Курсовая теория на тему Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у дошкольников 6
1.1. Задачи речевого развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности связной речи у дошкольников 16
1.3. Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у дошкольников 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение связной речи дошкольников 28
2.1. Характеристика базы и методов исследования 28
2.2. Анализ результативности исследования 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
Введение:
Как отмечал К.Д. Ушинский, «язык – важнейший, самый богатый и прочносоединяющий отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только являет собой жизненность народа, а является этой жизнью. Когда исчезает народный язык, – народа больше нет!».
Он подчеркивал, что именно в семье закладывается фундамент речевого развития детей, ведь первые слова ребенок произносит в окружении близких людей (отца, матери, бабушки и др.), которые являются первыми наставниками ребенка в родной речи. Известно, что язык формирует человеческую духовность, чувство красоты слова и образа. Родное слово является орудием познания окружающей действительности для детей.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста является одной из стержневых проблем дошкольной лингводидактики. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, инициировать собственные идеи, участвовать в различных видах детского творчества. Связная речь имеет важное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, она положительно влияет на формирование таких важных личностных качеств как: коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. Своевременное и качественное развитие связной речи – важное условие полноценного речевого развития выпускника дошкольного образовательного учреждения [12].
Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания ученых различных отраслей наук (психологов, лингвистов, психолингвистов: Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Леонтьев, И. Гальперин, И. Зимняя, Б. Глухов, Т. Ладыженская, и др.). Исследование связной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста в 60-70 годы ХХ-го века определялись в идеях Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевской, Н.М. Конина, А.М. Бородич и др.
В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от отдельных слов до сочетания двух – трех слов, далее к простой фразе и к сложным предложениям. Конечным этапом связной речи является способность к составлению нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Л. Выготский, Г. Леушина, С. Рубинштейн и др. под связной речью понимают речь, форма которой закономерно связана и определяется его содержанием, а содержание является выражением соответствующего желания или мысли говорящего [12].
Связная речь выполняет ряд важных функций, главной из которых является коммуникативная, которая реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности, которые предопределяют содержание и характер методики их формирования. По определению ученых, связная речь формируется у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Ранний возраст является основным периодом развития речи ребенка. В начале раннего возраста ребенок говорит отдельные фразы, которые сначала не понятны взрослому. Уже в конце второго года жизни в активном речи ребенка являются вопросительные предложения, которые выражаются сначала только интонационно, а на последующих возрастных этапах формируют связную речь. На третьем году жизни появляется любознательность и интерес к деятельности взрослого. Становится возможным понимание ребенком того, что было в ее прошлом опыте, а также с ребенком можно говорить о предстоящих событиях.
Речь детей четвертого года жизни характеризуется быстрым темпом. Ребенок овладеет основными грамматическими формами, строит простые распространенные предложения с предлогами, союзами, однородными членами предложения, овладевает навыками монологического вещания.
Речь детей старшего дошкольного возраста достигает достаточного уровня развития. Дети характеризуются необычайной речевой активностью, болтливостью, любопытством, завершается усвоение грамматических форм, падежных окончаний, связную речь становится более сложным в структурном плане, развернутым, логичным и последовательным [3].
Самым важным на этапе дошкольного детства является развитие связной речи, ведь ребенок для собственного личностного развития и успешной социализации должен общаться с тем, кто рядом, то есть стать понятным, убедительным, а также научиться познавать мир с помощью языка (лексического состава) и речи, развить сознательное, в меру своих возможностей, отношение к языковой действительности.
Овладение ребенком связной речью, коммуникативными способностями играет ведущую роль в процессе его развития, имеет большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию. Как отмечают ученые, для развития речевой культуры дошкольника многое может сделать семья.
С самого раннего возраста в жизнь ребенка включается речь (коммуникативная связь). И естественно, ее развитие всегда волнует родителей. Их в общем больше всего беспокоит процесс обогащения ребенком лексического запаса, звукопроизношение, а также овладении грамматикой родного языка (правильное воспроизведение падежных окончаний, различных форм слов и тому подобное). От того, как в семье разговаривают, общаются, какая лексика используется родителями, в значительной степени зависит и развитие связной речи ребенка. Поэтому этот процесс особенно требует совместных действий семьи и педагогов ДОУ.
В разговоре с детьми родители должны учитывать уровень их словарного запаса, умение формировать предложения и вместе с тем следить за своими высказываниями. Побуждая ребенка к вопросам, родители и педагоги развивают его познавательную активность, обеспечивают полноценное всестороннее развитие и в этом очень помогают наглядные примеры, такие как мнемотаблицы.
Однако вопрос применения мнемотаблиц в развитии связной речи у дошкольников в работах исследователей рассмотрен, на наш взгляд, недостаточно.
Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у дошкольников, с одной стороны, и недостаточным опытом применения в этом процессе мнемотаблиц, с другой стороны.
Разрешение этого противоречия составляет проблему нашего исследования.
Тема исследования – Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников
Объект исследования – связная речь дошкольников
Предмет исследования – мнемотаблицы как средство развития связной речи у дошкольников
Цель исследования – изучить возможности мнемотаблиц в развитии связной речи у дошкольников
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что мнемотаблицы будут являться эффективным средством развития связной речи у дошкольников
Задачи исследования:
1. Раскрыть задачи речевого развития в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть особенности связной речи у дошкольников.
3. Охарактеризовать мнемотаблицы как средство развития связной речи у дошкольников.
4. Эмпирически изучить связную речь дошкольников.
5. Проанализировать результаты исследования.
Заключение:
Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для усвоения родного языка. Формирование связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Изучив ряд психологических и методологических исследований, мы пришли к выводу, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Как показывает опыт работы, использование приёмов мнемотехники даёт хорошие результаты в работе по формированию у детей навыка составления связных развёрнутых высказываний.
Тематическое планирование, основываясь на поэтапность в работе с детьми по развитию связной речи с помощью приемов моделирования целесообразно составлять по разделам программы «Я познаю мир» — «Животные», «Растения», «Человек», «Неживая природа». В каждом блоке есть более детальные темы для изучения. Постепенное, поэтапное усложнение содержания позволяет каждому ребенку приобретать устойчивые навыки связной речи.
Обобщенный опыт по развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков связной речи с помощью мнемотаблиц актуален в настоящее время. Мы считаем, что наш опыт работы может иметь широкое практическое применение в старших и подготовительных группах детских садов, в группах раннего развития детей, в дошкольных объединениях дополнительного образования, т.к. использование мнемотаблиц заметно облегчает овладение дошкольниками связной речью, которая вбирает в себя все речевые достижения ребенка.
Фрагмент текста работы:
Актуальность своевременного речевого развития в дошкольном возрасте определяется потребностью создания оптимальных условий для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, становления его как речевой личности, то есть активного, инициативного, открытого для общения, который легко и непринужденно вступает во взаимодействие с детьми и взрослыми, владеет формулами речевого этикета, имеет развитые коммуникативные способности и достаточный уровень развития родной речи. Именно через речь во время повседневного общения ребенок реализует себя, обнаруживает свое отношение к окружающей среде; познает естественный, предметный и социальный мир, что ее окружает, в его целостности и разнообразии; формирует и раскрывает собственный образ «Я»; усваивает и создает культурные ценности как активный субъект взаимодействия.
Овладение языком и речью — сложный процесс, который зависит от вековых и индивидуальных особенностей дошкольников, социальной ситуации их развития, проектирования развивающего коммуникативно-речевой среды; а также используемых воспитателями в учебно-воспитательном процессе заведений дошкольного образования педагогических технологий, направленных на формирование разных видов компетенций — речевой (фонетическая, лексическая, грамматическая, диалогическая, монологическая) и коммуникативной.
1.1. Задачи речевого развития в дошкольном возрасте
Учить ребенка рассказывать и пересказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Особую роль в работе над обогащением словаря ребенка играет слушание и пересказ сказок, заучивание поэтических произведений как дома, так и в ДОУ. Это способствует формированию связного высказывания (монологической и диалогической речи). Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами.
Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Ведь недостаточно развитая речь, бедность словарного запаса, наличие речевых ошибок негативно влияют и на общее интеллектуальное развитие ребенка. Предупредить это сможет своевременная работа родителей по формированию и развитию речи детей уже в первые годы жизни. Помочь родителям в воспитании чистой и правильной речи детей – обязанность воспитателя детского учреждения.
Большое значение приобретает тесный контакт педагогов ДОУ с родителями в последний год пребывания в детском саду в период интенсивной подготовки ребенка к школе. Рассказы по иллюстрациям, пересказ художественных произведений (сказок, стихов), даже просто разговоры формируют у дошкольника творческие способности, развивают эстетическое восприятие, воспитывают интонационную выразительность речи.
В процессе развития речи ребенка особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, является неотъемлемым приемом работы педагога. Именно умелое руководство игрой, подбор наиболее удачных педагогических приемов для развития нравственно ценной сюжетной линии, коррекции негативного сюжета, тактичного разрешения конфликта между детьми во время распределения ролей и логического завершения игры будет способствовать эффективному процессу развития речи воспитанников. Руководство сюжетно-ролевой игрой – нелегкое дело для педагога, поскольку требует немалого терпения, наблюдательности и педагогического такта.