Курсовая теория на тему Использование метода включённого наблюдения в региональной прессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Метод включенного наблюдения как особенность современной прессы 5
1.1. Общее понятие метода включенного наблюдения 5
1.2. Местная печать в процессе социокультурных трансформаций России…. 8
1.3. Роль городских изданий в формировании культуры и духовности горожан с помощью метода наблюдения 11
Глава 2. Понятие метода включённого наблюдения в современной региональной журналистики 16
2.1. Региональная журналистика: роль и перспективы развития 16
2.2. Приоритетные жанры региональных СМИ (на примере Архангельской областной газеты «Правда Севера» и городской ежедневной газеты «Архангельск») 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Население провинциальных городов и посёлков по-прежнему воспринимает местную прессу в качестве обязательного атрибута. Помощь в решении бытовых проблем, публикации частных объявлений и поздравлений — главный конкурентный ресурс региональных редакций. Таким образом, журналистские жанры в региональных изданиях до сих пор остаются статичными.
Актуальность исследования состоит в том, что оно обращено к проблемам региональной газетной периодики, к ее современному состоянию и тенденциям развития. Вместе с тем, из-за организационных трудностей исследования объекта, отсутствия четкой методологии, районная (городская) газета остается наименее изученной в теории журналистики. При этом автор использует метод включённого наблюдения как один из основных методов, используемых при создании репортажа. В жанре репортажа журналист наглядно воспроизводит эпизоды действительности, показывает событие через ключевые моменты от начала до конца. Непосредственное присутствие журналиста на месте события является обязательным. Перед публикацией репортажа он должен зафиксировать поведение и реакции людей, участников, очевидцев события, а также свои собственные. Жанр репортажа предполагает включение адресата в происходящее.
Научная новизна работы состоит в комплексном теоретико-прикладном исследовании недостаточно изученных вопросов состояния жанрового разнообразия местных изданий. Представленные в исследовании теоретические положения, предложения и рекомендации могут быть использованы для последующих исследований в данной области.
Историография темы. В настоящее время процессы жанровой системы региональных СМИ стали темой для исследования многих авторов. Проблемы стагнации жанрового разнообразия, ограниченность тем и роль в системе средств массовой информации региональных изданий поднимались в работах О.Н. Копытова, А.Г. Качкаевой, А.Н. Лихтина и др., определяющих историографию темы.
Объектом исследования автор избрал использование метода включённого наблюдения в региональной прессе
Предметом исследования является тенденции и перспективы приоритетных жанров региональной периодической печати газет «Правда Севера» и «Архангельск».
Цель исследования заключается в выработке предложений выведения регионального контента из процесса стагнации.
Выдвинутая цель работы, ставит перед нами необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть виды жанров их функции и освоить принцип построения текста в каждом из них;
2. определить какие жанры используются в региональных печатных изданиях;
3. выявить жанры, которые постоянно используются в газете;
4. выяснить особенности использования жанров в данном издании.
В нашем исследовании использованы методы сравнительного анализа, контент-анализа и синтеза для решения поставленных в работе задач, и проверки гипотезы. Эмпирические методы, используемые в работе: анализ публикаций.
Заключение:
Таким образом, исходя из проведённого исследования, можно сделать вывод, что метод наблюдения участника, также известный как этнографическое исследование, это когда социолог фактически становится частью изучаемой группы, чтобы собрать данные и понять социальное явление или проблему. В ходе наблюдения исследователь одновременно играет две разные роли: субъективного участника и объективного наблюдателя. Иногда, хотя и не всегда, группа знает, что социолог изучает их. Цель наблюдения за участниками — добиться глубокого понимания и знакомства с определенной группой людей, их ценностями, убеждениями и образом жизни.
Этот метод исследования был впервые применен антропологами Брониславом Малиновским и Францем Боасом, но в начале ХХ века он был принят в качестве основного метода исследования многими социологами, принадлежащими к Чикагской школе социологии. Сегодня наблюдение за участниками, или этнография, является основным методом исследования, практикуемым качественными социологами во всем мире.
Основное преимущество метода наблюдения заключается в том, что он позволяет наблюдать события и отдельные фрагменты поведения человека в момент их развития, проявления. Наблюдение многомерно и широко охватывает события, раскрывает взаимодействие всех наблюдаемых объектов, позволяет вести наблюдение в естественных условиях.
Наряду с достоинствами метод имеет и отрицательные черты, которые могут существенно повлиять на наблюдение. Они делятся на две группы: объективные и субъективные.
К основным целям, которые ставит перед собой редакция местной администрации, можно отнести: сохранность культурного наследия наших предков, пробуждение интереса к истории родного края, традициям и к занятиям творчеством, к литературе. А вот задачи у каждого свои, каждый призван выполнить свою часть работы. Если действия организованы хорошо, слаженно, то и результат получается соответствующий. Таким образом, если поначалу газета всего лишь оказывала информационную поддержку, то впоследствии новые идеи обсуждались с партнерами, разрабатывался план совместных действий, готовились материалы, предваряющие мероприятия, рассказывающие об истории производства этой продукции.
Сегодня редакции отведена довольно значительная роль – она не только информирует людей, но и выполняет просветительскую функцию: после объявления о предстоящем фестивале в газете публикуются материалы об истории промысла, о династиях, занимавшихся подобным ремеслом. Ценный архивный материал готовят сотрудники библиотеки, где создан свой музей, а задача работников редакции – разыскать людей, которые и сейчас продолжают дело своих предков, рассказать о них на страницах газеты. Таким образом, ко времени проведения фестиваля у читателей не только появляется интерес к теме, но они получают серьезный багаж знаний, знакомятся заочно с мастерами, с которыми предстоит встретиться.
Данные выводы позволяют автору исследования сделать следующие практические рекомендации:
— Анализ материалов корреспондентов печатных, электронных и телевизионных СМИ показал, что расследования с использованием метода наблюдения участников проводятся по социально значимым актуальным вопросам и позволяют общественности получить информацию, которую отдельные организации или люди предпочли бы скрыть.
-Такие журналистские произведения характеризуются наличием мнений, событийным характером изложения, участием журналиста в самой ситуации, присутствием авторского «я» и реакцией общества.
-В исследовании обоснована важность подготовительного этапа для работы с методом наблюдения участников, поскольку недостаточная осведомленность журналиста в проблеме или явлении, которое он намерен изучать, может привести к коммуникативной неудаче в общении с героями будущего текста, нарушению этапов самого наблюдения и, как следствие, — неэффективному материалу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Метод включенного наблюдения как особенность современной прессы
1.1. Общее понятие метода включенного наблюдения
Многие исследования наблюдения участников не столь продолжительны по времени, как этнография, не столь всеобъемлющи по масштабу. Но даже при ограниченном использовании этого метода невозможно отрицать его возможности для получения глубоких выводов и понимания контекста.
Наблюдение за участниками, может быть, одним из самых захватывающих, сложных и, потенциально, плодотворных методов исследования массовой коммуникации (1). Захватывающим, потому что этот метод обещает обеспечить редкий взгляд во внутреннее святилище медиапроизводства, ту привилегированную область, в которой профессионалы медиа занимаются своим ремеслом, принимают решения и создают свои коллективные излияния для потребления остальными (2). Учитывая легкость доступа к медиаконтенту, исследования медиапродукции многочисленны, но только в нескольких исследованиях проводилось детальное изучение «закулисья». Эти исследования, о которых пойдет речь ниже, позволили получить важные сведения о комплексе ограничений, давления и сил, которые окружают, отбирают и формируют медиапродукцию.
Поэтому вхождение в сферу медиапроизводства по-прежнему вызывает ощущение вступления на относительно неизученную территорию. Хотя прошлые исследования дали общие карты этой территории, нет недостатка в новых исследовательских маршрутах, которые предстоит пройти. Более того, учитывая меняющийся характер ландшафта медиаиндустрии, а также изменения в теории массовой коммуникации за последние годы, результаты исследований, проведенных всего несколько лет назад, сейчас могут нуждаться в обновлении и пересмотре. Обещание узнать и теоретизировать что-то новое всегда остается очевидной возможностью. Кроме того, любому социологу было бы трудно не воодушевиться возможностью изучения сферы медиапроизводства, и особенно производства новостей.
Несмотря на это, профессионалы СМИ имеют привилегированный доступ к важным лицам, принимающим решения, центрам власти и последним социальным и политическим событиям. В отличие от подавляющего большинства исследований наблюдения участников, исследования профессионалов СМИ не имеют прямого отношения к «отсталым» членам общества — бедным, обездоленным и тем, кого называют девиантными — но, что необычно, к элитной группе, которая сама имеет тесные связи с другими влиятельными группами и институтами. Если профессиональные группы и организации в целом лучше приспособлены к тому, чтобы противостоять наблюдению со стороны (что всегда иронично в контексте журналистики с ее хваленым утверждением о «праве общества знать»), то после получения доступа эта же профессиональная и организационная власть может стать интересным предметом для изучения сама по себе.
То, как журналисты и новостные СМИ взаимодействуют с другими организованными центрами профессионализма, социальной и политической власти, давно замечено участниками-наблюдателями как фундаментальные отношения, имеющие далеко идущее значение, отношения, для выявления которых метод наблюдения участников подходит как нельзя лучше. Наблюдение участников также может быть очень сложным. Оно требует от исследователя многого, включая продолжительное и интенсивное пребывание в полевых условиях и способность размышлять и адаптировать свои идеи и поведение на протяжении всего процесса исследования. Строго говоря, наблюдение участников это не один метод, а скорее методологический подход, включающий как минимум три различные формы сбора данных и соответствующие навыки.
Во-первых, исследователь должен научиться стать хорошим наблюдателем; во-вторых, он должен приобрести навыки беседы и интервьюирования своих профессиональных субъектов; и, в-третьих, он должен обнаружить, получить и, в некоторых случаях, создать различные формы организационной документации. По каждому из этих пунктов можно с пользой использовать вопросы количества или частоты, хотя очевидно, что наблюдение участника больше опирается на качественные, чем на количественные способы исследования и интерпретации.
В то время как другие методы исследования обычно предполагают разработку и применение исследовательского инструмента, будь то график кодирования контент-анализа, анкета опроса или график интервью с аудиторией, участник-наблюдатель становится своим собственным инструментом исследования. Он/она должен физически поставить себя в положение, из которого он/она будет вести наблюдения (сбор данных), и зависит от практических навыков составления полевых заметок (регистрация данных). То, как участник-наблюдатель реагирует на незнакомую профессиональную среду и договаривается об отношениях в поле, также может стать объектом саморефлексии и рефлексивности.
Рефлексия собственных интеллектуальных и эмоциональных реакций может дать важное представление о нормах, а зачастую и негласных правилах, обычаях и ценностях, определяющих профессиональную практику наблюдаемых; она также может сделать более рельефной и профессиональную практику исследователя. Это может оказаться дезориентирующим опытом. В то время как исследователь пытается интерпретировать и понять рабочую среду своих профессиональных субъектов, он также вынужден размышлять о личных ценностных позициях, теоретических обязательствах и предположениях. Полевые отношения также могут стать источником дополнительного дискомфорта и, скорее всего, будут пересматриваться на протяжении всего исследования. Если все хорошие исследования должны включать рефлексивность, то наблюдение участников по своей природе требует этого. Отчасти именно поэтому метод может оказаться столь полезным.