Курсовая теория на тему Использование наглядных методов на уроках математики в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы использование наглядных методов на уроках математики в начальной школе. 5
1.1.
Особенности процесса обучения математики
в начальной школе. 5
1.2.
Наглядные методы в обучении математики младших школьников. 9
1.3. Особенности
использования наглядных методов обучения на уроках математики в начальной школе. 18
Выводы по
главе. 27
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Введение:
Наглядность в педагогике
всегда была и есть одним из важнейших принципов обучения, фундаментом для
осуществления всестороннего развития личности. Этот принцип обучения был
впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци. Из
отечественных дидактов, занимавшихся этой проблемой, следует отметить, прежде
всего, К.Д. Ушинского, одного из первых разработчиков форм наглядного обучения.
Психологические
исследования использования различных средств наглядности проводились многими
учеными, в частности Л.В. Занкова, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинским, В.
Г. Петровой, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и др.
Особо следует отметить,
что наглядные средства являются одним из важнейших элементов любого учебного
процесса в различных учебных дисциплинах. Они четко иллюстрируют данные об
усвоении учебной информации детьми 6-10 летнего возраста. Ведь эффективность
усвоения информации учащимися растет при условии привлечения к этому процессу
как можно больше органов чувств. Эффективно дети усваивают информацию,
представленную на слух и на зрение с последующим ее обсуждением.
Поэтому проблемой
использования наглядности в начальной школе занимаются многие
педагогов-практиков, среди них следует особо выделить Габдулхакова Ф.А.,
Исмаилова А.М., Корепина Л.Ф. и др.
Для уроков математики
значимы элементы наглядно-изобразительного материала. Правильное использование
наглядности на уроках математики способствует формированию четких
пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает
логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа
конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Актуальность данной
проблемы послужила основой для избрания её в качестве темы курсовой работы:
«Использование наглядных методов на уроках математики в начальной школе»
Цель исследования:
выявление возможности использования наглядных методов при обучении математики.
Объект исследования:
процесс обучения математики.
Предметом исследования
– наглядные методы в обучении математики младших школьников.
Задачи,
которые мы поставили для выполнения цели:
1. Рассмотреть
особенности процесса обучения математики в начальной школе.
2. Изучить особенности
наглядных методов на уроках математики в начальной школе.
3. Раскрыть особенности
использования наглядных методов на уроках математики в начальной школе
В процессе работы над
исследованием нами были использованы следующие методы:
сравнительно-исторический анализ; изучение и анализ педагогической и
методической литературы; наблюдения; интервьюирование; анализ и обобщение
педагогического опыта.
Курсовая работа состоит
из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
Наше исследование
посвящено проблеме использования наглядных методов обучения на уроках
математики в начальной школе. В результате исследования было выявлено, что математика
в начальной школе является интегрированным курсом: он объединяет
арифметический, геометрический и алгебраический материал. Основная задача
учителя начальных классов на уроках математики – научить ребенка не только
логично мыслить, но и уметь работать с учебником, считать, писать, различать
геометрические фигуры, выполнять простые действия по сложению и вычитанию,
делать выводы, отвечать на поставленные вопросы, развивать память и смекалку.
Одним из методов обучения
на уроках математики в начальной школе являют наглядных методов обучения.
Наглядные методы обучения – это такие методы, применение которых способствует
осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет
методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность
урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление,
зрительную память и внимание. Наглядные методы обучения можно разделить на две
группы: демонстрация (предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов,
презентаций); иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также
плакатов.
В процессе исследования
было выявлено, что наглядные методы обучения используются с различными целями:
для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков,
для проверки их усвоения. В начальной школе чаще всего используют иллюстрации в
процессе обучения математики.
В результате исследования
все поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности у
процесса обучения математики в начальной школе
Обучение математике в 1-4
классе направлено на реализацию следующих задач:
— формирование элементов
самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными
математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать,
описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
— развитие основ
логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие
пространственного воображения;
— развитие математической
речи;
— формирование системы
начальных математических знаний и умений их применять для решения
учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения
вести поиск информации и работать с ней;
— формирование
первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных
способностей;
— воспитание стремления к
расширению математических знаний;
— формирование
критичности мышления;
— развитие умений
аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и
принимать суждения других.
Решение названных задач
обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических
способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей
математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а
также личностную заинтересованность в расширении математических знаний [23].
Важнейшим условием для
комфортного преподавания математики, соответствующего темпам обучения каждого
отдельного ребенка, является создание на уроках благоприятных условий для
полного общего интеллектуального развития каждого учащегося на уровне, соответствующем
его возрастным характеристикам и возможностям, и обеспечивая необходимую и
достаточную математическую подготовку для дальнейшего обучения.
Математика в начальной
школе должна хорошо готовить учащихся для дальнейшего математического образования
в основной школе, что даст учащимся обладание определенным количеством
математических знаний и навыков, которые позволят им успешно изучать
математические дисциплины далее на более сложном уровне. Однако постановка
целей — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является
пропедевтическим. Особенностью начального этапа обучения является то, что на
этом этапе у учеников должны начать формировать элементы образовательной
деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое
сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия,
анализ, умственное планирование); в этом возрасте у детей также развивается
потребность и мотивация для обучения [12].
В связи с этим следующие
важнейшие методологические принципы положены в основу подбора математического
содержания в начальной школе:
— анализ конкретного
учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и
необходимости обучения в начальной школе;
— возможность широкого
применения изучаемого материала на практике;
— соотношение входного
материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной
математикой и содержанием следующего уровня образования в средней школе;
— обогащение
математического опыта младших школьников включением новых вопросов, которые
ранее не изучались в начальной школе;
— развитие интереса к
математике [11].
Рассмотрим характерные
черты государственного стандарта по математике в начальной школе.