Математика с методикой преподавания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Использование на уроке таблиц для устного счета в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УСТНОГО СЧЕТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
………………………………………………………………………………6

1.1    Общая характеристика устного счета у
младших школьников
. 6

1.2    Формы организации устных вычислений на уроках
математики в начальной школе
  11

1.3 Виды упражнений для устных вычислений. 15

2    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТАБЛИЦ ДЛЯ
УСТНОГО СЧЕТА У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
……………………………………………………………………………..21

2.1    Средства формирования устных вычислительных навыков. 21

2.2    Организация занятий по устному счету. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
.. 28

Приложение
А
Использование на уроке таблиц для устного счета в
начальной школе………………………………………………………………………………..
30

 



 

  

Введение:

 

Актуальность
работы.
Математика в начальной школе имеет как практическое,
так и духовное значение. Прежде всего, курс математики начальных классов
обеспечивает дальнейшее изучение математики в средних классах. Математические
знания, приобретенные в начальных классах, нужны в повседневной жизни, при
изучении других дисциплин, для понимания сообщений средств массовой информации.
Младшие школьники получают начальные представления о тех принципах и законах, которые
являются основой для математических факторов, которые изучаются. Прежде всего,
касается десятичной системы вычисления и свойств арифметических действий.
Существенным на начальном этапе является овладение вычислительными умениями и
навыками.

Большинство вопросов
математического образования, должно быть, усвоено в начальных классах на таком
уровне, чтобы стать достоянием учеников на всю жизнь. Остальные вопросы
программы по математике для начальных классов обрабатываются с целью подготовки
к тщательному изучению соответствующего материала в следующих классах.

Важной задачей математики
в начальных классах является развитие познавательных способностей у детей.
Необходимо развить у них умение наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства
и различия в сравниваемых объектах, выполнять такие мыслительные операции, как
анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Ведущая роль математики
состоит в развитии логического мышления, формировании алгоритмического
мышления, воспитании навыков умственного труда (планирование, поиск
рациональных путей, критичность).
Обучение математике
должно формировать такие черты личности, как трудолюбие, аккуратность;
способствовать развитию воли, внимания, воображения учащихся; стимулировать
развитие интереса к математике; вырабатывать умение учиться и навыки
самостоятельной работы.

Устные вычисления
является одной из эффективных форм организации коллективной и индивидуальной
работы учащихся на уроках математики. Они развивают у школьников
внимательность, наблюдательность, инициативу, вызывают интерес к работе. С их
помощью учитель устанавливает на уроке оперативную и эффективную обратную
связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения
учащимися знаниями и умениями.

Выполняя устные
упражнения, ученики начальных классов не только совершенствуют вычислительные навыки,
они закрепляют теоретический материал, тренируют внимание, память, повышают
речевую культуру. Дети с интересом относятся к таким упражнениям, их высокая
активность в этом возрасте может быть реализована через устные упражнения,
которые они воспринимают с удовольствием.

Овладение навыками устных
вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое
значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий
(свойства действий, связь между результатами и компонентами действий, изменение
результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов). Также
они помогают лучшему усвоению приемов письменных вычислений, так как содержат в
себе элементы устных вычислений.

Практическое значение их
в том, что скорость и правильность вычислений нужны в жизни, особенно тогда,
когда действия нельзя выполнить письменно. Устные вычисления способствуют
развитию мышления учащихся, их сообразительности, математической зоркости и
наблюдательности.

Важным средством
наглядности в процессе изучения математики является таблицы. С целью применение
они разнообразны: таблицы для формирования математических понятий и закономерностей
(учебные таблицы) таблицы-инструкции; таблицы, служащие средством поиска
способа решения задачи; таблицы для устных вычислений; таблицы-справочники.
Некоторые из них имеют не одну, а несколько целей. Поэтому авторы курса
«Математика» для 1-4 классов уделили таблицам большое внимание в учебниках.

Объект исследования – устный счёт на уроках
математики в начальной школе.

Предмет исследования – особенности организации
устного счета с использованием таблиц на уроках математики.

Цель исследования – выявить особенности организации и проведения устного счета с
использованием таблиц для повышения эффективности вычислительного навыка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

                  
изучить
и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

                  
определить
роль и место устных вычислений на уроках математики;

                  
выделить
особенности проведения урока математики;

                  
отобрать
и систематизировать учебно-познавательные задачи для устных вычислений с
использованием таблиц в начальной школе;

                  
разработать
комплекс упражнений для устного счета.

Методологической
основой исследования явились идеи о теории учебной деятельности М.А. Бантовой,
В.Н.Рудницкой, К.Д. Ушинский и по этапного формирования умственных действий
(Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин). А также работы Н.Б. Истоминой, И.А. Аргинской
по методике формирования устного счета.

Структура исследования. Данное исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложение.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Устные
вычисления является одной из эффективных форм организации коллективной и
индивидуальной работы учащихся на уроках математики. Они развивают у школьников
внимательность, наблюдательность, инициативу, вызывают интерес к учебе. С их
помощью педагог устанавливает на уроке оперативную и эффективную обратную
связь, которая позволяет своевременно контролировать процесс овладения
учащимися знаниями и умениями. Выполняя устные упражнения, ученики начальных
классов не только совершенствуют вычислительные навыки, но и закрепляют
теоретический материал, тренируют внимание, повышают речевую культуру.

Главная
цель устного вычисления – усвоение таблиц арифметических действий, формирования
вычислительных навыков. Они способствуют также формированию у детей умений и
навыков решать задачи, развития представлений о математических понятиях,
усвоению математической терминологии, позволяют наблюдать некоторые
математические закономерности. Упражнения из устных вычислений можно сочетать с
проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, опросом
учащихся. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,
необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных
приемов вычислений. Воспитывая любовь к устным упражнениям, педагог помогает
ученикам активно работать с учебным материалом, пробуждает в них стремление
совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять
более совершенными и экономнее.

Подбор
задач для устных вычислений определяется темой урока, целью закрепления и
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, развивающей целью обучения математики.
Подбирая задания для устных вычислений, следует использовать тот материал
учебника, который по тем или иным причинам не применялся на предыдущих уроках.
В случае необходимости этот материал адаптируют к формам проведения устных
вычислений.

Среди
задач для устных вычислений можно выделить задачи для усвоения таблиц арифметических
действий; упражнения на формирование вычислительных навыков; задачи на усвоение
вопросов теории арифметических действий; задачи; все упражнения по геометрии;
задачи с логической нагрузкой.

Чтобы
понять особенности выполнения устных вычислений, ученики должны осознать
определенные структурные этапы, алгоритм соображений. Важное значение при
осознании этого алгоритма имеют специально разработанные модели и схемы,
которые в наглядной форме отражают существенную связь между ее объектами.
Организация деятельности детей с опорой на такие модели дает возможность
подвести их к познанию этих связей.

.

 

Фрагмент текста работы:

 

1                  
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УСТНОГО СЧЕТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1          
Общая
характеристика устного счета у младших школьников

 

К.Д. Ушинский
подчеркивал, что математика является важной составной частью школьного
образования [19, с. 339]. Анализируя, программу по математике, мы можем сделать
выводы, что на изучение нумерации чисел отводится почти 20% учебного времени,
на арифметические действия – 63%, из них на обработку табличных заданий – 26%.

Таблицы сложения и
вычитания составляют с помощью соответствующих рисунков предметных множеств. В
усвоении имеет значение систематическое их повторение и вариативность задач.

Все типы арифметических
действий, которыми должны овладевать школьники начальных классов, можно
объединить в 3 типа:

1.               
Табличные случаи арифметических действий;

2.               
Внетабличне случаи арифметических
действий, выполняемых устно;

3.               
Внетабличные случаи арифметических
действий, выполняемых в письменном виде.

Устный счет в начальных
классах должен быть стимулирующим в обучениитшкольников. Очень важно проводить
его систематически, применяя индивидуальный подход к ученикам, развивая у них
самоконтроль и заинтересованность [1].

К текущему устному опросу
следует включать такой материал, который еще требует закрепления и обобщения.
Если подбирать материал, которым дети овладели в совершенстве, то в классе
будет наблюдаться лишь внешняя активность, дети будут работать без достаточного
умственного напряжения.

Педагогический такт,
объективная требовательность педагога, сочетающаяся с его желанием дойти до
каждого ученика, способствуют воспитанию у детей правильного отношение к учету
их успеваемости.

Главная цель устных
вычислений – усвоение таблиц арифметических действий, формирование
вычислительных навыков. Они способствуют также формированию у детей умений и
навыков решать задачи, развивать представления о математических понятиях,
усвоению математической терминологии, позволяют наблюдать некоторые
математические закономерности.

Устные вычисления –
специфическая самостоятельная часть урока математики (5-7 мин.), но в
дополнении содержания задания она нередко соединяется с опросом или подготовкой
к восприятию нового материала [2, с. 156].

Отбор задач для устных
вычислений определяется темой урока, целью закреплений и ликвидации пробелов в
знаниях учащихся; развивающей целью обучения математике.

Подбирая материал для
устных вычислений, следует использовать тот материал учебника, который по тем
или иным причинам не применялся на предыдущих уроках. В случае необходимости
этот материал нужно адаптировать к формам проведения устных вычислений.

Главным в работе с детьми
на уроках математики является развитие логического мышления и вычислительных
навыков. На это нацеливают и действующие учебники и программы начальной школы.
Немало средств и приемов описано в методической литературе, которые лучше всего
испольховать комплексно, чтобы избежать монотонного и однообразного решения упражнений
и задач.

При изучении
арифметических действий хороший результат дает работа с таблицами: заполняя их,
школьники четко по очереди называют математические сроки и правила нахождения
неизвестных компонентов.

Во время
выполнения устных упражнений целесообразно спрашивать не только учеников,
которые хорошо успевают по математике – это ослабляет их инициативу и
активность, но и тех, которым математика удается труднее. Чтобы дать
возможность поразмышлять всем сильным ученикам, можно предложить записать
ответы и показать их педагогу. Устные упражнения должны быть, по возможности,
связанные с практическими, жизненными вопросами, отличаться легкостью
построения, ясностью и конкретностью содержания.

Одной из
основных задач устных упражнений является выработка навыков устных вычислений.
Однако развитие вычислительных навыков не единственная цель устных упражнений.
Они могут способствовать подготовке учащихся к восприятию нового материала. С их помощью можно организовать повторение ранее
изученного материала. Устные упражнения – также важное средство для развития
мышления учащихся. Устные упражнения полезно проводить в начале урока в течение
7- 8 мин. Это позволяет создать в классе рабочую атмосферу, является
своеобразной гимнастикой, разминкой, которая способствует дальнейшей работе на
уроке. Устные упражнения помогают разнообразить работу на уроке, заставляют
учеников думать, объяснять, сопоставлять и находить разнообразные способы
решения. Решение задач
различными способами позволяет без больших затрат времени получить заметный
эффект в развитии логического мышления [8, с. 34].

Систематическое решение упражнений в устной форме
способствует усвоению теории, помогает осознанию ее практической деятельности,
развивает логическое мышление учащихся, творческую инициативу, смекалку,
формирует ряд важных практических умений и навыков, помогает осуществлять
постепенный переход к дедуктивным доказательствам
.

Устные
упражнения помогают педагогу получить оптимальное решение педагогических задач
на всех этапах обучения. Практика показывает, что решение таких упражнений способствует развитию
логического мышления, смекалки, внимания, инициативности, культуры
математической речи учащихся, экономит время, что дает возможность глубже и в
большем объеме изучать учебный материал.

Овладение
навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и
практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории
арифметических действий (свойства действий, связь между результатами и
компонентами действий, изменение результатов действий в зависимости от
изменения одного из компонентов).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы