,
элементы рассуждения и описания включаются в повествование. Если рассматривать
овладение речью как важнейший компонент в развитии ребенка, то связной речи
здесь принадлежит приоритетное место, поскольку, по словам Ф.А. Сохина, она
«вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении
его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя» [33, с. 14].
Полнота словарного
запаса и работа над смысловой стороной слова, обеспечивают точное, полное и
образное речевое выражение мысли, о чем говорят Е.М. Струнина, А.И.
Лаврентьева, Л.А. Колунова [34, с. 102]. А формирование грамматического строя
способствует умению правильно