Курсовая теория на тему Использование психодрамы в психокоррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Психодрама как метод психологической терапии 3
1.1. Понятие психодрамы. Основные принципы 3
1.2. Роли в психодраме как основа метода психотерапии 6
Глава 2. Методика психодрамы в процессе психокоррекции 10
2.1. Техники и методики психодрамы 10
2.2. Фазы развития психодрамы в процессе психологической коррекции в работе с клиентом 16
Заключение 21
Список литературы 22
Введение:
Актуальность исследования. Психодрама представляет собой тип экспериментальной, основанной на действиях терапии, в которой люди исследуют проблемы, проигрывая события из своего прошлого. Этот тип терапии включает в себя аспекты ролевых игр, драматической самопрезентации и групповой динамики, чтобы помочь людям лучше понять и лучше понять свою жизнь и опыт. Хотя он функционирует как индивидуальная терапия, он использует групповой формат. Он уходит своими корнями в психологию, но также включает в себя элементы театра и социологии. Психодрама может быть полезна при ряде различных состояний. Это может быть полезно для людей с заболеваниями, влияющими на самооценку, эмоции и настроение. Это делает изучение данного метода достаточно актуальным.
Цель исследования заключается в определении особенностей использования психодрамы в процессе психокоррекции.
Поставленная цель определяет необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и основные принципы психодрамы.
2. Определить основные роли в психодраме как основы метода психотерапии.
3. Охарактеризовать техники и методики психодрамы.
4. Описать фазы развития психодрамы в процессе психологической коррекции в работе с клиентом.
Объект исследования – психодрама как метод психокоррекции.
Предмет исследования – техники и методики психодрамы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Созданная Морено в 1921 году, психодрама представляет собой терапевтическую модель, широко используемую в Европе в частных и государственных медицинских учреждениях, включая больницы и службах охраны психического здоровья при лечении различных патологий, таких как шизофрения и злоупотребление психоактивными веществами. Из-за этого психодрама была аккредитована Европейской ассоциацией психотерапии (EAP), а также рекомендована правительствами нескольких европейских стран в качестве хорошей медицинской практики, например, в Австрии и Венгрии.
В последние десятилетия растущая популярность психодрамы привела к появлению более 60 школ психодрамы и аккредитации в 26 европейских странах.
Психодрама – групповой формат психотерапии, имеющий глубокие корни в театре, психологии и социологии. Хотя предпочтительно выполнять его в групповом формате, он фокусируется на особенностях личности как на пересечении различных ролей в отношениях (например, быть сыном и супругом) и ролей, связанных с трудностями и возможностями (например, страхи, такие как боязнь полета), или сомнения, как будет проходить следующее собеседование).
По этой причине говорят, что это индивидуальная терапия в групповом формате, сосредоточенная на главном герое, и действие может происходить вокруг различных ролей, которые он берет на себя на протяжении всей жизни. Психодраматический сеанс включает три контекста: социальный, групповой и драматический, пять инструментов: главный герой, сцена, вспомогательное эго, режиссер, аудитория и три отдельные фазы: разминка, действие и обмен информацией.
Большинство техник, встречающихся в литературе, таких как смена ролей, монолог или двойное отражение, используются, чтобы помочь главному герою драматизировать конфликт, который необходимо разрешить
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психодрама как метод психологической терапии
1.1. Понятие психодрамы. Основные принципы
Психодрама – это терапевтический групповой процесс, при котором используется инструмент драматургической импровизации для диагностики и коррекции личности. Психодрама является таким видом драматургического искусства, отражающего актуальные проблемы клиента, а не создающего воображаемых сценических образов.
Все формы психодраматического метода служат цели самоинтеграции личности, разрешения или снятия конфликтов, более глубокого познания индивидом самого себя. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и с нереалистичными жизненными ролями. Тот или иной участник играет основную роль, а другие члены терапевтической группы взаимодействуют с ним, достигая возникновения у протагониста (главного исполнителя психодраматической сцены) соответствующего эмоционального состояния и тенденций, побуждающих к проявлению спонтанной активности [1].
Используются в психодраме или спонтанно создаются соответствующие представления, которые призваны побуждать участников группового процесса к беседам, дискуссиям, что будет способствовать осознанию проблем и возможностей их решения в будущем. Например, могут добираться или искусственно создаваться ситуации и сцены, касающиеся проблемы страхов в межличностных контактах или чувство одиночества. Главное отличие психодрамы от игры – наличие спонтанного самовыражения личности в процессе разыгрывания роли.
Именно исходя из спонтанности как основного понятия в теории психодрамы, в ней нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях и прибегать к любым действиям спонтанного характера. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором представление в поисках оптимальной игры проигрывается снова и снова. Разыгрывание ролей способствует расширению ролевого репертуара, исследованию индивидуальных особенностей и нахождению путей решения специфических личностных проблем [9].
Преимуществом психодрамы является то, что проблемы и отношения не обсуждаются, они переживаются в реальном действии в данный момент времени. Психодрама способствует расширению ролевого репертуара участников, исследованию индивидуальных особенностей и нахождению решения специфических личностных проблем. Этот психотерапевтический метод позволяет членам группы изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, активизировать свой личностный потенциал и достичь другого жизненного статуса.
Спонтанность поведения и творческая импровизация Спонтанность и творчество являются основными процедурными компонентами психодрамы. Спонтанность, творчество и импровизация позволяют избавиться от ригидности социально-ролевого поведения. Я. Морено рассматривал спонтанность как катализатор творчества. Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия [5].
Акцент на спонтанности не означает, что при психодраме не используются привычные действия. Адекватный ответ и новизна – два основных фактора спонтанности. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Участник группы, недостаточно знакомый с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, играя некоторую роль, прибегнуть к спонтанному поведению, но оно будет восприниматься другими как неадекватное. Терапевтические цели психодрамы предполагают как знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями, так и одновременное содействие процессу развития творческой спонтанности.
Принцип «здесь и сейчас» является главным в психодраме. Проблемы и отношения не обсуждаются, они переживаются в реальном действии в данный момент времени. Прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу «здесь и теперь», то есть психодрама предоставляет участнику группы возможности объектировать (вынести наружу) значимые события прошлого, хранящиеся в его памяти. Концентрация на действиях, происходящих на данный момент времени, в процессе игры не является абсолютным правилом. Занятия могут быть посвящены прошлому или будущему. Принцип «здесь и сейчас» в психодраме есть некоторым расширением настоящего момента, включающий и повторение прошлых встреч, и подготовку к будущим. Акцент делается на том, что результат реального переживания и эмоционального отреагирования существенно отличается от результата вербального обсуждения прошедших событий и скрытых чувств [3].
Катарсическое действие психодрамы Очистительное (катарсическое) влияние еще Аристотель притеснял трагедиям. Считалось, что инсценировка трагедии способна освободить зрителей от слишком сильных переживаний. Воспроизводители на сцене эмоции, такие как страх, агрессия и т.д. зритель сопереживает и это освобождает его от этих аффектов. 3.Фрейд воспользовался понятием катарсиса в своих исследованиях истерии. По его мнению, в основе истерии лежат нереализованные переживания травматического характера. Если пациента побуждать вспомнить и снова пережить их, то «ущемленный» аффект получит выход и травмирующее переживание будет преодолено. Аффективная разрядка, эмоциональное потрясение и внутреннее очищение способствовали, таким образом, психотерапии. Я. Морено расширил содержание понятия катарсис, распространяя его действие не только на зрителей, но и на актеров. Он указывал, что психодрама имеет терапевтический эффект не только в отношении зрителя (вторичный катарсис), но и в отношении актера, играющего в спектакле и одновременно освобождающего себя от нежелательных аффектов [5].